Бессонова Нелли Васильевна, учитель истории МОУ Жердевская СОШ №2


Тема: «
Методические рекомендации по применению технологии проведения гражданского форума»

1. Презентация «Гражданский форум»
(.pdf -1,52 Mb, для загрузки файла требуется время)

2. Статья «Методические рекомендации по применению технологии проведения гражданского форума»
(.pdf -297 kb, для загрузки файла требуется время)

 

33 комментариев на странице “Бессонова Нелли Васильевна, учитель истории МОУ Жердевская СОШ №2

  1. Уважаемая Нелли Васильевна! Тема, затронутая в Вашей статье, очень актуальна в сегодняшнее время. Мне кажется, что подрастающему поколению не хватает именно умения вести диалог и отстаивать свои взгляды и убеждения. Меня интересует вопрос организации гражданского форума в сети Интернет. На Ваш взгляд, возможно ли организовать такой форум посредством Интернета и какие преимущества Вы в этом видите

    1. Здравствуйте, Светлана Павловна. Несомненно Интернет предлагает большие возможности для контакта, общения, обсуждение. Форум, организованный в сети даёт возможность актуализировать тему, провести анкетирование, выявить пути решения, но, я считаю , что непосредственное общение участников придаёт особую психологическую атмосферу. Оптимальный вариант – сочетание Интернет- форума и непосредственно Гражданского форума.

      1. Уважаемая Нелли Васильевна!
        Полностью согласен с Вами, что гражданский форум в режиме Интернет-общения неизбежно утратит ряд преимуществ. Но сочетание непосредственно “живого” гражданского форума и Интеренет-форума – это на самом деле оригинальная и интересная мысль. Поэтому хотелось бы уточнить, как Вы себе представляете такое сочетание?

  2. Уважаемая Нелли Васильевна!
    Я полностью согласен с Вашим мнением. В школах необходимо не только изучать прошлое, но и применять те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Форум – это эффективная форма обучения. Надо учить детей вести диалог, общаться, уважать позиции другого, развивать навыки публичного выступления. Формирование гражданственности через форум – качественно новый элемент в системе образования, но хотелось бы познакомиться с тем, как вы используете данную методику и какие у Вас результаты?

    1. Уважаемый Сергей Александрович, гражданский форум – новое веяние в процессе обучения. Он позволяет не только заявить и обозначить тему, но и способствует формированию политической культуры, гражданственности, толерантности. Я применяю этот метод в старшем звене (10 – 11 класс), так как считаю, что в этом возрасте обучающиеся уже имеют определённый опыт и могут осознанно и агрументированно отстаивать свою точку зрения. Кроме того гражданский форум учит не только обозначать своё мнение, но и умению видеть и принимать другие подходы. Я провожу Гражданский форум 1 раз в год. (так как подготовка обучающихся должна быть серьёзная и основательная) Темы: Наркотики и дети: как сохранить будущее? ; Военная служба: какая армия нам нужна? Что же касается результатов – то здесь необходимо учитывать тот факт, что гражданственность и патриотизм за одно два занятия не сформируешь! Я считаю, что диалог – это уже результат. Анкетирование в начале и конце форума позволяет отследить тенденции и определить дальнейшее направление учебной деятельности.

      1. В своём ответе Вы не пишете, насколько дети активны при проведении данного вида учебной деятельности, нравится ли им участвовать в форумах и каковы результаты?
        Сергей Кузьмин

        1. Обучающимся нравится такая форма деятельности. Они проявляют иннициативность и интерес, обсуждают поднятую проблему не только в ходе форума, но и с другими учителями, родителями, сверсниками и друзьями. По окончании форума оформляют информационный стенд.
          Задуматься – значит сделать первый шаг к решению проблемы. Данная форма деятельности не только актуализурует проблему, но и повышает мотивацию к процессу обучения в целом. Способствует формированию политической культуры, гражданской позиции. Так, например, по результатам опроса все юноши 11 класса ответили положительно на вопрос :Нужно ли идти служить? Пойдёшь ли ты служить?

  3. Здравствуйте,Нелли Васильевна!
    Данная работа требует огромной подготовки. Каким образом вы реализуете на практике данную технологию?

    1. Добрый день, Оксана Викторовна. Действительно, гражданский форум требует серьёзной подготовки. Есть несколько вариантов для реализации данного метода. Один из вариантов – дискуссионная брошюра. Которая может быть выполнена как до, так и во время форума. Здесь используется анкетирование, определяется проблема, пути решения. Ещё один вариант – социальный проект. Гражнанский форум может стать как началом социального проекта, так и его логическим завершением. В этом случае в работу вовлечены не только обучающиеся конкретного класса, но и школы или нескольких школ. Конечно это зависит от темы форума и заявленной проблемы.

  4. Уважаема Нелли Васильевна! Я поддерживаю Вашу позицию в отношении использования гражданского форума в рамках развития гражданского образования. Я считаю, что это будет способствовать развитию гражданской позиции обучающихся, что в свою очередь формирует толерантность. Какие бы методы Вы могли бы предложить для работы с младшими школьниками?

    1. Добрый день, Елена Николаевна. Несомненно, формировать политическую культуру и гражданскую позицию необходимо с младших классов, если не раньше. Я считаю, что в начальной школе важно научить детей слышать другое мнение, не похожее на его. Дети должны осознать, что любой вопрос имеет несколько подходов к решению. На уроках можно организовать беседу, с обязательной агрументацией. Очень полезна формула ПОПС. Конечно сразу дети не смогут дать полный ответ, он если организовать работу по ступеням – всё получится. Можно организовать экскурсию (Например тема : Наши Родники). Младшие школьники с интересом работают в сети Интернет, возможно организовать форум : Как спасти родник? Большую роль играют родители, считаю важным привлечение родителей в обсуждении проблемы.

  5. Здравствуйте, уважаемая Нелли Васильевна!
    Нелегко современному педагогу осуществлять образование и воспитание граждан новой России, учить отношениям гражданина с государством и обществом на демократических основах. Для воспитания свободного гражданина требуется не только время, но и долгая кропотливая работа, которая ведется в школе. Требования новых стандартов позволяют развивать навыки гражданственности у подрастающего поколения, чему способствует представленная Вами технология. Но у меня возник ряд вопросов по поводу Вашей статьи. Как Вы практически реализуете проведение гражданского форума? Какие темы затрагиваете? Как относятся Ваши обучающиеся к данной технологии?

    1. Добрый день, Ольга Юрьевна. я проводила гражданский форум в 2009 – 2010 учебном году по теме “Военная служба: какая армия нам нужна?”, в 2010 – 2011 году – “Наркотики и дети: как сохранить будущее?” Обучающиеся 10, 11 классов с интересом относятся к данному мероприятию. Проявляют активность и иннициативность в подготовке и проведении форума.

      1. Нелли Васильевна! Хотелось бы узнать: эти темы были выдвинуты самими детьми или появились в результате Вашей инициативы? Как вообще может “рождаться” тема для гражданского форума? (Ибо очевидно, что сама тема, ее формулировка достаточно много значат для мотивации учеников).

  6. Уважаемая Нелли Васильевна! Очень интересен оказался для меня Ваш подход к определению и разграничению понятий “диалог” и “дебаты”, так как, собственно, и то, и другое, по большому счёту, и есть диалог. Вы отмечаете, что одной из отличительных черт диалога от дебатов является дружелюбность и непозволительность обидеть собеседника. Не кажется ли Вам, что и диалог может носить агрессивную окраску? И, как дебаты, быть позиционированным на спор?

    1. Уважаемая Елена Евгеньевна, Важным отличием диалога является то, что обучающиеся выссказывают разные подходы к решению одной проблемы. И, если дебаты предусматривают отстаивание своей позиции, то диолог показывает разноплановость решения проблемы. Например, тема наркомания. Один подход – просвещение , информированность общества о последствиях наркотизации; второй подход – здоровье, т.е. здоровый образ жизни и т.д.; третий – закон, обеспечение правовой защиты. Каждый из подходов не исключает следующий, в этом приципиальное отличие диалога.

  7. Уважаемая Нелли Васильевна!
    Гражданский форум, на мой взгляд, очень продуктивная форма обучения. В ходе которой, кроме прочих результатов, Вы можете получитьь представление о взрослости суждений обучающихся, их социальной зрелости.
    Хотелось бы узнать, как при этом учитываются возрастные особенности обучающихся , на какую возрастную категорию рассчитан этот метод?

    1. Добрый день. Я применяю данный метод в 10-11 классах. В 8-9 классах я готовлю обучающихся к такой объёмной и разноплановой работе. При подготовке я использую такие методы как круглый стол, коференция, семинар, эссе и др.

  8. Нелли Васильвна! В своей статье Вы поднимаете актуальную тему.В основе философии гражданского форума лежит идея о том, что демократия начинается с диалога. И качество этого диалога напрямую определяется качеством самой демократии.Я с Вами согласен, что общественное суждение рождается в диалоге, стремлениии понять позиции другого, найти компромисс, предвидеть последствия принимаемых решений. Это нелегко и требует навыка. Цель гражданского форума – дать такой навык.На ваш взгляд с какой ступени обучения следует формировать эти навыки?

    1. Андрей Викторович, я считаю что формировать умение слышать и слушать необходимо с раннего детства. Что же касается непосредственно методики, я считаю необходимо готовить с 8 класса, так как в этом возрасте обучающиеся уже имеют определённый социальный опыт.

      1. Нелли Васильевна! Большое спасибо за Ваш ответ. Постараюсь учесть Ваше мнение в своей работе!

  9. Уважаемая Нелли Васильевна!
    В своей статье Вы пишите:”Исходя из этих принципов в систему школьного обучения входят новые методы и приѐмы: круглый стол, научно-практическая конференция, интерактивное обучение и т.д. Одним из них является гражданский форум”. По-вашему мнению, “конференция,круглый стол, гражданский форум” – это методы и приемы?! А что вы относите тогда к формам организации?
    С уважением Г.З. Праздникова, ТОИПКРО

    1. Здравствуйте. При огранизации и проведении круглого стола, научно-практической конференции, гражданского форума используются схожие методы и приёмы. По характеру познавательной деятельности – проблемное изложение, исследовательская деятельность; по источникам знаний – словесные и наглядные; по степени самостоятельности – дискуссия, диалог, анкетирование, презентация.

  10. Уважаемая Нелли Васильевна!
    В своей презентации вы обращаете внимание на специфику таких форм ведения диалога, как собственно диалог и дебаты. Какая из этих форм находит применение в вашем опыте организации гражданского форума: вы отдаете предпочтение какой-то одной или используете и ту, и другую? И почему?

      1. Спасибо за ответ.
        А в чем тогда, на ваш взгляд, недостаток дебатов (с точки зрения комплексного подхода)?

  11. Уважаемая Нелли Васильевна! Меня приятно удивило, что Вы в своей деятельности используете такую достаточно сложную методику как гражданский форум. При эффективном применении она позволяет решать целый комплекс проблем, связанных с формированием гражданской компетентности личности, ориентацией в современной общественно-политической жизни, универсальных умений работы с информацией, коммуникативных умений. Однако эта методика требует достаточно высокого уровня, во-первых, подготовки учащихся, а во-вторых – их активности. Нет ли риска того, что подготовка и проведение такого сложного мероприятия как гражданский форум может приобрести формальный характер (учитель распределяет роли; готовит практически весь материал, а во время самого форума звучат заранее заученные речи)?
    И второй вопрос: Удается ли Вам во время проведения гражданского форума вовлечь в обсуждение не только специально готовившихся участников, но и остальную аудиторию (в т.ч. – взрослую ее часть)? Что вы для этого делаете?

    1. Добрый день, Игорь Николаевич. спасибо за вопросы. Конечно данная методика требует высокого уровня не только обучающихся, но и педагога. Я сталкнулась с определёнными трудностями при проведении форума – это и активность и коммуникативность обучающихся. Но считаю такую работу необходимо вести! Как обучающиеся научатся высказывать свою точку зрения и вести диолог, если такая работа не ведётся? Что же касается привлечения взрослых, мы приглашали участкового педиатора – Якущенко Т.Е., представителя правоохранительных органов – Швечихина А.В., Участие принимали педагоги школы: Терёшкина Н.И. (учитель химии), Богданова Е.С.(учитель биологии). (Тема Наркотики и дети)

  12. Уважаемая Нелли Васильевна! Проблема формирования активной гражданской позиции наиболее остро стоит на современном этапе развития нашего общества. И гражданский форум – это возможность формировать у наших детей качества личности, которая не будет стоять в стороне от тех процессов, которые происходят в обществе. Но каждая свободная личность имеет право на свое мнение. Рассматривались ли на ваших форума точки зрения, диаметрально противоположные общепринятым?
    С уважением, Шаболдина Е.В.

  13. Нелли Васильевна! Что, на Ваш взгляд, самое сложное в организации и проведении гражданского форума (исходя из вашего личного опыта, разумеется)? И, наоборот, среди всех преимуществ этой методики, чтобы Вы поставили на первое место?

  14. Уважаемая Нелли Васильевна! Гражданский форум, как метод обучения, и качественно новый элемент в системе образования, – все это замечательно. И как правильно Вы отметили, стал возможным в процессе становления правого государства и гражданского общества. Можно ли считать, что у нас правовое государство? Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *