Куприна Ольга Ивановна, учитель начальных классов филиала МОУ Цнинской СОШ №2 с. Донское Тамбовского района

Тема: “Формирование познавательных универсальных  действий   в процессе обучения младших школьников”

 

kuprina2

1. Презентация опыта работы «Развитие познавательных  способностей младших школьников  на   основе  реализации развивающего обучения системы  Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова» (.pdf -3,6 Mb, для загрузки файла требуется время)

2.   Развитие  познавательных процессов в  системе дополнительного образования.
Авторская  программа дополнительного образования «Умники и умницы» (.pdf -270 kb, для загрузки файла требуется время)

3. Видеоролик

 

47 комментариев на странице “Куприна Ольга Ивановна, учитель начальных классов филиала МОУ Цнинской СОШ №2 с. Донское Тамбовского района

  1. Объясните, как понять безотметочное обучение в системе Эльконина-Давыдова.

    1. Любовь Алексеевна!
      В системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова результаты выполнения работ не должны оцениваться с помощью отметок. Система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха, во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми, в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся, в-четвертых, отметки вредят личности ребёнка, приходится сортировать детей на хороших и плохих, успевающих и отстающих.
      Поэтому авторы программы рекомендуют учителю использовать альтернативные приёмы. Отметка отменяется, а содержательная сторона должна быть дифференцирована, чтобы каждое усилие ребёнка было оценено.
      Более подробно с такой системой оценки можно познакомиться в книге Г. А. Цукерман “Оценка без отметки”.

  2. Здравствуйте, как на ваш взгляд, развитие таких навыков позволит безболезненно перейти младшим школьникам в среднее звено школы.

    1. Вы написали: “Здравствуйте, как на ваш взгляд, развитие таких навыков позволит безболезненно перейти младшим школьникам в среднее звено школы.”
      Уточните какие навыки Вы имеете ввиду?
      Все без исключения используемые мною формы, виды, приёмы организации учебной деятельности способствуют гармоничному развитию всех сфер мышления младших школьников, активизации и интенсификации познавательной деятельности, совершенствованию необходимых умений и навыков детей, выработке у них глубоких и прочных знаний, формированию устойчивой мотивации. Кроме того, построенный таким образом учебно-воспитательный процесс позволяет учителю осуществлять важную задачу соблюдения преемственности в обучении между начальной и средней школой.

  3. Здравствуйте, Ольга Ивановна! Много лет я работаю по системе Эльконина -Давыдова и считаю, что современный урок литературного чтения -стержневой в формировании образовательных результатов. А как считаете Вы? С уважением , Маркина Т.А., учитель нач. классов МОУ СОШ №31 г. Тамбова

    1. Уважаемая коллега!
      Совершенно согласна с Вами! Современный урок литературного чтения без преувеличения можно считать стержневым в формировании личностных и метапредметных результатов. От того, научатся ли дети в начальной школе работать с текстом, с информацией зависит их успешность во всех предметных областях. А от того, насколько они будут способны получать удовольствие от чтения, сопереживать событиям и героям, во многом зависит выбор ими нравственных ориентиров.
      Поэтому на уроках литературного чтения формирую мотивацию. На художественных текстах стараемся сказать своё «Я» в ответ на авторское, стремимся погружаться в текст с желанием. Этому в полной мере способствует УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, а именно книга по литературному чтению Е.И. Матвеевой. Её уроки всегда интересные, содержательные, высокотехнологичные, ориентированы на открытие новых способов чтения.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  4. Уважаемая Ольга Ивановна! В конце своей статьи Вы задаете вопрос: “Тяжело ли перестраиваться ребенку, если в начальной школе он обучался по развивающей системе Эльконина-Давыдова, а в средней школе – по традиционной системе?”. На мой взгляд, основная и средняя школа давно уже ушла от традиционной системы обучения, используя в своем арсенале современные педагогические технологии. Да и новые федеральные государственные стандарты основной и средней школы направлены на развитие и совершенствование универсальных учебных действий учеников, на совершенствование умений использовать полученные знания в своей практической деятельности. Поэтому не надо опасаться за учащихся начальной школы при переходе в основное звено. То, что они приобрели в начальной школе является хорошим фундаментом для их дальнейшей успешной учебы.

    1. Уважаемая Светлана Павловна!
      Мне понятна Ваша позиция. В настоящее время на средней и старшей ступени обучения, к сожалению, в основном используются традиционные способы и формы работы. А после обучения в начальной школе по системе Эльконина-Давыдова необходимо полностью отказаться от репродуктивных методов и способов обучения, ориентироваться на оптимальное соотношение коллективных форм взаимодействия детей и педагогов, задачный принцип построения предметного материала, учет индивидуальных, возрастных особенностей каждого ребёнка, критериальную оценку (оценку индивидульных достижений каждого ребёнка).
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  5. Уважаемая Ольга Ивановна! В плане проведения методического семинара Вы заявили об авторской программе дополнительного образования “Умники и умницы”, но в Вашей статье о ней

  6. Уважаемая Ольга Ивановна! В плане проведения методического семинара Вы заявили об авторской программе дополнительного образования «Умники и умницы», но в Вашей статье о ней только общие фразы. Хотелось бы узнать основные положения Вашей программы и степень влияния ее на формирование познавательных универсальных действий. С уважением, С.А. Мячина

    1. Уважаемая Светлана Алексеевна!
      Данная программа по курсу “Развитие познавательных способностей. Юным умнмкам и умницам” является модифицированной (рецензирована и лицензирована №302646 от 4.12.08), за основу взята авторская программа О. Холодовой.
      На занятиях использую специально подобранные логически-поисковые задания, задания на развитие психических механизмов и др., направленные на развитие познавательных процессов через практическую деятельность на основе коллективных форм работы (более подробно с программой можно познакомиться на моём сайте).
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  7. Уважаемая Ольга Ивановна!
    Вы профессионально грамотно предоставили нашему вниманию интереснейшую методику оценивания достижений учащихся.
    Хотелось бы узнать Ваше мнение: будет ли она эффективна в других системах обучения?
    С уважением,
    Ивлякова Т.А.

    1. Уважаемая Ивлякова Т.А.!
      Спасибо Вам за очень интересный вопрос и внимание к моему опыту работы.
      На мой взгляд, методика контроля и оценки в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова может использоваться и быть эффективной в других развивающих системах, так как представляет собой совокупность интересных приемов и методов по самооценке, самоконтролю и самопроверке.
      Особенно это актуально в настоящее время, когда принят новый ФГОС начального общего образования.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  8. Уважаемая Ольга Ивановна.
    Просмотрела Ваши фрагменты с уроков, изучила опыт. Видна очень плодотворная работа. Но мне хочется дать более развернутый комментарий Вашему конкурсному уроку «Доли».
    Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствует познавательной активности учащихся. Большинство заданий соответствовали программным требованиям, а часть была ориентирована на талантливых детей. Всё это способствовало развитию творческо-поисковой активности детей, развитие которых опережает возрастную норму. На уроке прослеживалась высокая активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызвали у детей интерес, творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряженной мыслительной деятельности.
    При проведении групповой работы Вы ставили перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод. При решении математических заданий предполагалось развитие у учащихся умения сравнивать объекты, находить связи между ними, формулировать гипотезы и применять их для нахождения ответа поставленной учебной задачи.
    Работайте, согласно Вашему девизу, созидайте, творите.
    Кондратьева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 13 г. Тамбова, член жюри.

    1. Уважаемая Татьяна Ивановна!
      Благодарю Вас за высокую оценку моей профессиональной деятельности.
      Буду продолжать работать согласно своему девизу: “Не впереди ученика, не рядом с ним, а вместе!”
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  9. Ольга Ивановна, мне эту задачу принесли учителя начальных классов, работающие по системе Занкова. Почему нестандартное мышление? Дело в том, что все эту задачу решают путем следующих рассуждений: вверх – 3 метра, вниз – 2 метра, значит за сутки – только на один метр. Так как высота столба 10 метров, значит 10 дней. Но вы же прекрасно видите ошибочность этих рассуждений. Я в статье отметил, что очень важно видеть главное во второстепенном! Эта задача – именно тот случай. По этой задаче больше не могу дать пояснений, так как не хочу раскрывать все секреты.
    С. Кузьмин

  10. ФГОС определяют одну из основных задач – формирование УУД младших школьников. Вы работаете по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.Мне эта система знакома, она действительно благоприятным образом соответствует идее развивающего обучения на основе формирования учебных действий через развитие психических процессов :память, внимание, мышление, воображение…, которые и составляют основу УУД. Проанализировав результаты вашей деятельности, можно положительно оценить опыт вашей работы. Успехов в дальнейшей деятельности!!!

  11. Глубокая работа! Интересный материал! Актуальный в период введения ФГОС! Спасибо!

  12. Уважаемая Ольга Ивановна!
    Действительно, познавательная деятельность учащихся – многогранный и сложный процесс. Непонимание его важности ведет к серьезным ошибкам в организации познавательной деятельности учащихся. Чем раньше мы поможем детям найти пути рациональной организации такой деятельности, тем лучше. Я вижу, что формирование познавательных универсальных действий в процессе обучения младших школьников у Вас четко отработано. Вы анализируете плюсы и минусы обучения по разным системам обучения. Это говорит о том, что Вы находитесь в постоянном поиске, что очень важно для хорошего учителя. Вы правильно понимаете проблему изменения привычек детей при переходе из начального звена в среднее. Но я сторонник занковской системы. С такими детьми легко и просто общаться. Они уже могут высказывать свои мнения, соображения. Работать с ними – одно удовольствие. Меня иногда удивляют умозаключения детей, логичность рассуждений. Мне было бы интересно взять Ваш класс! Я думаю, в силу моего характера я бы нашел с ними общий язык.
    С уважением, Сергей Кузьмин

  13. Здравствуйте, Ольга Ивановна. С интересом прочитала Вашу статью. По данной проблеме я тоже работаю несколько лет. Во втором классе мы с детьми стали заниматься по тетрадям “Юным умникам и умницам”. С интересом дети выполняют задания по развитию памяти, восприятия. А вот задания на развитие мышления и смекалки выполняют с нежеланием. Сталкиваетесь ли Вы с такими трудностями и что предпринимаете в таких случаях?

    1. Здравствуйте, Анжелика Анатольевна.
      Задания по развитию мышления и смекалки мои ученики выполняют с удовольствием. Для этого я использую различные формы групповых работ. В каждой группе находится такой ребенок, который правильно выполнит задание и объяснит правильность его выполнения, выступая в роле учителя. А у моих детей возникают затруднения с заданиями логическо-поискового характера. Хотелось бы узнать есть ли у Вас такие же проблемы и каким способом Вы решаете их.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  14. Уважаемая Ольга Ивановна! Ваша статья современна и актуальна в свете внедрения ФГОС нового поколения. Но хочется узнать, как Ваша работа по формированию УУД способствует развитию слабоуспевающих обучающихся? Есть ли положительная динамика в данном направлении?

    1. Уважаемая Оксана Викторовна!
      Еще К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения. Именно система развивающего обучения Эльконина-Давыдова способствует формированию УУД у любых детей, даже слабоуспевающих (в традиционной системе). Причин этому много, в том числе “Безотметочное обучение”.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  15. Уважаемая Ольга Ивановна! Как реализуется Ваша программа дополнительного образования: каков контингент детей (только Ваши дети?), результаты, дальнейшее развитие. Хотелось бы узнать поподробнее. С уважением, Шаболдина Е.В.

    1. Здравствуйте Елена Валентиновна!
      По данной программе третий год обучаю детей двух групп (мой класс – 3б и параллельный 3а). Дети применяют полученные знания в конкурсах, олимпиадах различного уровня и занимают призовые места.
      Динамику развития познавательных способностей оцениваю с помощью индивидуальных таблиц обучающихся, в которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на первом и последнем занятиях учебного года. За три года наблюдается рост развития психических процессов: Внимания – 5%, Восприятия – 7%, Памяти – 16,4 %, Мышления -7,3%, Воображения- 21,1%.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  16. Уважаемая Ольга Ивановна! Расскажите, пожалуйста, о приёмах, используемых Вами на уроках литературного чтения, которые дают возможность вести диалог. Особенно интересно услышать о приёме “Взрослое чтение” .
    С уважением, Л.А.Журавлёва

    1. Здравствуйте Лилия Анатольевна!
      В своей практике на уроках литературного чтения использую следующие приемы: чтение с иллюстрированием, музыкальное иллюстрирование, раскадровка событий (создание мультфильма), чтение с переводом языка литературы на язык театра, прогнозированнное чтение, описание характера главного героя при помощи его действия, сочинения и др.
      А прием “Взрослого” чтения использую для того, чтобы дети научились оценивать свой уровень чтения. Поэтому совместно с детьми, мы сформулировали критерии “Взрослого” чтения: 1) выделяй голосом ключевые слова, 2) соблюдай паузы, 3) выражай настроение текста. Далее, по мере усложнения текстов, усложняются и требованию к их чтению – “Выразительное чтение”: 1) Грамотное безошибочное чтение, 2) знание текста, 3) умение выделять голосом ключевые слова, 4) делать паузы, 5) менять интонацию, 6) выбирать громкость и темп чтения, 7) осознанность чтения.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  17. Здравствуйте! Меня интересует вопрос: с какого класса (четверти) вы привлекаете детей к проектной деятельности? Спасибо!

  18. Здравствуйте! Я молодой специалист, меня интересует, Все ли дети вашего класса участвуют в проектной деятельности. Как вы этого добиваетесь?

    1. Здравствуйте Елена Ивановна!
      Все дети моего класса участвуют в проектной деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся – это не только работа с литературными источниками, встречи с очевидцами событий, посещение музея, но это и экскурсии в природу, роль которых весьма значительна: школьники проводят самостоятельные исследования непосредственно в природе, общаются с прекрасным. Мысли и чувства, которые возникают в момент исследования, эксперимента, делают знания более глубокими, более прочными, пробуждается познавательный интерес, пытливость, раскрывается волнующая сущность науки. Особо следует обратить на темы проектов. Например, я предлагаю первоклассникам следующие темы: “Капля дождя”, “Добрые дела”, “Радуга – чудо природы”, “Рождение чуда” и др., которые несут в себе заряд настроения, вводят ученика в атмосферу чудес и мотивируют его на дальнейшую работу.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  19. Добрый день, Ольга Ивановна! Судя по Вашей статье, Вы не первый год работаете по развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Хотелось бы узнать, как проходит процесс преемственности между начальной школой и основным звеном в Вашей школе от развивающей системы к традиционной?

  20. Здравствуйте, Ольга Ивановна!
    С большим интересом смотрела Ваш урок математики по теме “Доли”. Мастер – класс был тоже проведён по математической теме. Хотелось бы узнать Ваше мнение об обучении грамоте в системе Эльконина – Давыдова. Что, на Ваш взгляд, способствует формированию грамотного письма в период обучения грамоте?

    1. Здравствуйте, Татьяна Вячеславовна!
      На мой згляд, формированию грамотного письма способствует системное использование определенных приемов, методов, заданий и форм работы.
      Например, использование специальных звуко-буквенных моделей в период обучения грамоте, позволяет детям глубже осознать позиционный принцип письма. Моделируются правила русской графики и орфографии. Модели и схемы становятся для учащихся «опорными сигналами» и позволяет формировать навыки грамотного письма.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  21. Уважаемая Ольга Ивановна, какую роль играют родители в подготовке домашних заданий по данной системе обучения?

  22. Ольга Ивановна, здравствуйте! Требуется ли специальная подготовка учителя для работы по системе Эльконина-Давыдова?

    1. Уважаемая Елена Викторовна!
      На мой взгляд, специальная подготовка учителя для работы по системе Эльконина-Давыдова просто необходима.
      Если Вы заинтересованы в работе по этой системе, рекомендую прочитать труды основоположников данной системы: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского и А.Б. Воронцова, посетить курсы по УМК (В июне предполагается встреча с автором учебника литературное чтение Е.И. Матвеевой) и посетить занятия учителей, работающих по данной системе.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

  23. Уважаемая Ольга Ивановна!
    Развивающее обучение вызывало и вызывает по сей день интерес со стороны ученых умов и школьных учителей.
    Вы в своей статье упоминаете о том, что используете не только проектную деятельность со школьниками, но и исследовательскую.
    Хотелось бы уточнить, какие исследовательские навыки Вы планируете/формируете у своих воспитанников?

    1. Уважаемая Ольга Ушакова!
      Я формирую следующие исследовательские навыки у своих воспитанников:
      – самостоятельный поиск и отбор необходимой информации информации из различных источников;
      – умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, прогнозировать;
      – умение переводить информацию из одной формы представления в другую;
      – специально подобранные и организованнные практические действия;
      – умение оценивать свою работу и работу своих товарищей и др.
      С уважением, Куприна Ольга Ивановна

  24. Уважаемая Ольга Ивановна!
    С опытом Вашей работы я знакома давно. Хотелось бы отметить высокий профессионализм, творческий поход, стремление к постоянному самосовершенствованию. Успешное использование системно-деятельностного подхода, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, систематичская работа по формированию УУД, грамотное владение современными образовательными технологиями отражены в представленных Вами материалах. Спасибо. Мосолитина Наталья Ивановна, МОУ СОШ № 31 г. Тамбова.

  25. Уважаемая Ольга Ивановна! Вами ведётся большая работа по развитию творческого мышления младших школьников. И не только потому, что этому способствует правильно подобранный УМК. Думаю, что это связано с тем, что Вы творческая личность. Вот с таких учителей, как Вы и надо брать пример молодым специалистам. Творческих успехов и достижения поставленных целей!

  26. Уважаемая Ольга Ивановна! Существует ли преемственность в Вашей школе по применению системы Эльконина-Давыдова?
    Спасибо.

  27. Уважаемая Ольга Ивановна!!! Статья Ваша мне понравилась. Хотелось бы знать, какие пути внедрения методики Эльконина-Давыдова в среднем звене современной Российской школы Вы видете?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *