Добычина Наталья Васильевна

<< назад

учитель математики
МБОУ СОШ №3 г. Моршанска

Проблемное обучение в системе учебно-познавательной
деятельности обучающихся

Статья:

Ключевым стратегическим документом, определяющим вектор развития российской системы образования, является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Читать полностью >> 

Презентация:

Проблемное обучение в системе учебно-познавательной деятельности обучающихся

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=IJ3iv3mfecs&w=640&h=360]

41 комментариев на странице “Добычина Наталья Васильевна

  1. Здравствуйте, уважаемая Наталья Васильевна.
    Я с интересом прочитал Вашу статью, и у меня возник вопрос:
    Используете ли Вы информационно-коммуникационные технологии для построения или решения проблемных ситуаций?

    1. Уважаемый Арсений Анатольевич, спасибо за вопрос. Безусловно, в своей работе я использую ИКТ для постороения проблемных ситуаций, я применяю презентации, интерактивную доску.Так, например, с помощью интерактивной доски можно создать проблемную ситуацию при построении биссектрисы угла, делении отрезка пополам и т. д.

      1. Спасибо, Наталья Васильевна, за ответ. Меня интересут вопрос: Как часто Вы используете в рамках своего предмета анимационные модели? Помогаю ли они Вам при построении проблемного обучения?

        1. Уважаемый Арсений Анатольевич! На уроках геометрии я использую анимационные модели для развития образного мышления детей, способствует повышению мотивации к обучению.

  2. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Познакомившись с вашей статьёй, хочу спросить,
    какие УУД формируются в процессе проблемного обучения?

    1. Уважаемая Светлана Александровна, в процессе проблемного обучения формируются умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать материал, умение работать с таблицами, схемами, графиками, тренажёрами.

  3. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Проблемное обучение – одна из форм активного обучения, пожалуй, самая используемая форма активного обучения. Не зря народная мудрость гласит: «Хочешь запомнить – заучи, хочешь понять, дойди своим умом».
    Я целиком согласна с Вами, но меня интересует вопрос: как Вы думаете, любую ли тему можно изучать, используя проблемный метод обучения, и любого ли ученика можно привлечь к решению поставленной проблемы. Если класс обычный, с разным уровнем подготовки, то в нем всегда есть дети, которые могут только воспроизводить то, что открыто и повторять открытие через решение задач. Интересно, какую проблему Вы бы могли поставить во главу угла при введении в тему «Производная»? Ведь данная тема теоретизирована и сложна, с первых уроков учителю бывает очень сложно довести ее до детей. С уважением, Попова Ольга Станиславовна.

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна, спасибо за вопрос. Не всякую тему можно изучать, используя проблемный метод обусения, если его понимать как решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Но если его понимать как тип обучения, обеспечивающий сочетпние традиционного и нового, репродуктивного усвоения знаний в сочетании с открытием новых, тогда он будет применим при усвоении любой темы. Что касается детей, то психологи советуют даже при обучении детей с ЗПР применять развивающее обучение.

      1. Спасибо, Наталья Васильевна! Чувствуется Ваша компетентность в проблемном методе обучения. Я с Вами целиком согласна: рациональное сочетание методов и приемов обучения дает плодотворные результаты.
        С уважением, Попова Ольга Станиславовна.

  4. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Прочитав Вашу статью, вспомнила слова древнего философа: “Настоящее образование ребенок получает тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы…” Согласны ли Вы с его высказыванием?

    1. Здравствуйте, Ольга Александровна. Конечно, я полностью согласно с этим высказыванием. Хочу ответить вам словами А. Дистервега:”Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил”.

  5. Добрый день, Наталья Васильевна! Нельзя не согласиться с Вами, в том, что проблемное обучение, ориентируясь на личность учащегося, даёт возможность детям мыслить и действовать творчески.В своей работе я также стремлюсь формировать у обучающихся умение применять полученные знания на практике. Мне хочется узнать, как Вы проектируете модель деятельности ученика в зависимости от возрастных особенностей школьников?

    1. Уважаемая Людмила Борисовна, процент проблемных заданий, уровень их сложности, а также степень самостоятельности познавательной деятельности возрастает от класса к классу.

  6. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Вы выбрали тему очень удачно. Действительно, проблемное обучение является наиболее эффективным средством повышения познавательной активности детей, способ развития логического мышления. Просмотрела видеоролик – детям очень повезло с учителем. С уважением Татьяна Васильевна.

  7. Уважаемая Татьяна Васильевна, большое спасибо за высокую оценку моей деятельности.

  8. Здравствуйте, Наталья Васильевна, я согласен, что проблемное обучение является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся, их мотивации. На своих уроках я, как и Вы, применяю этот метод. Я считаю, что проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно посмотреть в виде проблемы, и проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени. А что Вы думаете по этому поводу?

    1. Уважаемый Николай Васильевич, безусловно проблемное обучение требует больших затрат времени, чем традиционное. Однако цель оправдывает средства. Знания, добытые учащимся самостоятельно, прочно и надолго оседают в его сознании.

  9. Скажите, пожалуйста, Наталия Васильевна, как Вы относитесь к тому, что сегодня во многих школах на начальной ступени реализуют программу развивающего обучения Занкова, которая, как известно, хорошо развивает математические способности и логику ребёнка? Есть ли перспективы у этой программы в среднем и старшем звене? Может быть, в Вашей школе разработаны подобные программы для 5-7 классов?

    1. Уважаемая Наталия Алексеевна, в нашей школе учащиеся начальной школы не занимаются по программе развивающего обучения Занкова. А следовательно подобной программы для среднего звена в нашей школе не разрабатывалось. Я работаю по УМК А.Г. Мордковича, который предусматривает использование таких технологий, как личностно- ориентированное обучение, проблемное и развивающее обучение.

  10. Уважаемая Наталья Васильевна! Добрый день! В своих методических материалах Вы справедливо отмечаете, что непременным условием проблемной ситуации является необходимость для учащихся поиска решения и доказательства избранной точки зрения. В этих условиях резко, явно, отчётливо обнаруживаются позиции (зачастую совершенно разные!) учеников. Первый вопрос: как должен выстроить своё поведение на уроке учитель, чтобы не ранить самолюбие обучающихся, но в то же время не уменьшить остроту проблемной ситуации и не погасить интерес к обсуждаемому явлению?
    И ещё. В Ваших материалах акцентируется внимание на ключевой роли ученика на уроке при использовании технологий проблемного обучения. Означает ли это, что данная технология устраняет учителя?

    1. Уважаемая Галина Леонидовна, спасибо за вопрос. Мастерство учителя заключается в том, чтобы выслушав позицию каждого ученика, используя современные технологии обучения, продемонстрировать правильный вариант ответа, не давая при этом оценки ответам учащихся, дав им возможность понять самим, где они допустили ошибки. Данная технология не уменьшает значения роли учителя, лишь выводит отношения ученик- учитель в новую плоскость – сотрудничество.

      1. Спасибо за подробный ответ!

  11. Уважаемая Наталья Васильевна!
    Так же, как и Вы, я считаю, что мы, математики, не должны воспитывать «чистых технарей». Основными качествами, которыми должен обладать современный выпускник, – это способность творчески мыслить, находить нестандартные пути решения. И Вы, конечно, правы в том, что считаете проблемное обучение обязательным. В Вашей статье подчеркивается, что оно развивает не только познавательную активность ребенка, но и способствует его творческому развитию.
    Все верно, именно проблемное обучение и является «начальной школой» творческой деятельности.
    Скажите, как Вы считаете, где более эффективно использование проблемного обучения: в урочной или во внеурочной деятельности?
    Спасибо, желаю удачи в Вашей педагогической деятельности.

    1. Уважаемая Галина Истахоровна, спасибо за вопрос. Я думаю, что этот метод одинаково эффективен как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Однако, внеурочная деятельность не ограничена временными рамками и возможно более широкое использование этого метода.

  12. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Проблемное обучение способствует также и развитию положительной мотивации к обучению и формированию устойчивого интереса к предмету. .Хотелось бы узнать, многие ли Ваши выпускники связали свою профессиональную деятельность с математикой?

    1. Уважаемая Ольга Викторовна! Да, многие мои ученики работают учителями в школах нашего города и не только. Также мои выпускники поступают в технические вузы.

  13. Уважаемая Наталья Васильевна! Проблемное обучение — это способ активного взаимодействия учителя и ученика на уроке и во внеурочное время, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. А каковы сравнительные результаты обучения в Ваших классах с использованием технологии проблемного обучения?
    С уважением, Татьяна Анатольевна.

    1. Здрвствуйте Татьяна Анатольевна! Спасибо Вам за вопрос. Я работаю в классах с разным уровнем подготовки, но технологию стараюсь использовать одну – проблемные ситуации и элементы РО. За последние три года качество знаний обучающихся увеличилось на 10%.

      1. Большое спасибо за сотрудничество!

  14. Добрый день, Наталья Васильевна! Ваша статья свидетельствует о том, что у Вас действительно накоплен огромный опыт по использованию технологии проблемного обучения в своей педагогической деятельности. Примеры предложенных Вами проблемных ситуаций хорошо иллюстрируют Вашу методику работы. Скажите, пожалуйста, используете ли вы другие педагогические технологии в своей работе?
    С уважением, Чекмезова М.В.

    1. Уважаемая Марина Владимировна! Конечно,я использую и другие технологии. Считаю, что не стоит отказываться от традиционных методов обучения, так как лучше классического урока ничего не придумано.

  15. Уважаемая Наталья Васильевна, тема, рассматриваемая Вами, в настоящее время очень актуальна. Метод проблемного обучения позволяет формировать ключевые компетенции: чувство творчества, мотивацию к изучению нового материала и т.д. Дети имеют возможность творить, предлагать свои решения. Как Вы считаете, целесообразно ли использование в данном случае метода кейсов?

    1. Уважаемая Наталия Алексеевна! В своей практике я использую метод кейсов второй год и имею наработки по темам: “Квадратные уравнения”, “Квадратичная функция”, “Формулы сокращенного умножения”. Делюсь своими наработками с молодыми коллегами, так как являюсь руководителем школьного методического учителей математики.
      С уважением Наталья Васильевна.

  16. Добрый день, уважаемая Наталья Васильевна. Прочитав Вашу статью, хочу сказать, что я тоже использую в своей работе проблемные методы обучения. Скажите, какие инновационные приемы и методы используете Вы в процессе проблемного обучения?
    С уважением Ольга Викторовна

    1. Здравствуйте , уважаемая Ольга Викторовна! Спасибо за вопрос. В процессе проблемного обучения я использую следующие приемы и методы: “Мозговой штурм”, создание проблемной ситуации, творческие задания (составление кроссвордов, тестов, графических рисунков), участие в олимпиадах он-лайн.
      С уважением Наталья Васильевна.

  17. Уважаемая Наталья Васильевна, говоря об оценке труда учителя математики, все чаще поднимают вопрос о результативности выпускников на экзамене. Высокие результаты можно получить благодаря решению задач части С3. С4, С5, С6. Как правило, на их решение не хватает времени на уроках. Мы не ставим целью научить решать эти задачи всех детей, но показать их решение мы обязаны. Успеваете ли Вы это делать на уроках, и, если нет, то как выходите из этой ситуации?

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна! Этот вопрос на сегодняшний день стоит очень остро, так как на уроках не хватает времени для решения этих задач. Но я решаю эту проблему следующим образом. Мною разработана программа элективного курса “Решение математических задач. ЧастьС”. К тому же провожу дополнительные занятия для выпускников один раз в неделю безвозмездно.
      С уважением Наталья Васильевна.

  18. Наталия Васильевна., спасибо за честный ответ. Я думала что только мы оставляем детей на дополнительные занятия. Хорошо. что нас понимают и поддерживают дети и родители.
    Решать сложные задачи можно только с детьми, увлеченными математикой. В этом случае есть и отдача и удовлетворение от работы. Как приятно что среди наших учеников есть те, кому решение сложных задач и интересно и важно.
    С уважением Ольга Станислававовна Попова.

  19. Уважаемая Наталья Васильевна, добрый день! Работа с одаренными детьми, одно из приоритетных направлений развития современного образования. Вы в комментариях подробно рассказали об активных методах обучения. Поэтому сразу формулирую свой вопрос – как интерактвные методы (помимо “мозгового штурма”) Вы используете в организации работы как с детьми, и как они влияют на формирование социальной успешности всех ваших учеников. Спасибо.

Обсуждение завершено