Солопова Анжелика Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова


Тема: «Развитие интеллектуальных способностей
младших школьников»

1. Презентация «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников»
(.pdf -866 kb, для загрузки файла требуется время)

2. Статья «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников»
(.pdf -208 kb, для загрузки файла требуется время)

3. Приложение к статье
(.pdf -244 kb, для загрузки файла требуется время)

 

33 комментариев на странице “Солопова Анжелика Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова

  1. Здравствуйте, уважаемая Анжелика Анатольевна!
    Я порадовалась за успехи ваших детей. Но, к сожалению, в статье не смогла увидеть практического применения развития интеллектуальных способностей детей на уроках. В частности, хотелось бы узнать о применении модульной и проектной технологии для детей младшего школьного возраста?

  2. Здравствуйте, Ольга Юрьевна. Да, конечно, работая с детьми младшего школьного возраста, я часто применяю модульную и проектную технологии. Для проведения урока по модульной технологии составляется технологическая карта, на которой распределена вся деятельность обучающихся по этапам урока. Каждый ученик работает по такой карте в соответствии со своим ритмом и уровнем подготовленности. На некоторых этапах урока проходит проверка учителем или взаимопроверка. По такой технологии провожу чаще всего уроки русского языка, математики, технологии, ИЗО. Проектную и исследовательскую деятельность чаще использую на уроках чтения и окружающего мира, технологии, риторики. Например, мы с ребятами изучали, что происходит с бытовым мусором за год, работали над проектом “Моя родословная”, выполняли несколько проектов по экономике.

  3. Тема действительно актуальна.Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Данную проблему вы реализуете на УМК Виноградовой. Данный УМК подвергается постоянной критике со стороны педагогов и родителей. Какие трудности вы испытывали по данной проблеме, работая по УМК Виноградовой? Спасибо за проделанную работу!

  4. Здравствуйте, Анжелика Анатольевна. Я работаю в школе первый год. Меня Ваша работа по данной проблеме заинтересовала. Хотелось бы уточнить, какую методику вы использовали по определению уровня развития интеллекта младших школьников? Спасибо!

  5. Материалы отражают большую работу, направленную на развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Педагог учитывает индивидуальные особенности развития, просматривается использование инновационных технологий, совместная деятельность всех участников педагогического процесса. Спасибо!

  6. Эффективное развитие интеллектуальных способностей младших школьников осуществляется, если учитываются индивидуальные, типологические и психофизические особенности развития учащихся. Хотелось бы узнать, каким образом проходит работа по данному направлению с родителями детей. Пользуетесь ли вы помощью психолога и если да. то в чем эта помощь заключается?
    Заранее благодарна за ответ. С уважением Елена.

  7. Проблема интеллектуального развития учащихся имеет для учителя доминирующее значение.Анжелика Анатольевна, проводя глубокую разностороннюю работу по данному направлению, достигла высоких результатов. Успехов в дальнейшей деятельности!!!

  8. Уважаемая Татьяна Владимировна! Да, действительно, УМК Н.Ф. Виноградовой часто подвергается критике. По моему мнению, на то есть объективные причины: курс математики построен не совсем удачно, а курс русского языка сложен. Но именно в этом УМК можно легко осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Мне очень интересно работать по данному УМК. Трудности возникают в основном с тем, что дети невсегда готовы к поиску информации, но если вспомнить о том, что мы начинаем работать по стандартам второго поколения, учить их этому необходимо. Спасибо.

  9. Уважаемая Анжелика Анатольевна!
    Мы все, педагоги, работаем ради того, чтобы обучать детей, формировать думающую интеллектуально развитую личность. Согласен, что эта проблема доминирующая. И, действительно, развитие индивидуальных способностей должно начинаться в младших классах, а нам, учителям-предметникам, тогда нужно будет развивать, углублять то, что заложил учитель начальных классов. Спасибо Вам за то, что Вы настолько эффективно работаете над этой проблемой. Я – Ваш единомышленник. Но удается ли Вам повысить интеллектуальный уровень каждого ребенка или высоких результатов добиваются единицы?
    Спасибо.

  10. Здравствуйте, уважаемая Анжелика Анатольевна! Тема действительно актуальна. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Материалы отражают большую работу, направленную на развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Педагог учитывает индивидуальные особенности развития, просматривается использование инновационных технологий, совместная деятельность всех участников педагогического процесса. Спасибо.

  11. Уважаемая Елена Ивановна! Для диагностики интеллектуальных способносте

  12. Уважаемая Елена Ивановна! Для диагностики интеллектуальных способностей использую следующие методики: тест, разработанный Э.Ф.Замбацявичене для изучения уровня логических операций младших школьников, тест простых поручений (диагностирует уровень развития саморегуляции, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти), методику “Графический диктант” , тест Павлова, направленный на выявление преобладающей сигнальной системы, тест на определение типа личности по ведущему полушарию. С уважением Солопова А.А.

  13. Уважаемая Анже6лика Анатольевна! Последнее время бытует мнение, что интеллектуальный уровень современных детей становится ниже, чем был раньше. Встречались ли в Вашей практике интеллектуально одаренные дети? Как строите свою работу в этом плане?
    С уважением, Шаболдина Е.В.

  14. Уважаемая Анжелика Анатольевна! Я полностью согласна с Вами, что для становления интеллектуально-творческой личности важное место отводится начальной школе. И наша с Вами общая задача – научить ребенка учиться, познать радость учения. В своей работе я использую многие из предложенных Вами упражнений, приемов, методов, и они действительно эффективны. Желаю Вам дальнейших творческих побед!

  15. Уважаемая Елена Александровна! Отвечая на заданный Вами вопрос, хочется отметить, что учитель начальных классов всегда находится в тесном контакте с родителями. Я была очень рада, что родители моих учеников откликнулись на предложение работать по тетрадям “Юным умникам и умницам”. Родители с большим интересом и активностью принимают участие во всех внеклассных мероприятиях. А на родительских собраниях я всегда стараюсь их информировать об успехах ребенка, с точки зрения развития познавательных способностей. И, конечно, с нами вместе всегда школьный психолог. Именно психолог предлагает нужные методики. С уважением Солопова А.А.

  16. Здравствуйте, Анжелика Анатольевна! Я познакомилась с Вашим материалом. Меня заинтересовали результаты диагностики уровня развития саморегуляции организации деятельности обучающихся. С помощью какого диагностического инструментария Вы их измеряете?

  17. Уважаемый Сергей Александрович! Спасибо, действительно, нам, педагогам, всегда нравиться работать с высокоинтеллектуальными детьми. Увы, невсегда, это получается. Приходиться работать с детьми разных способностей. Вот, поэтому и использую разные приемы и методы. Индивидуальный подход к каждому ребенку. А изменения в уровне развития способностей и личности всегда виден у каждого. А, вы, учителя-предметники, пожалуйста, продолжайте дело учителя начальной школы. С уважением Солопова А.А.

  18. Уважаемая Елена Александровна!
    Национальная образовательная инициатива ” Наша новая школа” определяет главный принцип образования “Общее образование для всех и каждого”. Образовательные учреждения должны создать условия для получения качественного доступного образования всем детям, пришедшим в школу.Однако, уровень интеллектуального развития детей даже в пределах одного класса может быть различным: высоким, средним, низким.
    Как Вы выстраиваете работу с детьми, имеющими низкий уровень интеллектуального развития?
    И.В. Кожевникова, зав. кафедрой педагогики и психологии ТОИПКРО

  19. Уважаемая Анжелика Анатольевна! Я тоже стараюсь использовать в своей работе проектную деятельность. Какие из подготовленных и реализованных с детьми проектов Вы можете посоветовать для развития интеллектуальных способностей дошкольников?
    С уважением, С.А.Мячина.

  20. Уважаемая Оксана Викторовна! Уровень развития саморегуляции исследуется с помощью теста простых поручений. Он заключается в том, что на ранее заготовленных бланках дети выполняют “простые поручения”, то есть задания. Для детей разного возраста разное количество заданий. Каждое задание зачитывается только один раз. Повтор не допускается. Пример задания ” Обведите в кружок первую букву в слове “картина” и подчеркните все гласные”. Время выполнения одного задания- 2-3 секунды. По шкале возрастных норм определяется уровень лабильности. С уважением Солопова А.А.

  21. Уважаемая Елена Валентиновна! Соглашусь с Вами в том, что в последнее время снижается уровень интеллектуального развития детей. Именно поэтому и поставила перед собой решение этой проблемы. Да, у меня было несколько детей, действительно одаренных. С ними работать очень интересно, приходится подбирать более сложные задания. То есть все ориентируется на индивидуальный подход и дифференцированное обучение. С уважением, Солопова А.А.

  22. Уважаемая Ирина Владимировна! Да, действительно, в моем классе есть дети с разным уровне интеллектуального развития. И так же, как и к высокоинтеллектуальным, одаренным, детям, к детям со слабым уровнем развития нужен индивидуальный подход. Таким деткам очень необходимо чаще создавать “ситуацию успеха”, поддерживать, незаметно для них направлять. Естественно для них я подбираю другие задания. С уважением, Солопова А.А.

  23. Уважаемая Анжелика Анатольевна! Мне близка Ваша тема статьи, потому что развитие интеллектуальных способностей – одно из ведущих направлений в преподавании математики. В своей статье вы много говорите о проведении нетрадиционных уроков. Не кажется ли Вам, что частые нетрадиционные уроки со временем могут стать традиционными, исчезнет новизна восприятия?
    С уважением, Светлана Павловна.

  24. Уважаемая Светлана Алексеевна, я думаю, Вам с дошкольниками можно заниматься практико-ориентированными проектами, например, “Родничок”, “Моя родословная”, “Какие бывают сказки?”, “Мой питомец”. С уважением, Солопова А.А.

  25. Уважаемая Анжелика Анатольевна! В своей работе как учитель начальных классов Вы используете технологические карты. На ваш взгляд, как они могут быть применены в преподавании русского языка в среднем звене?
    Спасибо.

  26. Тема, которую отразила в своём портфолио и отрабатывает на практике Анжелика Анатольевна, очень актуальна. Ведь мы пытаемся построить новую образовательную систему, в которой дети должны быть не только потребителями готовой информации и исполнителями чётких алгоритмов, а исследователями, участниками творческой деятельности, стремящимися к самосовершенствованию. Несомненно, развитие интеллекта является важным звеном в большой системе работы по достижению целей новой системы образования. Отдельное спасибо Анжелике Анатольевне за практический материал, который буду обязательно использовать в своей работе. Желаю творчеких успехов!

  27. Уважаемая Анжелика Анатольевна! Ответьте, пожалуйста, каким образом осуществляется преемственность по развитию интеллектуальных способностей младших школьников в среднем звене? Имеет ли продолжение Ваша развивающая программа после завершения обучения на начальной ступени образования? Какие перспективы Вы видите?
    С уважением, Константинова С.

  28. Уважаемая Анжелика Анатольевна! Это замечательно, когда в начальной школе учитель применяет проектную методику. Как вы относитесь к социальным проектам? Реализуете ли их на практике?
    Н.В.Бессонова

  29. Уважаемая Светлана Павловна, соглашусь с Вами, частые нетрадиционные уроки могут превратиться в традиционные, но все зависит от самого педагога, чтобы этого не произошло. Только от учителя зависит, чтобы не исчезла новизна восприятия. С уважением, Солопова А.А.

  30. Уважаемая Елена Евгеньевна , я считаю, что технологические карты можно применять и в среднем звене, и в старшем. Этот тип урока развивает самостоятельность, способствует осмысленному закреплению материала. С уважением, Солопова А.А.

  31. Уважаемая Светлана Владимировна, отвечая на Ваш вопрос отмечу, что в нашей школе существует преемственность в обучении, и учителя средней ступени знакомятся с детьми, с программой развития. И стараются продолжить работу учителя начальных классов. С уважением, Солопова А.А.

  32. Уважаемая Нелли Васильевна, Да мы участвуем в подготовке социальных проектов (дети являются участниками концертов для пожилых людей, для дошкольников, инвалидов, участников ВОВ), . С уважением, Солопова А.А.

  33. Спасибо всем участникам форума за активное сотрудничество. Очень приятно было общаться! С уважением, Солопова А.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *