Мячина Светлана Алексеевна, учитель группы предшкольной подготовки МОУ СОШ №2 г.Мичуринска


Тема: «Развитие одаренности детей старшего предшкольного возраста»

1. Презентация «Развитие одаренности детей старшего предшкольного возраста»
(.pdf -1,24 Mb, для загрузки файла требуется время)

2. Статья «Развитие одаренности детей старшего предшкольного возраста»
(.pdf -117 kb, для загрузки файла требуется время)

Видеоролик

 

45 комментариев на странице “Мячина Светлана Алексеевна, учитель группы предшкольной подготовки МОУ СОШ №2 г.Мичуринска

  1. Уважаемая Светлана Алексеевна!
    С большим интересом познакомилась с Вашими материалами по проблеме развития интеллектуальной одарённости детей предшкольного возраста.
    Используемые Вами технологии, методы, формы, средства развития детской одарённости, безусловно, способствуют формированию определённых качеств одарённости, удовлетворению поисковых потребностей детей.
    Как Вы считаете, связана ли напрямую интеллектуальная одарённость с творческой одарённостью?
    Спасибо.
    С уважением
    Е.Ю. Бойко, ТОИПКРО

    1. Уважаемая Елена Юрьевна, спасибо за вопрос! Я считаю, что работа по развитию интеллектуальной одаренности моих воспитанников непременно способствует и развитию творческой одаренности. Некоторые авторы даже объединяют эти две составляющие в единую интелектуально-творческую.

  2. Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на моей “ветке” и готова обсудить с Вами все интересующие вопрсы.

  3. Уважаемая, Светлана Алексеевна!
    Я внимательно ознакомился с материалами Вашей статьи. По некоторым моментам мне бы хотелось выразить свое мнение.
    Мне повезло, волею судьбы, присутствовать на Учительском съезде творческого союза учителей СССР, где я встречался с учителями-новаторами: С.А. Лысенковой и Ш.А. Амонашвили. Я на всю жизнь запомнил слова Амонашвили о том, что все люди делятся на две группы: одни говорят о простом сложно, а другие – о сложном просто и доступно. Учитель начальных классов – это олицетворение милосердия и добра, любви и понимания. Главное для малыша чувствовать себя частью коллектива, где ему все рады.
    Ш. Амонашвили даже ученические столы сделал такими, что за ними можно стоять. Мне приятно, что Вы в своей работе большое внимание уделяете двигательной активности. Малыши через непосредственное участие в игре, лепке, конструировании учатся анализировать и делать выводы. Учить основам анализа, сопоставления очень сложно. Вы пытаетесь решать трудную, но нужную задачу!
    С уважением С. Кузьмин

    1. Уважаемый Сергей Александрович! Большое спасибо за понимание и поддержку. Надеюсь, что в моей жизни, как и в Вашей, обязательно произойдут встречи с педагогами-новаторами, общение с которыми существенно пополнит мою творческую копилку.

  4. Светлана Алексеевна, очень важно, что в основу Вашей работы положены фундаментальные теоретические исследования по изучению одаренности. Это дает возможность научно обосновать выбранные Вами формы и методы работы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

    1. Уважаемая Елена! Я придерживаюсь мнения, что в основе любой работы обязательно должны быть теоретические исследования, но любую теорию должна потверждать практика.Только такой симбиоз даст положительные результаты.

  5. Уважаемая Светлана Алексеевна!
    Познакомилась с Вашим материалом по теме: «Развитие одаренности детей старшего предшкольного возраста». Не совсем понятно, по каким методикам Вы оцениваете в таком раннем возрасте одарённость детей?
    С уважением, Куприна Ольга Ивановна.

    1. Уважаемая Ольга Ивановна! Я считаю, что возраст 5 – 6 лет не является ранним. В педагогике известны случаи проявления и развития одарённости и в более раннем возрасте. Я использую известные общепризнанные методики такие, как, тест Гилфорда на изучение творческого мышления, методика С.Гуденаф (рисунок человека), методика Торренса (развитие креативности) и др.
      С уважением, С.А.Мячина

  6. Добрый день, Светлана Алексеевна! Какую педагогическую технологию Вы считаете наиболее эффективной в развитии одарённости детей старшего дошкольного возраста?

    1. Уважаемая Оксана Викторовна! Технология модерации – это совокупность активных методов обучения. Эту технологию я только осваиваю, но считаю её наиболее эффективной. На данный момент особенно значимыми являются проблемный метод обучения и задачи дивергентного типа.
      С уважением, С.А.Мячина

  7. Добрый день, Светлана Алексеевна! Тема поддержки одаренных детей, безусловно, актуальна в наши дни. В настоящее время именно этому вопросу огромное внимание уделяет наше правительство и Президент. Не могу с Вами не согласиться в том, что работу с одаренными детьми нужно начинать как можно раньше, и с большим желанием буду использовать Ваши методы и приемы работы. Как осуществляется преемственность между предшкольной подготовкой и начальной ступенью образования в Вашей школе в дальнейшей работе с одаренными детьми?

    1. Уважаемая Елена Николаевна! В нашей школе в среднем и старшем звене работа по развитию детской одаренности строится по трем направлениям: индивидуальная работа учителей-предметников, которая проводится с учетом интересов, личностных особенностей обучающихся, комбинированая работа педагогов по потребностям и интересам детей (химия – биология, история – литература и т.д.) и общешкольная деятеьность в рамках научного общества учащихся “Совенок”, которая базируется на исследованиях школьного психолога, занятиях кружка “Юные исследователи”, и подробно с которой Вы можете ознакомиться на страницах сайта http://nou-sovenok.narod.ru.
      С уважением С.А.Мячина

  8. Уважаемая, Светлана Алексеевна, вы рассматриваете актуальную проблему развития интеллектуальной одарённости детей предшкольного возраста т.е. детей не посещающих дошкольное учреждение.Хотелось бы узнать, как вы осуществляете взаимодействие с родителями детей и какую работу ведете с ними в данном направлении

    1. Уважаемая Антонина Петровна! Моё взаимодействие с родителями осуществляется в коллективной и индивидуальной работе: заседания дискуссионного клуба, творческие гостиные, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, выпуск газеты “Диалог с семьёй”, день открытых дверей. Такие активные формы работы способствуют эффективному сотрудничеству педагога и родителей в развитии творческой одарённости.
      С уважением, С.А.Мячина.

  9. Уважаемая Светлана Алексеевна! Мне очень понравилась ваша статья. Я согласен с тем, что неодаренных детей нет. Я разделяю ваши методы работы с детьми группы предшкольной подготовки, в ходе которой ваши воспитанники открывают свои способности. Так же, как и вы считаю, что старший дошкольный возраст – интенсивный период интеллектуального развития ребенка. Использование в вашей работе задач дивергентного типа, с целью развития навыков нестандартного мышления обучающихся, мне особенно понравилось, т.к. такие задачи активизируют умственные способности детей, внимание, оригинальность решений. Как учителю физической культуры мне приятно видеть, что в своей работе вы используете физкультминутки, подвижные игры. В ходе своей работы неоднократно убеждался, что двигательная активность – это необходимый компонент развития детей данного возраста. Желаю удачи в вашей работе.

    1. Уважаемый Андрей Викторович! Очень рада, что Вы поддерживаете мои идеи по внедрению здоровьесберегающих технологий. Желаю Вам успехов!
      С уважением, С.А.Мячина.

  10. Уважаемая Светлана Алексеевна! Мне было очень интересно познакомиться с Вашими наработками по вопросу развития одаренности дошкольников. Многими приемами обязательно пополню свой педагогический арсенал.
    А как вы организуете работу с родителями по этому вопросу?

    1. Уважаемая Елена Валентиновна! Мне очень приятно, что Вас заинтересовали мои наработки по вопросу развития одарённости дошкольников. Подобный вопрос мне задала Антонина Петровна Самородова. Ответ Вы можете увидеть в моём комментарии.
      Желаю Вам успехов не только в подготовьке ребёнка к письму, но и в развитии детской одарённости. С уважением, С.А.Мячина.

  11. Светлана Алексеевна, Вы поднимаете очень важную, вечную, актуальную проблему. Как долго Вы работаете над этой проблемой? Учитывая Ваш опыт, скажите пожалуйста, методы, технологии по выявлению одаренности и ее развитию у детей предшкольных групп и учащихся начальной школы одинаковые? Как Вы считаете, ранняя увлеченность энциклопедическим материалом по животным (возраст 5-6 лет) это одаренность ребенка в этом направлении или нет? Если «нет», то что это?
    С благодарностью, Надежда Константиновна

    1. Уважаемая Надежда Константиновна! Спасибо за проявленный интерес к моей работе.
      Я работаю в группе предшкольной подготовки четвёртый год, но определила для себя эту проблему 3 года назад. Сначала набиралась опыта, присматривалась, адаптировалась к новым для меня педагогическим условиям.
      На мой взгляд, технологии и методы, используемые для развития детской одаренности, во многом совпадают на разных ступенях образовательного процесса. Отличается содержание – наполнение данных методов, поднимаемые вопросы и уровень поставленных задач. Если в группе предшкольной подготовки мы можем говорить о формировании определенных навыков, то с переходом на более высокий уровень уже формируем компетенции.
      На мой взгляд, если ребенок в 5-6- летнем возрасте увлекается материалом о животных, это, скорее всего, область мотивации, его интереса, на которую, вне всяких сомнений, необходимо обратить внимание и дополнить творчеством, ведь одаренность – совокупность мотивации, креативности и интеллекта. Может быть, со временем его интересы изменятся, но упустить возможность развития нельзя.
      С уважением С.А. Мячина

  12. Уважаемая Светлана Александровна! Ваша статья посвящена развитию одаренности детей старшего предшкольного возраста. Эта проблема всегда будет актуальна как для нас педагогов, так и для родителей. Что бы Вы посоветовали родителям, если они в своем ребенке видят “гения”?

    1. Уважаемая Светлана Павловна! В своё время Дидро говорил, что гении падают с неба. Иногда им повезёт свалиться к воротам дворца, но в ста тысячах других случаев они падают мимо. Поэтому одна из главных задач – вовремя увидеть в ребёнке черты одарённости. Важно поддерживать ребёнка – гения, бережно вести его по жизни, страраться не сломать его хрупкую душу, не дать “закружиться голове” от успехов.
      С уважением, С.А.Мячина.

      1. Спасибо, Светлана Александровна! Я тоже считаю, что к одаренным детям и родителям, и педагогам нужно относиться очень бережно, всячески поддерживать в них этот цветок одаренности, прикладывать все усилия, что бы этот цветок рос и радовал нас.
        С уважением, Светлана Павловна.

  13. Уважаемая Светлана Алексеевна, каким образом соблюдается преемственность между Вами и учителями средней школы?
    С уважением, Е.П. Михайлова.

    1. Уважаемая Елена! В нашей школе в среднем и старшем звене работа по развитию детской одаренности строится по трем направлениям: индивидуальная работа учителей-предметников, которая проводится с учетом интересов, личностных особенностей обучающихся, комбинированая работа педагогов по потребностям и интересам детей (химия – биология, история – литература и т.д.) и общешкольная деятельность в рамках научного общества учащихся «Совенок», которая базируется на исследованиях школьного психолога, занятиях кружка «Юные исследователи», и подробно с которой Вы можете ознакомиться на страницах сайта http://nou-sovenok.narod.ru.
      С уважением, С.А.Мячина

  14. Согласна, технология модерации позволяет достичь высокого результата в обучении. Соответствует ли данная технология возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста? Каким образом она способствует обучению первоначальным навыкам письма?
    С уважением, Оксана Викторовна.

    1. Уважаемая Оксана Викторовна!
      Технология модерации направлена на развитие универсальных навыков. Ее применение возможно на разных стадиях образовательного процесса, в том числе и на стадии группы предшкольной подготовки. Как я уже говорила, она включает в себя целый комплекс активных методов обучения, которые взаимосвязаны между собой общими целями и задачами урока. С уважением, С.А. Мячина

  15. Работа с одаренными детьми – особая проблема. Судьба детей с художественными и/или спортивными талантами зависит, прежде всего, от личности педагога, способного развивать талант ребенка. Каким образом Вы, Светлана Алексеевна, решаете эти вопросы?

    1. Уважаемая Виктория! Я с Вами полностью согласна, что развитие художественной и спортивной одарённости детей зависит напрямую от учителя, так же, как и любой другой вид деятельности.
      С уважением, С.А.Мячина

      1. Уважаемая Виктория! Я не проходила обучение в художественной школе, но это не мешает мне прививать моим воспитанникам художественный вкус, используя в качестве демонстрационого материала репродукции картин классиков, описывать с ними с помощью устной речи, кисти и красок, пластилина картины природы, которые мы наблюдаем. Но, самое главное, моя задача – выявить на ранней стадии интерес ребенка в этой области, его способности и рекомендовать родителям обеспечить его дополнительное обучение в школе искусств (спортивной).
        С.А.Мячина

  16. Уважаемая,Светлана Алексеевна! Я очень благодарна Вам за Ваш труд! С большим интересом ознакомилась с Вашей статьей “Развитие одаренности детей старшего предшкольного возраста”. Я согласна с Вами, что любопытство ребенка переходит в любознательность и, в конечном счете, в познавательную активность. Вы в своей статье пишите, что старший дошкольный возраст – интенсивный период интеллектуального развития и в этом большую роль играет речь. В своей профессиональной деятельности я тоже уделяю большое значение речевому развитию детей. Ваша статья интересна и познавательна и очень пригодится мне в моей педагогической практике.

  17. Добрый день, Светлана Алексеевна!
    Я внимательно изучила Вашу статью, представленный Вами опыт очень интересен. Я также абсолютно согласна с утверждением, что неодаренных детей не бывает! Но! Что же делать педагогу, если ребенок не проявляет никаких признаков одаренности, и даже психологические тесты не могут помочь ее отыскать? Как вы работаете с “обычными” детьми? Или Ваша цель все-таки выращивать бриллианты?

    1. Уважаемая Юлия Михайловна!
      Конечно, каждый учитель хочет найти «бриллианты» с помощью психологических тестов, родителей и т.д., но…
      Если все перечисленные Вами способы не помогают, мы «выращиваем» «рубины», «сапфиры» и другие не менее ценные для общества «украшения».
      Моя задача как учителя группы предшкольной подготовки, в первую очередь, подготовить всех детей на достаточном уровне к обучению в начальной школе. Свою личную педагогическую задачу – развитие детской одаренности – я реализую параллельно с ней. Да, бывает, что ребенок не интересуется ничем. Но я создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, я стараюсь полностью убрать искусственные преграды между учениками и школой, которые вызывают скованность мысли, зажатость рассуждений воспитанников.
      Может быть на дальнейших ступенях развития (среднее, старшее звено) этот подход даст свои результаты, и все дети проявят себя в той или иной области… Хочется надеяться…
      С уважением, С.А.Мячина

  18. Уважаемая Елена! Согласна с Вами, что речевое развитие детей – один из существенных показателей их развития, в том числе и интеллектуального. Считаю, что в старшем дошкольном возрасте немаловажна сформированность и внутренней речи, так как это ведущий фактор развития умственных действий.
    С уважением, С.А.Мячина

  19. Уважаемая Светлана Алексеевна! Внимательно изучила представленные Вами материалы действительно заслуживают особого внимания. Проблема развития детской одаренности сегодня достаточно значима не только в условиях Российского образования, она рассматривается достаточно глобально и на мировом уровне. Единственное, что немножко смущает: недостаточно четко в Ваших исследованиях прописан механизм раннего выявления детской одаренности, те методики, которые представлены Вами не в полной мере способны определить уровень и степень выраженности. Хотелось бы поподробнее познакомиться с используемыми Вами технологиями выявления и поддержки одаренных детей. С уважением В. Чернышова

    1. Уважаемая Валентина!
      Я работаю в тесной взаимосвязи со школьным психологом, поэтому основную нагрузку по выявлению детской одаренности несет на себе именно он (точнее, она – Елена Анатольевна).
      Моя задача – выявлять интересы детей в ходе бесед с детьми, родителями, тематических внеурочных занятий, анкетирования, проектной деятельности и т.д.
      Спасибо за интерес к моей статье. С уважением С.А. Мячина

  20. Уважаемая,Светлана Алексеевна! Мы с интересом ознакомились с материалами Вашей профессиональной деятельности, которая, на наш взгляд, строится с учетом личностных способностей каждого ребенка, т.к. насыщена наглядностью, игровыми приемами, работой в парах, взаимопроверкой. Такой подход в работе способствует развитию творческой и познавательной активности детей, помогает ребенку убедиться, что он “настояший”. Очень важно, на наш взгляд, что Вы в своей работе используете как урочное, так и внеурочное время, опираетесь на взаимодействие с родителями. В своей педагогической практике мы будем применять Ваши методы, формы и премы работы. Мы Вам очень багодарны !

    1. Уважаемы Ирина и Антонина! Спасибо за проявленный интерес к моим метариалам профессиональной деятельности. приятно, что наши взгляды совпадают. Я вижу в вас единомышленников.
      С уважением, С.А.Мячина

  21. Уважаемая,Светлана Алексеевна! Я очень благодарна Вам за Ваш труд! С большим интересом ознакомилась с Вашей статьей «Развитие одаренности детей старшего предшкольного возраста». Я согласна с Вами, что любопытство ребенка переходит в любознательность и, в конечном счете, в познавательную активность. Вы в своей статье пишите, что старший дошкольный возраст – интенсивный период интеллектуального развития и в этом большую роль играет речь. В своей профессиональной деятельности я тоже уделяю большое значение речевому развитию детей. Ваша статья интересна и познавательна и очень пригодится мне в моей педагогической практике.

    1. Уважаемая Елена! Я поддерживаю Вашу точку зрения о том, что речевое развитие детей – один из существенных показателей их развития, в том числе и интеллектуального. Особое внимание в своей работе уделяю сформированностивнутренней речи – ведущего фактора развития умственных действий.
      С уважением, С.А.Мячина

  22. Уважаемая Светлана Алексеевна! Вы на своих уроках занимаетесь развитием одарённости детей. Все дети талантливы, все дети интересны, все дети очень яркие. Как Вам удаётся выявить, открыть и развивать эту неординарность? Спасибо.

    1. Уважаемая Елана Евгеньевна! Помогают выявить и открыть десткую одарённость школьный психолог, родители, а развиваем мы её не только на занятиях, во внеурочной деятельности, но и, главным образом, в ходе совместной работы с педагогами дополнительного образования, работниками музеев, библиотек, научно – исследовательских иститутов и других учреждений нашего города.
      С уважением, С.А.Мячина

  23. Уважаемая Светлана Алексеевна!
    Я – учитель физкультуры, поэтому могу говорить только о развитии спортивной одаренности, но Ваша работа вызвала у меня неподдельный интерес!
    Как часто мы “теряем” наши таланты, не обращая внимание на их интерес, не поддерживаем ростки творчества и одаренности, прикрываясь кучей бумаг и отсутствием средств.
    Я понимаю, что за статьей стоит кропотливый труд, системность.
    Не могли бы Вы сказать, где Вы репрезентуете свой опыт?

  24. Уважаемая Светлана Алексеевна! Безусловно, работа по выявлению одаренности у детей очень актуальна. Учитываете ли Вы, в разработке своей программы, что одаренность – генетически обусловленный компонент способностей? Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *