Куприна Светлана Павловна, учитель математики МОУ Сосновская СОШ №2


Тема: «Обучение математике на основе

личностно-ориентированного подхода»

1. Презентация «Обучение математике на основе
личностно-ориентированного подхода»
(.pdf -1,12 Mb, для загрузки файла требуется время)

2. Статья «Обучение математике на основе
личностно-ориентированного подхода»
(.pdf -217 kb, для загрузки файла требуется время)

3. Видеоролик

 

43 комментариев на странице “Куприна Светлана Павловна, учитель математики МОУ Сосновская СОШ №2

  1. В чем преимущества использования технологии укрепления дидактических единиц?

  2. Уважаемая Светлана Павловна! Скажите, пожалуйста, какие методы личностно-ориентированного подхода Вы используете при организации самообразовательной деятельности обучающихся на своих уроках?

    1. Уважаемая Елена! Мне очень приятно, что Вас заинтересовала моя статья!. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
      В своей работе я использую следующие методы личностно-ориентированного обучения:
      – диалог и рефлексия;
      – работа групп учащихся по знаниям, способностям;
      – создание ситуаций выбора и успеха;
      – метод проектов и др.
      В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

  3. Извините за опечатку. Еще раз задаю свой вопрос. В чем преимущества использования технологии укрупнения дидактических единиц?

    1. Здравствуйте, Наталья Викторовна! Спасибо за вопрос.
      Методика укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Пюрвя Мучкаевича Эрдниева основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений. Преимущество технологии УДЕ – активная умственная деятельность ученика, что позволяет постигать азы логического мышления. Применение методики УДЕ значительно усиливает развивающую функцию обучения, повышает интеллектуальный уровень учащихся. Практика обучения показывает, что, например, изучение действий сложения и вычитания выгодно осуществлять на одних и тех же уроках, ибо это облегчает осуществление процесса контроля. Наглядное иллюстрирование взаимно-обратных операций заставляет ученика применять рассуждение т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций.
      Ценным в развитии мышления является решение обратной задачи, так как в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций.
      Одним из основных принципов реализации УДЕ является также метод деформированных упражнений (с «окошком»). В психологическом плане решение примеров с «окошком» основано на многократном сравнении промежуточных результатов с искомым результатом. В процессе решения ученик совершает новые виды логических операций, требующих большой умственной напряженности.
      Повторение через преобразование знаний, через его укрупнение способствует усовершенствованию уже найденных способов решения, повышению уровня обобщенности полученных выводов, так как направлено на абстрагирование и обобщение существенного в материале.

  4. Здравствуйте, Светлана Павловна! С интересом прочитала Вашу статью. А в чем, на Ваш взгляд, состоит разница интеграции предметов и интегрированного урока?

    1. Здравствуйте, Тамара Анатольевна! Очень рада видеть Вас среди тех, кого заинтересовала моя методическая тема.
      Интеграция – это процесс и результат взаимодействия между различными образовательными программами (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами образования и т.п.).
      Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
      Интеграцию во многих случаях следует рассматривать как межпредметные связи на более глубоком витке сложности. При таком подходе многие межпредметные связи можно переориентировать на интегративные связи.
      Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

      1. Уважаемая Светлана Павловна! Благодарю Вас за ответ. Желаю успехов в конкурсе.

  5. Уважаемая Ольга Ивановна!
    Вы очень много внимания уделяете интеллектуальному развитию детей, формированию их познавательной сферы. А каким образом Вы строите систему работы по развитию творческих способностей Ваших воспитанников?

  6. Уважаемая Юлия! Вы вероятно перепутали меня с Куприной Ольгой Ивановной, но я все-таки отвечу Вам. Свою работу по развитию творческих способностей обучающихся я веду в различных направлениях: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности, на дополнительных занятиях. Мои дети выполняют творческие работы: составляют математические кроссворды, мозаики из геометрических фигур, сочиняют математические сказки (5-7 класс). Очень интересна детям проектная и исследовательская деятельность. Здесь, порой, самая трудная тема изучается с большим интересом и усваивается гораздо прочнее. Очень увлекает ребят внеклассная деятельность, где я использую такие формы проведения как “Час занимательной математики”, викторина – “Математика в моем доме”, внеклассное мероприятие-путешествие “В царстве математики” и многое другое.

  7. Уважаемая Светлана Павловна! Вы в своем докладе затрагиваете очень важную тему «Обучение математике на основе личностно-ориентированного подхода». У меня к Вам несколько уточняющих вопросов. Во-первых, в чем заключается новизна, оригинальность и практикоориентированность тех методов и технологий, которые Вы используете при реализации личностно-ориентированного подхода? Во-вторых, вызывает интерес, используемого Вами понятия «самостроительство личности ребенка». В чем суть?
    Спасибо

  8. Уважаемая Надежда Константиновна! Приоритетная задача современной российской образовательной политики – создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. И мне кажется, что личностно-ориентированный подход наиболее полно помогает решать эту задачу. Новизна методов и технологий в том, что я использую их в совокупности, помогая детям сделать осознанный выбор профессии, раскрываю перед ними практическую направленность математики, без которой невозможно формирование мировоззрения личности и целостной картины мира, помогаю проявить детям свои творческие, а особенно математические способности., так как развитие интереса к изучаемому предмету – одна из важных составляющих работы учителя. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Так, на мой взгляд, можно определить самостроительство личности ребенка. Он должен испытывать потребность в самосовершенствовании, в получении новых знаний. И. Песталоцци писал: “Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи”.

  9. Здравствуйте, уважаемая Светлана Павловна! С удовольствием ознакомилась с Вашей работой. Являясь учителем биологии, мне приятно отметить, что Вы в своей статье стараетесь адаптировать математические компетенции обучающихся непосредственно к практическим навыкам в различных предметных областях. Абсолютно согласна с Вами, что без математики не возможно создание целостной и правильной картины мира, понимание законов природы, частью которой является и человек. Спасибо, что затронули столь важный образовательный аспект.

    Реутова Елена Борисовна, учитель биологии, Тамбов

  10. Светлана Петровна, здравствуйте!
    Я ждал, что кто-то поднимет на нашем форуме данную тему: личностно-ориентированный подход к обучению. Как хорошо, что эту тему поднимаете Вы – учитель математики. Говоря о данной проблеме, мне всегда вспоминается школа Ямбурга. В свое время я изучал его концепцию и программу развития. Вещи сложные, но интересные. Да, работать трудно, но нужно. Нарисовать каждому ребенку свою траекторию развития и работать в соответствии с выбранной траекторией – это грандиозный труд и учителя, и родителей, и ученика. Но это того стоит: каждый ребенок видит результат своего развития. Мне кажется, работать по этой проблеме можно только тогда, когда есть коллектив единомышленников. Интересно, нашлись ли единомышленники по данному направлению и у Вас? И как они отзываются о работе по данному направлению в целом?
    С уважением, Сергей Кузьмин

    1. Добрый день, Сергей Александрович! Я очень дорожу мнением коллеги-математика. По данному направлению у меня единомышленников очень много, так как МОУ Сосновская сош №2 является школой-лабораторией инновационного развития как раз по теме “Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода”. Здесь много опытных педагогов, работающих над данным направлением, на базе школы неоднократно проходили методические семинары практикумы. Поэтому мне есть у кого учиться, есть где представить собственные наработки. Все это способствует не только моему профессиональному росту, но и позволяет школе достигать хороших результатов в обучении и воспитании.
      С уважением, Светлана Павловна.

  11. Уважаемая Светлана Павловна! Спасибо Вам за содержательный ответ. Желаю Вам успехов в педагогической деятельности и удачного преодоления конкурсных испытаний.

    1. Спасибо, Наталья Викторовна! Очень рада была с Вами пообщаться в рамках виртуального методического семинара.

  12. Спасибо, Елена Борисовна, за внимание к моей методической теме. Я считаю, что образование должно быть направлено на тесную связь с жизнью, основами других наук для наиболее полной реализации и адаптации выпускников и на рынке труда, и в обществе в целом.

  13. Добрый день, Светлана Павловна! В чем, на Ваш взгляд, состоят особенности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках математики?

  14. Здравствуйте Фаина Николаевна! Спасибо за интерес к моей работе. Преподавание математики представляет собой благоприятную сферу для применения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках. Целью применения ЦОР на уроках математики является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала, закреплению изученного материала и развитию мышления учащихся. При умелом использовании ЦОР на уроке учитель может преподносить большую по объему информацию интересно и наглядно. На таких уроках у учащихся повышается интерес к предмету, концентрируется внимание. При проведении уроков с цифровыми ЦОР учитель может охватить большой дополнительный материал. Учащиеся сами могут принимать участие в создании ЦОР (например, презентаций по теме урока, проектов), которые они учатся выполнять на уроках информатики, а также они могут обратиться. При этом у них развивается эстетический вкус к их оформлению. Такой подход полезен для общения учителя с учениками, несомненно, это большой плюс для развития навыков работы у учащихся в паре, в группе постоянного состава, в частности, и в коллективе вообще.
    Использование ЦОР позволяет более динамично проводить контроль знаний (например, тестирование в режиме он-лайн), совершенствуется умение построения и исследования графиков в среде электронных таблиц. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного – учителя и класса – наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

  15. Добрый день, Светлана Павловна! В своей статье Вы уделяете большое внимание прикладной направленности математики. Почему именно в этом Вы видите будущее этой науки?

    1. Спасибо, Оксана Викторовна, за вопрос. Для меня математика – одна из интереснейших наук, которая проникает во все сферы деятельности человека. И именно прикладная направленность ее – важнейшее условие развития математики на современном этапе. Ни одно открытие в науке, ни одна постановка какого-либо опыта невозможна без четкого математического расчета. Современная жизнь должна быть прогнозируема, и без математики здесь не обойтись.

  16. Уважаемая Светлана Павловна!
    Познакомилась с вашей статьей очень интересным показался материал о приемах повышения мотивации при изучении математики. Особенно как учителю-филологу нестандартным показалось “эстетическое воспитание”. Идея великолепная! А как это выглядит на практике? Если можно, пожалуйста, поподробнее.

    1. Здравствуйте Елена Александровна! Мне очень лестно, что интерес к моей статье проявляют “лирики”. Математика – наука, которая красива своими теориями и теоремами, стройными уравнениями, логическими выводами. Это ли не эстетика! Многие явления природы подчиняются строгому математическому расчету. По своему историческому происхождению математика не имеет никакого отношения ни к технике, ни к естествознанию. Лишь в отдельные культурные эпохи математика роднилась с естествознанием, как это было, например, в эпоху Архимеда или Галилея. Однако в другие эпохи математика столь же естественно роднилась с магией и астрологией («Каббала»), теорией музыки (Др.Греция классического периода) или теорией живописи (Возрождение: теории пропорций и теории перспективы). Семь цветов радуги, семь нот в музыке, пропорция и симметрия в архитектуре…

  17. Светлана Павловна!
    Действительно, при изучении математики необходимо уделять внимание её прикладной направленности. Часто дети изучают математику ради математики, русский язык – ради русского языка и, выходя из стен школы, не могут сделать простейшие расчеты, а написанный ими текст пестрит ошибками. Вы предлагаете в статье свой опыт по включению изучаемого
    теоретического материала в реальные практикоориентированные задания, для того, чтобы школьники понимали их значимость, ближнюю и дальнюю перспективу использования. Хотелось бы более подробнее познакомиться с Вашими наработками. В каких сетевых сообществах размещены Ваши материалы?

    1. Уважаемая Антипова Наталия! Я только в начале своего теоретико-методологического пути. Для участия в конкурсе мною был разработан сайт, где Вы можете найти мои наработки. Сайт находится по адресу http://www.pampeas.narod.ru/cuprina/index.htm
      С уважением, Светлана Павловна.

  18. Уважаемая Светлана Павловна!
    Сегодняшнее образование трудно представить без личностно-ориентированного подхода, поэтому выбранная Вами тема актуальна и интересна.
    Личностно-ориентированный подход предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, подход, основанный на личностных особенностях каждого обучающегося. Какими средствами Вы этого достигаете?

    1. Уважаемая Ольга Ушакова! Мне кажется, что в своей статье и комментариях я очень подробно останавливалась на различных аспектах личностно-ориентированного подхода в обучении математики. Индивидуальный подход к каждому ученику мне помогают осуществить различные средства: диагностика детей, дифференцированный подход к подготовке дидактического материала, работа над проектами, исследовательская деятельность обучающихся.
      С уважением, Светлана Павловна.

  19. Уважаемая Светлана Павловна!
    Ваши материалы на тему «Обучение математике на основе личностно-ориентированного подхода» очень важны. Применяя личностно-ориентированный подход в своей практике Вы обучаете школьников реализовывать свои способности и принимать самостоятельные решения.
    Каким образом Вы реализуете подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности? На уроках или внеурочной деятельности?

    1. Уважаемая Лариса Владимировна! Спасибо за Ваш вопрос. Проблема профориентационной работы актуальна и для каждой школы, и для каждого учителя. Подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности я стараюсь вести с 5 класса как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Причем стараюсь уделить внимание не только традиционно популярным профессиям (экономист, бухгалтер, юрист), но и тем, что оказались забытыми нашими выпускниками, делая акцент на важности их на современном рынке труда. Как классный руководитель не упускаю возможности вести эту работу на классных часах, на родительских собраниях, делая упор на математическую направленность каждой профессии.
      С уважением, Светлана Павловна.

  20. Светлана Павловна! Где ещё, кроме уроков, Ваши дети применяют свои знания по экономике? Участвуют ли они в олимпиаде по экономике? Каковы результаты?
    С уважением, Табуньщикова О.В.

    1. Уважаемая Оксана Викторовна! К сожалению мои дети не принимали участия в олимпиаде по экономике. Свои знания по экономике они могут уже сейчас применить при выборе системы кредита в Сбербанке России, а так же при планировании семейного бюджета и личных сбережений. Здесь используются знания арифметической и геометрической прогрессии, и умение решать задачи на проценты.
      С уважением, Светлана Павловна.

  21. Здравствуйте, Светлана Павловна! Как Вы используете технологию личностно-ориентированного подхода при подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников и ЕГЭ?

    1. Уважаемая Валентина Николаевна! Спасибо за проявленный интерес к моей статье. Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно-ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 11 класса имеются часы индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ по математике. Кроме того, создан график дополнительных индивидуальных занятий. Посещаемость учащимися этих занятий контролирует классный руководитель. Выясняю причины отсутствия ученика на занятии, довожу до сведения родителей. В кабинете математики имеется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы по ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), расписание экзаменов, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.
      С уважением, Светлана Павловна.

  22. Уважаемая Светлана Павловна! Тема, которую Вы затронули в свой статье, очень актуальна, так как личностно-ориентированный подход направлен на развитие каждого ученика. В чем проявляется Ваша деятельность при работе с одаренными детьми?
    С уважением, С.А.Мячина.

    1. Уважаемая Светлана Алексеевна! Для меня очень важно мнение учителя начальных классов, ведь именно вы, учителя начальных классов закладываете тот фундамент, на котором строится дальнейшее развитие личности. И работа с одаренными детьми – важный аспект моей деятельности. В работе я стараюсь придерживаться следующих стратегий обучения:
      1. Ускоренное формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся (“ускорение”).
      2. Включение учащихся в активную учебную деятельность и в исследовательскую работу (“обогащение”).
      3. Обеспечение учащихся возможностью налаживать связи внутри предлагаемой системы знаний посредством концентрации на ключевых вопросах, идеях и темах (“междисциплинарное обучение”).
      Так, в современном мире невозможно представить себе работу с одаренными детьми, не используя компьютер. Благодаря современным средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного человека.
      С уважением, Светлана Павловна.

  23. Уважаемая Светлана Павловна.
    Тема вашей статьи очень интересна и познавательна. Особенно заинтересовал материал по решению экологических задач на уроках математики. Вы сами составляете задачи или используете опубликованные подборки задач экологической направленности?
    С уважением Максакова Н.В.

    1. Уважаемая Надежда Максакова! Материал по решению экологических задач я подбираю в сети Интеренет
      http://festival.1september.ru/articles/529852/)
      http://sandbox.openclass.ru/lessons/95630
      http://ponomari-school.ucoz.ru/index/reshenie_ehkologicheskikh_zadach_na_temu_quot_ploshhad_quot_5_klass/0-81.
      Так же стараюсь и сама составлять задачи экологического содержания, применимо к нашей территории. В этом мне помогают учителя биологии и работники Челнавского лесхоза.
      С уважением, Светлана Павловна.

  24. Уважаемая Светлана Павловна! Спасибо за ответ. Мне понятна Ваша система работы. Желаю успехов Вашим ученикам при прохождении итоговой аттестации.

  25. Уважаемая Светлана Павловна! Тема, которую Вы затронули в свой статье, очень актуальна, так как личностно-ориентированный подход направлен на развитие каждого ученика, что очень важно на сегодняшний день. Ваши уроки содержат практико-ориентированные элементы. Поделитесь, пожалуйста, результатами своей работы.

    1. Результатом своей работы считаю успешную сдачу моими учениками ЕГЭ по математике (100% обученность), средний тестовый балл – 52,6. Мои ученики успешно справляются с государственной итоговой аттестацией по математике в новой форме, успешно участвуют в конкурсах с проектами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *