Яковлева Елена Евгеньевна учитель русского языка и литературы, МОУ «ООШ № 1» г. Котовска


Тема: «Картина мира как совокупность познавательных фрагментов»

1. Презентация «Картина мира как совокупность познавательных фрагментов»
(.pdf -1,6 Mb, для загрузки файла требуется время)

2. Статья «Картина мира как совокупность познавательных фрагментов»
(.pdf -144 kb, для загрузки файла требуется время)

Видеоролик Фрагменты интегрированных уроков

49 комментариев на странице “Яковлева Елена Евгеньевна учитель русского языка и литературы, МОУ «ООШ № 1» г. Котовска

  1. Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги-участники семинара.

  2. Уважаемая Елена Евгеньевна!
    Ваш подход к преподаванию русского языка и литературы очень интересен. Вы ориентируетесь на требования к современному образованию, ключевой характеристикой которого является формирование творческих компетенций, готовность к познанию окружающего мира. Ученик должен понимать мир, в котором живет, создавать в своем сознании картину мира. Литература, действительно, не предмет, который дает информацию, она развивает мышление, как и математика, творческие способности. Интегрированные уроки смогут помочь в этом. Особый интерес вызвала практическая часть статьи, где Вы говорите о возможности интегрирования математики и литературы. Это и интересно для детей, и учит раскрывать проблему с разных сторон. Желаю Вам успехов в использовании технологии! Но таких ярких уроков может быть немного. Можно ли считать технологию интегрированного обучения оптимальной? Думаю, что познание целостной картины мира идет на каждом уроке, тем более, уроке литературы.
    С уважением, Сергей Кузьмин

    1. Уважаемый Сергей Александрович! Благодарю Вас за положительный отзыв о моей работе. Я С Вами полностью согласна в том, что интегрированные уроки дают ребёнку понятие об окружающем его мире, что очень важно для формирования сознания ученика. Соглашусь и в том, что интегрированные уроки не могут полностью заменить традиционные. И это вполне понятно, так как интеграция должна не заменять, а соединять получаемые знания воедино. Я очень рада, что Вас заинтересовала возможная связь математики и литературы. Это приятно, когда коллеги, интересуются и перенимают друг у друга положительный опыт. Спасибо!

      1. Елена Евгеньевна!
        Средствами литературы создается целостная картина мира. Это бесспорно!
        Но какой должна быть эта картина? Почему дети, бывая на одних и тех же уроках, в том числе и
        интегрированных, по -разному воспринимают окружающий мир?
        С уважением С. Кузьмин

        1. Сергей, я не соглашусь с Вами в том, что дети, участвуя в интегрированных уроках, должны формировать одинаковую картину мира. В том-то и суть, что мировоззрение людей сугубо индивидуальное, и в этом-то и прелесть человеческого бытия! А вот формирование гражданской, нравственной и др. компетенций, которые помогут нашим детям ориентироваться в жизненном пространстве, должны стремиться к общепринятым ценностям.

  3. Уважаемая Елена Евгеньевна!
    Конечно, такие дисциплины как русский язык и литература – благодатная почва для интеграции. Скажите, пожалуйста, используете ли Вы интергированные уроки для развития индивидуальных способностей каждого ребенка?

    1. Уважаемая Ольга, спасибо за вопрос. Да, я использую интегрированное обучение для развития индивидуальных способностей учащихся: включаю в работу по созданию интерактивных листов с целью формирования навыков ИКТ, вношу в учебный процесс не только учебную составляющую, но и исследовательскую индивидуальную деятельность обучающихся, использую опережающие задания.
      С уважением, Елена Яковлева

  4. Уважаемая Елена Евгеньевна!
    Вопрос интеграции всегда волнует творчески работающих педагогов. Исходя из опыта своей работы, могу сказать, что интеграция смежных предметов достаточно трудно отразить в рабочих программах и тем более реализовать на практике. Существуют многочисленные риски. Но заниматься этим трудоемким процессом необходимо, так как этого требуют стандарты нового поколения и интеграция дает явные положительные результаты.
    Как выстроена система интеграции в рабочих программах вашей школы? Где можно познакомиться с опытом работы по данному направлению.

    1. Уважаемая Ольга Юрьевна! Благодарю за вопрос. Интегрированные уроки в рабочих программах по русскому языку и литературе предусмотрены мною в резервных урочных часах, так как внедрение интеграции в систему требует тщательного изучения этого вопроса в научно-методической литературе и детальной апробации. Главный принцип, которого я придерживаюсь, – “Не навреди”, поэтому я на своих уроках использую такие технологии, методы и формы обучения, которые позволяют включить элементы интеграции, позволяющие формировать у обучающихся углубленные знания о предмете изучения в целях формирования общей платформы сближения предметных знаний.
      С опытом работы по данному направлению я ознакомилась, используя Интернет-ресурсы, опыт коллег, на семинарах и конференциях ТОИПКРО.

  5. Здравствуйте, Елена Евгеньевна! В своей статье Вы размышляете о методах, приёмах, технологиях, позволяющих современному учителю эффективно решать образовательные задачи в условиях реализации ФГОС второго поколения. Одним из средств формирования целостной картины мира у детей Вы определяете интегрированный подход в обучении. Очень часто педагоги не видят разницы между интегрированным уроком и уроком с использованием межпредметных связей. Как бы Вы определили существенные признаки каждого из них? И что в практике Вашей работы преобладает: интегрированные уроки или уроки с использованием межпредметных связей? Что, на Ваш взгляд, более эффективно при решении задачи формирования целостной картины мира у современных школьников?
    С уважением, Татьяна Викторовна Мирзаева

    1. Уважаемая Татьяна Викторовна! Большое спасибо за вопрос. Меня, как и Вас, интересует различие понятий “интеграция” и “межпредметная связь”. В словаре Ожегова “интегрировать – объединять в одно целое”. Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое, а межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними. На мой взгляд, межпредметные связи – это цель структурирования урока, а интеграция – это способ объединения знаний из разных научных областей в гармоничное целое, перплетение и дополнение этих предметных блоков. Межпредметная связь – это дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании объективных взаимосвязей. Интеграция же подразумевает собой форму реализации межпредметных связей.
      С уважением, Елена Яковлева.

      1. Спасибо, Елена Евгеньевна, за обстоятельный ответ, демонстрирующий глубокое понимание вопроса.

  6. Уважаемая Елена Евгеньевна! На мой взгляд Вы выбрали очень интересную тему. Вам, конечно, известно, что в образовательных учреждениях введен новый курс «Основы православной культуры и светской этики». Какую роль в формировании картины мира у детей играет введение нового курса? Какие, по -Вашему, уроки можно интегрировать с данными уроками?

    1. Уважаемая Юлия Геннадьевна! Спасибо за вопрос. Проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи меня также волнует, поэтому в сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаю на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры. Я считаю, что введение такого предмета, как «Основы православной культуры и светской этики» поможет ученику почувствовать единство мира и человека, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Интегрировать данный курс я бы посоветовала с литературой, так как это сфера прекрасного, которая очищает и облагораживает человека силой художественного слова. С музыкой, способствующей развитию эстетического восприятия, воображения, внимания обучающихся. С изобразительным искусством, мировой художественной культурой – с теми предметами, которые являются одухотворяющим компонентом всей учебной школьной деятельности.
      С уважением, Елена Яковлева

  7. Уважаемая Елена Евгеньевна!
    Совершенно с вами согласна, что интегрированные уроки позволяют создавать для ученика целостную картину мира, позволяют взглянуть на одно и то же явление с точки зрения разных наук. И происходит это прежде всего потому, что в таком уроке полноправно участвуют педагоги, являющиеся специалистами в своей области, которые не просто иллюстрируют имеющийся материал, а организуют деятельность детей по освоению темы с использованием своих, специфических для той или иной научной области инструментов. Мне кажется, только в этом случае мы имеем право говорить об интегрированных уроках. Поэтому, конечно, и подготовка к таким урокам становится титанической. Но результат – это событие, запоминающееся детям на всю жизнь. Очень здорово, что вас так интересует технология проведения интегрированных уроков.
    Но спросить я хотела бы вас об использовании интерактивных листов. Есть ли у вас опыт создания интерактивных листов совместного редактирования? И если да, то какое применение они находят в вашей деятельности?

    1. Уважаемая Елена Александровна! Благодарю Вас за вопрос. Говоря о технологии проведения интегрированных уроков, хочется отметить как одну из форм реализации интеграции использование интерактивных рабочих листов. Опыт создания таких листов у меня имеется. С ними я познакомилась в рамках Всероссийской Интернет-конференции, проводимой компанией Intel. Форма очень понравилась не только мне, но и детям. Работу с интерактивными листами я использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В частности, во время приостановки учебного процесса дети по электронной почте и на сайте Dnevnik.ru получали индивидуальные задания в виде интерактивных листов, выполняли и присылали на проверку. Таким образом, учебный процесс не прекращался. До недавнего времени интерактивные листы разрабатывала сама, а сейчас привлекаю старшеклассников к созданию таких листов для обучающихся 5-7 классов. Необычная форма индивидуального творческого задания детям очень нравится. Считаю перспективным использование интерактивных листов в работе учителя как формирование навыков ИКТ как у учителя, так и обучающихся.
      С уважением, Елена Яковлева.

  8. Уважаемая Елена Евгеньевна! Безусловно, интегрированные уроки наилучшим образом способствуют формированию целостной картины мира. Хотелось бы узнать следующее:
    1) Как часто Вы проводите уроки с использованием медпредметных связей и интегрированные уроки?
    2) Какие темы по русскому языку и литературе Вы считаете наиболее “удачными” для осуществления такой работы?
    3) Как вы формулируете цели и задачи такого урока (по теме на ваш выбор)?
    Заранее спасибо.

    1. Уважаемая Татьяна Николаевна! Благодарю за вопросы. Разрабатывать и проводить интегрированные уроки мне очень нравится, так как использование элементов других предметных областей и, главное, гармоничное их сочетание в рамках одного урока – это творческих процесс. Интегрированные уроки я провожу нечасто, так как есть много нюансов по их внедрению в образовательный процесс: тщательная, продуманная подготовка, разработка плана действий с учителями-предметниками, участвующими в таком уроке, включение интегрированных уроков в рабочую программу. Однако считаю, что за интеграцией – будущее, так как школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла. В связи с этим стараюсь часто использовать элементы интеграции на своих уроках. Отвечая на второй Ваш вопрос, хочу отметить некоторые темы уроков, где можно использовать интеграцию, а именно: по русскому языку – это уроки развития речи (написание сочинения по картине с музыкальным сопровождением). По литературе – изучение мифов и легенд Древней Греции. Урок обществознания и литературы по рассказам А.П. Чехова (6 класс) – модель поведения человека в социуме. И множество других уроков. При формулировке целей таких уроков руководствуюсь главным: развитие творческих и интеллектуальных способностей, личностной оценки, формирование художественного вкуса, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Конкретные задачи ставлю к конкретной теме урока.
      С уважением, Елена Яковлева

  9. Елена Евгеньевна, Ваши размышления в статье характеризуют Вас как учителя современного, вдумчивого, тщательно отрабатывающего пути достижения результатов. В связи с этим предлагаю поразмышлять над таким важным этапом учебного процесса как оценивание. ФГОС второго поколения выдвигает требования к результатам освоения образовательных программ. Особое место отводится оценке достижения планируемых результатов. Вы определили планируемый результат – формирование целостной картины мира у обучающихся, спроектировали пути достижения этого результата через использование интегрированных уроков. Теперь дело за оцениванием. Скажите, пожалуйста, каким будет инструментарий оценки? Как, на Ваш взгляд, эффективнее проверить уровень сформированности данных умений у детей? Что бы Вы посоветовали другим педагогам в этом сложном деле?
    С уважением, Т.В. Мирзаева

    1. Уважаемая Татьяна Викторовна! Благодарю за актуальный вопрос. Говоря об инструментарии оценивания, хочу отметить такие виды:
      – тестирование;
      – практическая работа;
      – защита исследовательских проектов;
      – урок-зачёт;
      – конференция;
      – работа с интерактивными листами;
      – совместное использование информационых ресурсов.
      Это наиболее популярные инструментарии оценивания для организации интегрированного обучения.
      С уважением, Яковлева Е.

  10. Уважаемая Елена Евгеньевна! Ваша статья не оставляет сомнений в целесообразности интегрированного обучения в современной школе. Как Вы относитесь к утверждению, что всё новое – это хорошо забытое старое?
    С уважением, Оксана Викторовна.

    1. Уважаемая Оксана Викторовна! Я согласна с Вами в том, что многое из забытого старого имеет развитие на современном этапе. Изучая проблемы интегрированного обучения, хочу отметить их использование и в предыдущие десятилетия конца 20 века. И возврат к данной проблеме – проблеме использования интеграции в современном педагогическом процессе – говорит лишь об актуальности и целесообразности использования интегрированных уроков.
      С уважением, Яковлева Елена

  11. Уважаемая Елена! Как у ребенка на интегрированных уроках развивается эмоциональная сфера?

    1. Уважаемая Арина! Благодарю за вопрос. Действительно, на интегрированных уроках, где происходит слияние искусств, их взаимодополнение, способствующее более глубокому эмоциональному раскрытию художественного образа, и развивается эмоциональная сфера. Такие уроки формируют нравственную культуру, творческие способности обучающихся.

  12. Скажите, Елена, а какая подготовительная к восприятию урока работа необходима на интегрировании таких предметов как литература и ИЗО?

    1. Уважаемая Арина! Конечно, на интегрированных уроках нельзя забывать и о традиционных формах. Например, на интегрированном уроке с предметом “изобразительное искусство” я обязательно провожу словарную работу, в которой использую соответствующую лексику: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция и др. Вместе с детьми вспоминаю, что такое синонимы: художник – автор, картина – репродукция, изобразил – запечатлел и т.д. Это позволяет обогатить словарный запас и более ярко представить другую предметную область.
      С уважением, Яковлева Е.

  13. Здравствуйте, Елена Евгеньевна! Меня интересуют задачи интегрированных уроков. Каковы они?

  14. Уважаемая Маргарита Сергеевна! Спасибо за вопрос. Задачи интегрированных уроков таковы:
    – формирование у обучающихся мировоззренческих понятий об окружающем миру;
    – формирование целостного представления об изучаемом предмете с видением взаимосвязи учебных дисциплин, участвующих в интеграционном процессе.
    С уважением, Елена Яковлева.

  15. Уважаемая Елена Евгеньевна! Идея переписки с учениками сама по себе не нова. Как работа с интерактивными листами в Интернет влияет на Ваши взаимоотношения с обучающимися?
    Спасибо. Татьяна Ермолова.

  16. Елена Евгеньевна, а в чем же преимущество интегрированных уроков?

    1. Уважаемая Марина Сергеевна! Спасибо за актуальный вопрос. Преимущество интегрированных уроков в следующем:
      – во-первых, дети познают мир во всём его многообразии и единстве, так как интеграция даёт целостное представление картины мира;
      – во-вторых, форма интегрированных уроков нестандартная, увлекательна для детей, что способствует активизации познавательной деятельности, ведущей к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
      – в-третьих, использование различных видов работы фокусирует внимание обучающихся, а чередование разнообразных видов деятельности способствует развитию внимания, воображения, речи и памяти учащихся.
      С уважением, Елена Яковлева

  17. Уважаемая Татьяна! Подобная работа способствует решению многих задач, а именно:
    установлению и поддержанию контакта с максимальным количеством учеников, своевременной профилактике и коррекции грамматических трудностей, выработке умения общаться и самостоятельно решать поставленные предметные проблемы.
    Эта форма общения с обучающимися воспринимается ими как нечто естественное и современное и развивает коммуникативную компетенцию обучающихся.
    С уважением, Елена Яковлева

  18. Уважаемая Елена Евгеньевна, весьма интересным показался мне ваш опыт формирования целостной картины мира посредством проведения интегрированных уроков. Интересны описанные вами в статье примеры проведённых вами подобных уроков. Очевидно, что такие уроки требуют серьёзной кропотливой подготовки. Как учителя других предметов откликаются на ваши предложения о проведении таких уроков, с охотой ли поддерживают вашу инициативу?
    С уважением М. Маркина

    1. Уважаемая Маргарита Александровна! Спасибо за вопрос. Те учителя-предметники, с которыми я планирую проведение интегрированных уроков, с удовольствием откликаются на мою просьбу и активно участвуют в разработке таких уроков, так как традиционная модель образования уже не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, линейность; между школьными предметами нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира. А интегрированные уроки учат школьников рассматривать не изолированные явления жизни, а воспринимать мир во всём многообразии взаимосвязей.
      С уважением, Елена Яковлева

  19. Уважаемая Елена!
    В Ваших ответах я усматриваю еще одну очень хорошую линию работы. А именно, работа на перспективу – формирование компетентности учащихся, что является основной задачей “Нашей новой школы”. Удачи Вам в этом направлении.
    С уважением Сергей Кузьмин.

    1. Большое спасибо, коллега! Я с Вами совершенно согласна! Это наша с Вами общая задача! И Вам удачи на педагогическом поприще!
      С уважением, Яковлева Елена.

  20. Уважаемая Елена Евгеньевна! Чему лично Вас научило использование интегрированных уроков в Вашей работе?
    Спасибо.

    1. Уважаемая Татьяна! Спасибо за хороший вопрос. Я научилась смотреть на процесс обучения с позиций ученика. Поняла разницу между понятиями “межпредметные связи” и “интегрированный урок”, научилась интегрировать вроде бы несовместимые понятия. Интегрированный урок – это колоссальный труд, но меня увлекает ИДЕЯ – и это вдохновляет, радует, убеждает, что ты не зря это всё затеяла, так как всё это работает на главный результат – повышение мотивации обучения и воспитание всесторонне развитого человека.
      С уважением, Яковлева Елена

  21. Уважаемая Елена Евгеньевна! Я сегодня уже не раз убедилась, что “физиков” и “лириков” объединяют общие темы и проблемы. Особенно мне близка тема интегрированных уроков. Ведь именно на таких уроках выстраивается целостная картина мира, выявляются межпредметные и метапредметные связи. Подготовка интегрированного урока требует от учителя глубоких знаний не только своего предмета, но и компетентности в различных предметных областях. Интегрированное обучение – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливает системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Интеграция каких предметов на Ваших уроках проходит наиболее успешно и почему?
    С уважением, Светлана Павловна.

    1. Спасибо, уважаемая Светлана Павловна, за вопрос. Интеграция сама по себе – процесс занимательный, творческий, и поэтому я стремлюсь к интеграции не только с предметами гуманитарного цикла (история, МХК, культурология, обществознание, иностранный язык), но и с предметами эстетического цикла (ИЗО, музыка), а также делаю первые шаги на пути интеграции с естественно-математическими предметными областями.
      С уважением, Яковлева Елена.

  22. Елена Евгеньевна, методический семинар «Картина мира как совокупность познавательных фрагментов» близится к завершению. Активность участников, разнообразие вопросов, обсуждение проблем реализации интегрированного обучения в современной школе – всё это позволяет убедиться ещё раз в актуальности темы семинара, заявленной Вами. При этом у Вас (как организатора данного мероприятия), вероятно, есть мнение. Как Вы считаете, все ли вопросы удалось обсудить, чей вопрос Вам показался наиболее интересным и актуальным в рамках рассматриваемой темы? Что, на Ваш взгляд, потребует дополнительного обсуждения?
    С уважением, Татьяна Мирзаева

  23. Уважаемые организаторы семинара, коллеги! Благодарю Вас за интерес, проявленный к теме моего исследования. Мне было очень приятно услышать слова одобрения, поддержки моей деятельности, поделиться опытом своей работы и узнать много нового об опыте своих коллег по профессиональному конкурсу. Благодарю всех участников семинара за интересные и актуальные вопросы.
    Активность участников, разнообразие вопросов, обсуждение проблем реализации интегрированного обучения в современной школе – всё это позволяет мне убедиться ещё раз в актуальности темы, над которой я работаю, её целесообразности и перспективности.
    Мир един, но человек в своём неведении дробит его на части. Стремление представить единый мир, звучащий множеством голосов, объясняющий свои тайны, подталкивает прибегать к такому типу урока, как интегрированный урок!
    Спасибо!!!

  24. Добрый день, коллеги! В продолжение темы “многое из забытого старого имеет развитие на современном этапе”. В нашем журнале “Образование в регионе во втором номере (1998г.) была статья “Межпредметные связи на уроках литературы – один из путей повышения эффективности учебного процесса”. Речь шла об опыте известной учительницы, вашей землячки,Елена Евгеньевна! В Вашей интересной, аргументированной статье мне видится развитие и
    продолжение опыта Ермолаевой. И это ценно! Удачи Вам!
    С уважением Г.З. Праздникова

      1. Ермолаева Тамара Анатольевна – человек, учитель с Большой буквы! Мне выпала честь работать с ней в одной школе. Я многому научилась у неё как у старшего товарища. Очень рада, что моя деятельность является продолжением опыта таких замечательных людей, настоящих учителей, как Т.А. Ермолаева! Очень приятно!

  25. Уважаемая Елена Евгеньевна! С большим удовольствием познакомился с материалом Вашей статьи. Из нее я понял , что Вы опытный педагог который , прекрасно владеет передовой методикой преподавания своего предмета. В последнее время вызывает тревогу небрежное отношение к русскому языку. Все чаще с экранов телевизора, со страниц газет на нас обрушивается жаргонная лексика. Какие пути Вы видите для преодоления этой проблемы?

    1. Культивировать в семье нормы литературного языка, следить родителям за своей речью и воспитывать своих детей собственным примером. Спасибо!

  26. Уважаемая Елена Евгеньевна! Ваш опыт – повод поразмыслить и что – то пересмотреть и в своей работе. Как вы знакомите с результатами своей деятельности коллег?
    С уважением, Елена Валентиновна.

    1. Через практическую деятельность (на уроках) и научно-методическую деятельность (семинары, конференции, мастер-классы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *