Попова Ольга Юрьевна, учитель истории МОУ Бондарской СОШ Бондарского района


Тема: «
Развитие самообразовательной деятельности обучающихся на уроках исторического краеведения через проблемно-поисковый метод»

1. Презентация «Развитие самообразовательной деятельности обучающихся на уроках исторического краеведения через проблемно-поисковый метод»
(.pdf -1 Mb, для загрузки файла требуется время)

2. Статья «Развитие самообразовательной деятельности обучающихся на уроках исторического краеведения через проблемно-поисковый метод»
(.pdf -328 kb, для загрузки файла требуется время)

 

35 комментариев на странице “Попова Ольга Юрьевна, учитель истории МОУ Бондарской СОШ Бондарского района

  1. Уважаемая Ольга Юрьевна! В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” большое внимание уделяется формированию национальной идентичности обучающихся. Как, по-вашему мнению, историческое краеведение решает эту задачу?

    1. Формирование у обучающихся представление о многонациональном народе Российской Федерации происходит на уроках исторического краеведения через изучение материала не только учебника, но и средствами музейной педагогики.
      Археологические находки коренных народов (мордвы): предметы быта, украшения,- помогают осознать, что русский народ является частью многонационального государства.
      Воспитать настоящих патриотов Отечества помогают социальные проекты: “Память прошлого, храня”, ” Живая легенда”, участие во Всероссийских поисковых и краеведческих экспедициях “Вахта памяти” . Любовь к Отечеству воспитывается на практических материалах из истории с. Бондари и Тамбовской области.
      Статус общественно-активной школы позволит глубже решать эту проблему.

      1. Достаточно интересная проблема – это соотношение “местного”, “регионального” патриотизма (особенно когда он приобретает национальные черты) и патриотизма общероссийского. Ведь изучение истории родного края/народа можно вести с разных позиций, и тому есть примеры. Как непротиворечивым образом совместить в практике изучения истории родного края эти две составляющих? Если можно, хотелось бы поподробнее узнать, как лично Вы делаете это?

  2. При подготовке заданий для самостоятельной деятельности обучающихся на формирование каких метапредметных умений и навыков обращаете особое внимание ?

    1. В задания для самостоятельной деятельности, в первую очередь, включаю действия, которые формируют у обучающихся умения анализировать , систематизировать , устанавливать причинно-следственные связи , делать выводы и предлагать пути решения проблем .
      Особое внимание обращаю на формирование у обучающихся умений работать с различными видами информации: первоисточними, архивными материалами, интернет-ресурсами, видео- и аудио-материалами.

  3. Уважаемая Ольга Юрьевна!
    Развитие самостоятельности обучающихся очень актуально в наше время, дети должны уметь самостоятельно добывать и перерабатывать знания, чтобы приуспеть в жизни.
    Мне интересно узнать, помогают ли навыки развития самостоятельной деятельности учащихся, которые Вы осуществляете в школе, в их дальнейшем обучении в ВУЗах и техникумах?

    1. Елена Викторовна, спасибо за внимание к моей статье. Я использую самостоятельную деятельность обучающихся не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
      Многие мои ученики, учась в школе, принимают участие в исследовательской работе, что подразумевает самостоятельную деятельность. Их работы представлены в различных конкурсах, они имеют дипломы и грамоты за исследовательскую деятельность. Я часто задаю вопрос своим выпускникам: «Легко ли им учиться дальше»? Те из них, кто имеет опыт работы в научно-исследовательском обществе «Поиск», функционирующем в нашей школе, имеют высокие показатели в высших и средне-специальных учебных заведениях. Многие из них продолжают научные исследования дальше. Таким образом, этот пример является показателем эффективности развития самостоятельности у обучающихся.

  4. Уважаемая Ольга Юрьевна!
    Ваша статья отражает важную проблему современной школы. Не все дети готовы к тому, чтобы самостоятельно добывать знания. Считаю, что эти умения должны формироваться постепенно, от начальной ступени обучения до выпускных классов. Каждый учитель – руководитель познавательной деятельности. Это очень трудно, ведь современного ребенка трудно чем-либо удивить, заинтересовать.
    Вы говорите о том, что одним из путей является проблемно-поисковый метод. Согласен.
    Как ещё Вы мотивируете стремление детей к самостоятельной познавательной деятельности? Все ли Ваши ученики с удовольствием работают самостоятельно?
    С. Кузьмин

    1. Уважаемый Сергей Александрович!
      Я являюсь руководителем историко-краеведческого музея, поэтому стараюсь развивать самостоятельность средствами музейной педагогики. Именно музей объединяет детей разных возрастных групп, то есть соблюдается принцип преемственности. Навыки самостоятельной работы, приобретенные детьми старшего возраста в лекторских группах, передаются младшим школьникам.
      Да, я согласна, не все дети готовы к самостоятельной деятельности. И не всегда на уроках имеют высокий уровень учебной мотивации, но как правило именно они активные участники социальных проектов, где им предоставляется возможность проявить себя в роли организатора, исполнителя. Приобретается опыт работы в команде. Что естественным образом поддерживает заинтересованность в изучении предмета.
      Но я не совсем согласна , что «трудно удивить детей». Да, дети хорошо разбираются в современных компьютерных технологиях и космических исследованиях, а вот внимательно посмотреть вокруг не всегда готовы. А ведь именно в мелочах скрывается много удивительного!

      1. Я бы сказал проще: главное в нашей работе научить ребенка учиться. И если ученик понимает поставленную цель, видит пути ее достижения, понимает, что нужно для достижения – вот это результат. В эти моменты я испытываю такое блаженство и чувство гордости за то, что мои труды легли на благодатную почву. Я не говорю, что это удастся достичь с каждым ребенком. Но мы обязаны стремиться к этому!
        С уважением, Сергей Кузьмин

  5. Уважаемая Ольга Юрьевна! Я согласен с Вами, что навыки самостоятельной деятельности учащихся необходимо рассматривать как составную часть воспитания. Как и вы, я считаю, что эти навыки необходимы для успешной социализации ребёнка. В последнее время широко распространено дистанционное обучение. Считаете ли Вы, что этот метод обучения активизирует навыки самостоятельной работы учащихся?

    1. Уважаемый Андрей Викторович!
      Дистанционное обучение- один из самых современных методов по формированию самостоятельности обучающихся. Наше ОУ в течение нескольких лет участвует в реализации проекта “Обучение с использованием интернет-технологий”. В начальной школе осуществляется проект “Умный град”. Мои обучающиеся активно участвуют в данных проектах. За дистанционным обучением -будущее! Это высшее проявление самостоятельности.

      1. Большое спасибо! Ольга Юрьевна, мне было важно услышать ваше мнение. Я тоже думаю,
        что дистанционное обучение-это высшее проявление самостоятельности!

  6. Уважаемый Сергей Александрович!
    Я являюсь руководителем историко-краеведческого музея, поэтому стараюсь развивать самостоятельность средствами музейной педагогики. Именно музей объединяет детей разных возрастных групп, то есть соблюдается принцип преемственности. Навыки самостоятельной работы, приобретенные детьми старшего возраста в лекторских группах, передаются младшим школьникам.
    Да, я согласна, не все дети готовы к самостоятельной деятельности. И не всегда на уроках имеют высокий уровень учебной мотивации, но как правило именно они активные участники социальных проектов, где им предоставляется возможность проявить себя в роли организатора, исполнителя. Приобретается опыт работы в команде. Что естественным образом поддерживает заинтересованность в изучении предмета.
    Но я не совсем согласна , что “трудно удивить детей”. Да, дети хорошо разбираются в современных компьютерных технологиях и космических исследованиях, а вот внимательно посмотреть вокруг не всегда готовы. А ведь именно в мелочах скрывается много удивительного!

  7. Уважаемая Ольга Юрьевна! Ваша статья “Развитие самообразовательной деятельности обучающихся на уроках исторического краеведения через проблемно-поисковый метод” очень актуально, особенно в свете воспитания духовно-нравственной личности. Мне очень понравилось, что эта тема реализуется через уроки исторического краеведения. Я с глубоким уважением отношусь к истории родного края, и считаю, что наши дети ОБЯЗАНЫ знать свою историю, гордиться героями-земляками. Считаю, что в любой самостоятельной работе обучающегося огромная подготовительная работа учителя. Помогают ли Вам в Вашей работе какие-либо заинтересованные лица, организации?

    1. При организации различных социальных проектов спектр социальных партнеров предполагает взаимодействие с разными социальными группами. При проведении проекта “Мы и наше село Бондари” нашими социальными партнерами будут: сельский Совет, “Жилком сервис”, отдел строительства и архитектуры администрации Бондарского района, центр занятости, жители села. В рамках проведения “Дня православной книги” стали библиотеки, дом детского творчества, центр досуговой деятельности, музей, центр духовно-нравственного воспитания.
      В проекте “Память прошлого храня” активными партнерами стали ветеранские организации района и области, поисковые клубы, средства массовой информации, администрация Бондарского района.
      В патриотической работе заинтересованных структур предостаточно.

  8. Уважаемая Ольга Юрьевна! Скажите, пожалуйста, как Вы стимулируете развитие рефлексивных умений обучающихся?
    Как организуете самостоятельную работу детей? Спасибо.

    1. Уважаемая Елена Евгеньевна!
      Посмотрите внимательно мою статью. На странице 2 подробно освещен алгоритм действий по выработке самостоятельности обучающихся. Спасибо.

    2. Уважаемая Елена Евгеньевна!
      Для стимулирования рефлексивных умений я использую несколько видов рефлексии:
      1) эмоциональную рефлексию- использование похвалы ( в устной и письменной форме);
      2) рейтинговую рефлексию -“Какой балл (по десятибальной шкале) ученик сам бы себе поставил;
      3)самооценку деятельности с использованием приема ИНСЕРТ (заполнение таблицы по ходу выполнения работы (что знал; что узнал нового; что хотел бы узнать ещё)

  9. Уважаемый Андрей Викторович! Существует общепринятое представление о том, что на уроках физической культуры развивается и совершенствуется только физическое тело обучающихся. Какие другие аспекты воспитания затрагивают Ваши уроки, позволяющие детям становиться не только здоровыми, но и нравственными личностями? Спасибо.

  10. Уважаемая Ольга Юрьевна, в своей статье вы затронули, на мой взгляд, одну из наиболее актуальных на сегодняшний момент тем, ведь роль современного учителя – не просто быть транслятором готового знания, а научить детей учиться, развивать навыки самообразования. Только человек, любящий и умеющий учиться, готовый к самообразованию через всю жизнь может быть успешен в современном мире. В своей статье вы говорите о дифференцированном подходе в организации самостоятельной работы обучающихся. Какие задания вы используете в работе со слабыми детьми при развитии навыков самостоятельной деятельности.
    С уважением, М.Маркина.

    1. Уважаемая Маргарита Александровна!
      В своей деятельности при развитии навыков самостоятельной работы у слабых детей я использую: работу в парах, группах, уровневое домашнее задание , проверку домашнего задания с комментариями, взаимооценку работ, карточки с разноуровневыми заданиями, тесты.
      С уважением Ольга Юрьевна!

  11. Уважаемая Ольга Юрьевна! Скажите, пожалуйста, какую главную цель Вы ставите перед собой, работая над темой развития самостоятельности обучающихся?

    1. Уважаемый Александр Михайлович!
      Главная моя цель- научить обучающихся “учиться”, критически мыслить , быть социально-адаптированными, востребованными на рынке труда и быть успешными в жизни.

    2. Уважаемый Александр Михайлович!
      Главная моя цель- научить обучающихся «учиться», критически мыслить , быть социально-адаптированными, востребованными на рынке труда и быть успешными в жизни.
      С уважением Ольга Юрьевна!

  12. Уважаемая Ольга Юрьевна!
    Поисково-исследовательский метод, о котором Вы пишите, безусловно, предполагает, весьма высокий уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Но как педагоги мы с Вами прекрасно понимаем, что она не возникнет, не будет сохраняться и развиваться на пустом месте – ее нужно целенаправленно, постепенно, шаг за шагом формировать. Ученик не может вот так сразу сесть и написать краеведческое исследование – его нужно долго и кропотливо учить этому. В этой связи хотелось бы узнать, какие конкретно приемы, формы работы, типы заданий Вы используете для того, чтобы постепенно подвести учащихся к готовности осуществлять самостоятельное краеведческое исследование?

    1. Уважаемый Игорь Николаевич!
      На своих уроках я подвожу обучающихся к противоречиям и предлагает им найти способ решения.
      Сталкиваю противоречия практической деятельности.
      Предлагаю обучающимся рассмотреть проблему с различных позиций.
      Задаю вопросы, активизирующие знания:
      Соедини свои задания(интегрируй), как это происходит в жизни?
      Прогнозируй результат, выдвигаем гипотезу.
      Предлагаю решить проблемную ситуацию.

      Примеры заданий:
       что такое музейный экспонат, его свойства;
       какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
       в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
       чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
       как объяснить понятие памятник истории, природы, музейная культура.
       памятник – предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект, предложи свой вариант определения и докажи.
       выдвижение и доказательство гипотез по изучаемому материалу( для этого использую следующие упражнения: Продолжи фразу.Если……, то….
      Какие гипотезы можно выдвинуть к данному утверждению).

      В работе использую:
      Вопросы по биографиям Тамбовских краеведов, архивным материалам;
      Вопросы по фотографиям;
      Карточки, кроссворды, историческая путаница и тексты с ошибками;
      Самостоятельные, контрольные работы, тесты;
      Летопись и краеведческий календарь;
      Научные работы обучающихся;
      Раздаточный материал в виде предметов из прошлого.
      Задания по музейным экспозициям.
      Начиная с начальных классов дети посещают мой кружок по программе “Знай и люби свой край”, что позволяет не только знакомить из с азами исследовательской деятельности, но и вовлечь в поисковую работу.
      На занятиях элективного курса “От древности до наших дней” закрепляются знания обучающихся.
      Мне было приятно получить Ваш содержательный вопрос! С уважением Ольга Юрьевна!

  13. Здравствуйте, Ольга Юрьевна! На изучение курса “Историческое краеведение” в учебном плане отводится всего 0,5 часа. Скажите, пожалуйста, каким образом Вы планируете изучение достопримечательностей родного края? Организуете ли Вы экскурсионные поездки по историческим местам Тамбовщины? Не возникает ли у Вас проблем с этим?
    С уважением, Константинова С.

    1. Изучение достопримечательностей родного края я реализую в рамках дополнительного образования. Также на базе ОУ работают творческие объединения, поисковый клуб ” Имени В. А. Глазкова”, в планы работы которых включены разделы , посвящённые изучению достопримечательностей родного края. Проблем по организации экскурсионных поездок по историческим местам Тамбовщины не возникает ,т.к. данная система работы у нас отлажена. Мы совершаем поездки по всей стране, в этом нас поддерживает администрация района.

    1. Уважаемая Нелли Васильевна!
      В своей работе я использую ИКТ практически на каждом уроке. Это эффективно повышает мотивацию обучения. Использую мультимедийные презентации для введения нового материала. Создаю тесты в программе “Анкетер”, где обучающиеся отвечают на вопросы в режиме on-line и сразу получают оценку. Обучающиеся используют ИКТ для презентации собственных проектов.

  14. Ольга Юрьевна! Используете ли Вы на своих уроках технологию модульного обучения? Как Вы относитесь к этой технологии?

    1. Уважаемая госпожа Васильева!
      Я хорошо знакома с технологией модульного обучения, но в своей работе не применяю, так как не было в этом необходимости. А использовать элементы технологии считаю нецелесообразным. Но, возможно, в будущем, имея богатый материал по краеведению, я применю данную технологию в своей работе.
      С уважением Ольга Юрьевна!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *