Кузьмин Сергей Александрович, учитель математики и физики МОУ Заворонежская сош Мичуринского района


Тема: «
Развитие нестандартного мышления учащихся – одно из направлений работы в рамках президентской инициативы
«Наша новая школа
»

1. Презентация «Развитие нестандартного мышления учащихся через решение задач на уроках математики»

2. Статья «Развитие нестандартного мышления учащихся – одно из направлений работы в рамках президентской инициативы «Наша новая школа»
(.pdf -281 kb, для загрузки файла требуется время)

3. Видеоролик

4. Блог

 

46 комментариев на странице “Кузьмин Сергей Александрович, учитель математики и физики МОУ Заворонежская сош Мичуринского района

  1. Уважаемый Сергей Александрович! Меня заинтересовала тема Вашей статьи, так как она перекликается с моей темой. Важно научить ребенка учиться, совершенствоваться всю свою сознательную жизнь! И математика именно та наука, которая способствует этому. Мне интересно, организуете ли Вы в урочное время решение “интересных” задач, или это происходит только в рамках очно-заочной школы выходного дня?

  2. Уважаемая Светлана Павловна!
    Решение “интересных задач” – это ежедневный и увлекательный труд. Просто важно задачу сделать интересно, преподнести её так, чтобы каждый ученик попытался её решить. Это и есть лучший способ организовать познавательную деятельность учащихся. Спасибо за комментарий.
    С уважением, Сергей Кузьмин

  3. Уважаемый Сергей Александрович!
    Ваше занятие, представленное в видеоролике, очень эмоционально, наверняка, такая активность педагога не оставляет равнодушными Ваших учеников.
    Используемые Вами материалы по развитию творческого мышления, в частности, интересные задачи, как один из приёмов развития гибкости мышления, Вы успешно демонстрируете на уроке и в своей статье.
    А какие учебные условия, способствующие развитию нестандартного мышления, Вы создаёте на занятиях?
    Спасибо.
    С уважением
    Е.Ю. Бойко, ТОИПКРО

    1. Уважаемая Елена Юрьевна!
      Если бы Вы знали, какой я был противоречивый и конфликтный в начале своей педагогической деятельности! Только спустя годы я понял – учитель-одиночка многого не добьется. Только вместе со своими коллегами-единомышленниками можно наладить систематический, последовательный, интересный и увлекательный познавательный процесс. К счастью, мои инициативы и предложения администрация нашей школы воспринимает с пониманием и идет мне навстречу. У нас стараются подбирать учителей в класс близких по характеру и духу между собой. У меня есть все, что нужно, для работы в классе: мультимедийный проектор, компьютеры, интернет. Доверие, взаимоуважение, контакт с коллегами, с администрацией – все это делает мой труд спокойным и уважительным. Я стараюсь всегда создавать на уроках и внеклассных занятиях психологически комфортную обстановку, стараюсь раскрепощать детей. Я не сторонник зубрёжки, для меня главное – понимание материала, правильность и логичность мышления ребенка. У меня две дочки-близняшки, у меня с ними полное взаимопонимание. Общаясь с ними, я вижу, чего хотят дети, и стараюсь желания детей реализовывать в своей работе. Но у меня есть и трудности: я сам говорю очень быстро, мыслю быстро, поэтому всегда, когда беру новый класс, у меня проблемы со во взаимопонимании с детьми. Я прошу детей потерпеть месяц-два, и все наладится. И действительно, все потом у нас хорошо. За это я очень благодарен своим ученикам.
      Спасибо Вам, Елена Юрьевна, за внимание ко мне. С уважением, Сергей Кузьмин.

      1. Спасибо, Сергей Александрович, за обстоятельный ответ. Желаю Вам и в дальнейшем успешно реализовывать свои творческие планы, взаимопонимания с администрацией и творческих учеников. Удачи!

  4. Уважаемый Сергей Александрович!
    Познакомилась с Вашим материалом. Считаю, что представляет интерес для всех учителей, т.к. содержит систематизированные задания по формированию нестандартного мышления. Но не совсем поняла, почему Вы считаете, что именно эта задача (с червячком) формирует нестандартное мышление. Ведь эта задача из программы дополнительного образования «Юным умникам и умницам», которая направлена на развитие познавательных способностей.

    1. Уважаемая Ольга Ивановна!
      Мне эту задачу принесли учителя начальных классов, работающие по системе Занкова. Почему нестандартное мышление? Дело в том, что все эту задачу решают путем следующих рассуждений: вверх – 3 метра, вниз – 2 метра, значит, за сутки – только на 1 метр вверх. Так как высота столба 10 метров, потребуется 10 дней. Но Вы же прекрасно видите ошибочность рассуждений. Я в статье отметил, что очень важно видеть главное во второстепенном. Вот эта задача – именно такой случай. По этой задаче больше не могу дать пояснений, так как не хочу раскрывать всех секретов.
      С уважением, Сергей Кузьмин.
      P.S.
      Как Вам задача о рыбках?

  5. Уважаемый Сергей Александрович!
    Я рада, что моя работа вызвала у Вас интерес и желание применять некоторые здоровьесберегающие технологии в деятельности. Я, как учитель музыки, также высоко оцениваю Ваш опыт по развитию творческих способностей детей и их нестандартного мышления на уроках математики. У Вас очень интересный подход к раскрытию темы, много конкретных примеров из жизни. Вы не просто учитель математики и физики, Вы настоящий творец!

    1. Уважаемая Юлия Геннадьевна!
      Спасибо за высокую оценку! Участие в конкурсе “Учитель года” открывает для нас новые имена, новые технологии. Я очень рад нашему виртуальному знакомству. Развитие нестандартного мышления на любом уроке без здоровьесберегающих технологий не оправдывает себя.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  6. Уважаемый Сергей Александрович! Вы активный сторонник профилизации современной школы. Ваше отношение к обязательному экзамену по математике в гуманитарных классах?

    1. Я вижу, какие перегрузки у моих дочек-близняшек в 10 классе. Они учат всё, так как хотят иметь хорошие оценки по всем предметам. Мне их искренне жаль, но помочь им я ничем не могу. Для поступления в вуз им нужна химия, биология, физика (готовимся в медицинский). Вижу только один выход – профилизация старшей ступени. Конечно, математика не всем нужна (кто после школы помнит, что такое производная?). Но если ученик здраво смыслит, то сдать ЕГЭ по математике в том виде, в котором он проводится – не проблема. Вопрос в том, на сколько баллов. Детей из гуманитарных классов, как правило, не интересуют баллы по математике. А мы не можем перестроить себя сами. Хотим, чтобы все учащиеся сдавали ЕГЭ по математике хорошо. В принципе, я не против ЕГЭ по математике в таких классах. Но можно было бы в гуманитарных классах сделать математику экзаменом по выбору.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  7. Уважаемый коллега! Профилизация современной школы – это насущная потребность сегодняшнего времени. Будущее, на мой взгляд, за профильными школами и классами. С интересом прочитала Вашу статью. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!

    1. Уважаемая Елена Николаевна!
      Я не могу судить однозначно, хотя в целом согласен с Вами. Будущее, действительно, за профильными школами и классами. Но учить односторонне и однозначно тоже нельзя. Просто необходимо по каждому школьному предмету выделить главное, отбросить второстепенное и сосредоточиться на основном материале, тем самым выиграть время на изучение профильных предметов. Выделять главное в непрофильных предметах трудно, но нам придется это делать.
      Спасибо за поддержку и понимание!
      С уважением, Сергей Кузьмин

  8. Уважаемый Сергей Александрович! Тема “Развитие нестандартного мышления учащихся” в современных условиях развития образования действительно очень актуальна. Мышление детей настолько закрепощено, что они порой не видят решение простой, но нестандартно сформулированной задачи. Наши дети привыкли работать по шаблону. Мне понравилась идея с созданием очно-заочной математической школы выходного дня. Какие конкретные результаты этой работы уже достигнуты?

    1. Уважаемая Наталия!
      Очно-заочная математическая школа – шаг навстречу тем детям, которые любят математику, но не имеют возможности оплатить услуги репетитора. Есть Дома творчества, где можно выделить ставки для педагогов дополнительного образования, которые будут заниматься с одаренными детьми. Наша школа базовая, располагается на удобном транспортном маршруте. Подъезд детей в школу удобный. Дети из других образовательных учреждений имеют возможность во второй половине дня заниматься дополнительно математикой в нашей школе.
      Мною разработана программа по работе с одаренными детьми, по которой я работаю пока только в своем классе, а с 1 сентября, после прохождения процедуры лицензирования, данная программа начнет действовать на территории района, и дети из других школ будут приезжать в нашу школу для дополнительных занятий математикой.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  9. Уважаемый Сергей Александрович!
    Очень интересно было ознакомиться с Вашими рассуждениями по поводу развития нестандартного мышления обучающихся.
    Хотелось бы узнать, а какие педагогические технологии являются ведущими в Вашей практике?

    1. Уважаемая Ольга Валерьевна!
      Я не думаю, чтобы Вы не знали меня до этого областного конкурса. Я человек общительный, любознательный, гостеприимный. Многие выпускники школ города знают меня, как учителя математики. Меня знают все учителя математики Мичуринска и соседних районов, так как я часто читаю лекции на курсах повышения квалификации и на семинарах учителей математики в рамках подготовки к ЕГЭ. На курсах я часто рассматриваю самые сложные вопросы. Вот и на конкурсный урок я взял один из самых сложных вопросов. Да, тяжело, но нужно. Я раньше не задумывался, на какие педагогические технологии опирается мой опыт. Но мне посчастливилось побывать на курсах повышения квалификации в Москве. Там я встречался с интересными людьми, талантливыми педагогами! И вот тогда я понял, что волей или неволей я использую элементы технологии критического мышления, технологии проблемного обучения. А при решении задач часто использую эвристический подход.
      С уважением, Сергей Кузьмин.

  10. Уважаемый Сергей Александрович!
    Какие современные технологии ,на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными при формировании нестандартного мышления обучающихся ?

    1. Уважаемая Ольга Юрьевна!
      При формировании нестандартного мышления наиболее эффективными являются технологии развивающего мышления, проблемного обучения, технология критического мышления.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  11. Сергей Александрович, Вы организовали в базовой школе в районе очно-заочную математическую школу выходного дня. Замечательная идея! Расскажите пожалуйста подробнее об этой школе (организация, количество участников, их возраст; результативность, наиболее интересные находки и т.д.)
    Спасибо

    1. Уважаемая Надежда Константиновна!
      Я работаю в базовой школе учителем математики, являюсь руководителем районного методического объединения и работаю на 0,5 ставки методистом МУ ИМЦ Мичуринского района. Мне приходится часто проводить открытые уроки, семинары по подготовке к ЕГЭ, рассматривать решения сложных задач. На курсах учителей математики я рассматриваю вопросы по теории вероятности и элементам комбинаторики, решения олимпиадных задач. Мне приходилось заниматься с некоторыми детьми индивидуально. В результате этих занятий Ененкова Кристина (МОУ Панская СОШ) в 2008 году сдала ЕГЭ по математике на 87 баллов и стала студенткой технического вуза, Баев Вадим (МОУ Новоникольская СОШ) в 2010 году сдал ЕГЭ по математике на 87 баллов и поступил в Мичуринский университет (экономический факультет). К идее создания очно-заочной школы меня подвигли просьбы родителей сельских школьников заняться с их детьми дополнительно. Таких детей много. Но я же вижу их материальное обеспечение… Поэтому предложил им заниматься группой по выходным. Ведь есть же заочные математические школы при престижных вузах: МГУ, МФТИ, МЭИ и т.д. Но ездить туда не всем по карману. Пока я занимаюсь по программе очно-заочной математической школы с учащимися своей школы, своими десятиклассниками. Их 6 человек. Уже есть промежуточные результаты: Жирков Иван стал призером олимпиады по математике, проводимой Тульским государственным политехническим институтом. Думаю, что в этом году я пройду процедуру лицензирования очно-заочной районной школы и с 1 сентября 2011 года, наберу учащихся со школ района. Думаю, моя идея станет реальностью, и учениками этой школы станут обучающиеся Новоникольской, Круглинской, Мановицкой школ и Турмасовского филиала.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  12. Уважаемый Сергей Александрович!
    Ваш подход к развитию нестандартного мышления как нельзя лучше отвечает современным вызовам образования, обеспечивая успешную социализацию наших выпускников. А не было мысли вывести свою очно-заочную математическую школу на новый уровень, сделав ее доступной, благодаря возможностям интернет-технологий, для ребят из других территорий?

    1. Уважаемая Елена Александровна!
      Ваше предложение заманчиво. Я об этом не думал, но вряд ли я смогу обеспечить своей школе такой уровень. Ведь такая работа требует огромных временных затрат, а со временем у меня проблемы. Беру любые подработки, материальную составляющую не могу отбросить.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  13. Уважаемый Сергей Александрович, ваша статья очень заинтересовала меня. Я с вами полностью согласна в том, что старшее звено школы должно быть профильным. Видно, что вы творческий педагог. Мне было бы интересно узнать, что вы считаете приоритетным: развитие творческих или интеллектуальных способностей учащихся на ваших уроках?
    С уважением, М. Маркина

    1. Уважаемая Маргарита Александровна!
      Каждый опытный педагог понимает, что воспитание и обучение – это единый процесс. Старшее звено однозначно должно быть профильным, иначе дети просто не выдержат конкуренции!
      Я не могу считать приоритетным ни развитие творческих, ни интеллектуальных способностей, т.п. развивая творческие способности, развиваем интеллект, развивая интеллектуальные способности – развиваем творческие возможности.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  14. Уважаемый Сергей Александрович!
    В Ваших материалах представлены методы обучения для развития нестандартного мышления, приведены задачи. В видеоролике видна активность занятия, дети заинтересованы в разборе и решении задач. Как Вы считаете, всегда ли можно подобрать простую задачу, которая требует нестандартного решения, к любому занятию, уроку или теме ? Много ли таких задач Вы придумали сами?

    1. Уважаемая Лариса Владимировна!
      Я рад, что вызвал у Вас потребность в общении. Первые 10 лет работы я пропагандировал “учение с увлечением”. Проводил уроки-КВН, викторины, турниры, выпускал стенгазеты и, разумеется, Вы понимаете, какое количество интересных задач у меня набралось. Со временем я понял, что учеба – это напряженный, ежедневный труд, но это не мешает мне иногда взять на урок интересную задачу и сделать её стержнем урока.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  15. Уважаемый Сергей Александрович! Скажите пожалуйста, как в процессе контроля за знаниями обучающихся Вы оцениваете “точки роста” ваших учеников.
    Спасибою. Елена Яковлева.

    1. Уважаемая Елена!
      Отследить результаты работы учащихся опытному учителю несложно. Даже в упражнениях для устного счета дети видят, насколько их уровень знаний со временем повышается. То, что раньше было трудно, теперь легко и доступно. Уверенность в том, что ты что-то можешь, это лучшее для ученика.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  16. Уважаемый Сергей Александрович! Как Вы используете метод проектов для развития нестандартного мышления школьников?
    С уважением, С.А.Мячина.

    1. Уважаемая Светлана Алексеевна!
      Метод проектов в старшем звене – это исследование определенной проблемы, как правило, включающую работу с дополнительной литературой, поиском информации в интернет. Тем самым расширяется кругозор детей, их опыт в исследовательской деятельности. Сопоставление и анализ информации, полученной в ходе подготовки проекта, иногда приводит к оригинальным заключениям, что обеспечивает развитие нестандартного мышления.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  17. Уважаемый Сергей Александрович! Вам передает привет моя коллега и Ваша однокурсница Галина Васильевна. Предлагая учащимся решение нестандартных задач, Вы ориентируетесь, главным образом, на способных детей. Увлекает ли это остальных детей? Повышается ли при этом качество знаний? Много ли учащихся обращается к Вам за консультацией в выходные дни? Спасибо.

    1. Уважаемая Светлана Алексеевна!
      Метод проектов в старшем звене – это исследование определенной проблемы, как правило, включающую работу с дополнительной литературой, поиском информации в интернет. Тем самым расширяется кругозор детей, их опыт в исследовательской деятельности. Сопоставление и анализ информации, полученной в ходе подготовки проекта, иногда приводит к оригинальным заключениям, что обеспечивает развитие нестандартного мышления.
      С уважением, Сергей Кузьмин

    2. Уважаемая Анжелика Анатольевна!
      Извините за комментарий, который к Вам не относится. Я рад за Галину Васильевну – рядом с ней работают такие творческие педагоги, как Вы! Мне очень приятно на форуме конкурса встретить однокурсницу и передать ей привет.
      Отвечаю на Ваш вопрос. Решение нестандартных задач, как правило, не опирается на базовые знания. Эти задачи тем и хороши, что их решить может каждый ученик, поэтому в работу включаются все. Их успешное решение помогает ученикам поверить в свои возможности. за помощью обращаются очень многие, к сожалению, даже приходится отказывать.
      С уважением, Сергей Кузьмин.

  18. Уважаемый Сергей Александрович.
    Тема вашей статьи весьма актуальна. Меня заинтересовал Ваш опыт по созданию
    очно – заочной математической школы выходного дня. Сергей Александрович, а не планировали вы на перспективу, расширить рамки Вашей математической школы, т.е. включить другие предметные области и создать естественно-математическую школу выходного дня.
    С уважением Максакова Н.В.

    1. Уважаемая Надежда!
      Я об этой проблеме не думал. Мне ещё предстоит много работы с упорядочиванием системы работы по математике в свободное время.
      С уважением, Сергей Кузьмин

  19. Уважаемый Сергей Александрович! Ваша статья очень интересна, примеры задач, развивающих творческое мышление учащихся, мне показались занимательными. Скажите, а как Вы работаете с детьми не обладающими математическим складом ума, помогают ли Вам в работе с ними нестандартные задачи?

    1. Уважаемый Андрей Викторович!
      При работе с любыми детьми главное – честность, открытость, умение слушать, и главное, понять. Нет детей бесталанных. Вопрос в том, у кого-то таланты раскрываются раньше, у кого-то позже. Но все и на всю жизнь помнят человечность и доброжелательность. А решить нестандартную задачу может любой и каждый. Главное – сообразить вовремя. Представляете, какую гордость испытывает троечник, решивший такую задачу!
      С уважением, Сергей Кузьмин

  20. Большое спасибо за Ваш ответ!!! Мне кажеться, что Вам удаёться открыть математический талант в каждом своём ученике! Я желаю Вам успехов в Вашей педагогической деятельности!

    1. Андрей Викторович!
      Я прочитал комментарии на Вашем профиле. Мне понравились Ваши суждения. Жалко, что нам с Вами вряд ли удастся поработать в одной параллели. Мне кажется, мы бы нашли взаимопонимание. Желание работать с детьми, развивать их умственные и физические способности в комплексе – это и есть воспитание гармонично развитой личности.
      С уважением Сергей Кузьмин.

  21. Здравствуйте, Сергей Александрович. Уроки Вы начинаете с проблемной задачи, на уроках часто используете элементы технологии критического мышления, технологии проблемного обучения. Все это конечно очень интересно, но каковы результаты Вашей работы?

  22. Уважаемая Ирина Юрьевна!
    Ежегодно мои ученики с желанием принимают активное участие в олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровней. Практически каждый год есть или призеры или победители на муниципальном уровне. В 2009 году на зональной олимпиаде («Интеллектуальный марафон») по математике моя выпускница Козлова Ольга заняла первое место. Многие мои ученики на экзамене по математике берутся за сложные задания. Пусть не все получается, и за некоторые задания они получают по одному – два балла, но и это хорошо. Давайте не забывать о том, в каком социуме мы живем и работаем. Наша школа- это школа для всех, это школа не для избранных. К нам может прийти любой и каждый, и мы никому, ни разу еще не отказали.
    В нашей школе около 20% учащихся детей цыганской национальности, еще 18% – это дети детского дома. В 2009-2010 учебном году я выпускал 11 класс (11 человек), которые на ГИА в 2008 году по математике получили 9 «двоек» из 11. Администрация школы решением педагогического совета с моего согласия передала данный класс мне на старшей ступени обучения. За два года работы мне удалось достичь определённых результатов: на ЕГЭ по математике не получили ни одной двойки. Средний балл в этом классе 41. Просто я старался сделать так, чтобы дети поверили в свои силы, в свои возможности. И результат был достигнут.
    Стараюсь вовлекать детей в различные конкурсы. Большинство моих учащихся принимают участие в международной игре-конкурсе «Кенгуру». Я также являюсь организатором данной игры-конкурса на территории Мичуринского района. В 2009 году выпускник нашей школы Туровцев Алексей поступил в ТГТУ по результатам олимпиады по математики и физики, проводимой по инициативе депутата областной думы А.В. Крапивина. В 2010 году по результатам олимпиады по математике, проводимой Тульским политехническим институтом, ученик 10 класса Жирков Иван набрал необходимое количество баллов и был признан победителем. Ежегодно мои ученики по результатам «Интеллектуального марафона» получают сертификаты для поступления в ТГУ им. Г.Р. Державина и МичГАУ на специальности, где профилирующим является математика.
    С уважением, Сергей Кузьмин

  23. Сергей Александрович спасибо за содержательный ответ. Желаю Вам успехов в Вашей педагогической деятельности.

  24. Уважаемые коллеги!
    Мне приятно было сегодняшнее общение. Я рад и впредь продолжать наше сотрудничество. Мне жаль, что время нашего виртуального семинара закончилось. Есть много проблем, которые можно было бы обсудить. Если желаете продолжить общение, приглашаю Вас на страницу моего блога: http://kuzminsa.blogspot.com/
    С уважением и наилучшими пожеланиями. Сергей Кузьмин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *