Жукова Ольга Александровна

<< назад

учитель начальных классов, филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новоюрьево

Изобразительная деятельность первоклассников как средство адаптации к обучению в школе

Статья:

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.
Читать статью полностью >>

Презентация:

Изобразительная деятельность первоклассников как средство адаптации к обучению в школе

Изобразительная деятельность первоклассников как средство адаптации к обучению в школе

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=rI7c9De5ml4&w=480&h=360]

52 комментариев на странице “Жукова Ольга Александровна

  1. Ольга Александровна! Изобразительная деятельность детей – это их первые шаги в творчестве, это их первое вдохновение. Вы избрали трудную, но прекрасную форму для показа Вашего педагогического опыта. Успехов Вам и Победы!

    1. Борис Алексеевич, благодарю Вас за моральную поддержку! Да, изобразительное искусство, несомненно, является адаптивным средством в воспитании школьников.

  2. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Какие приёмы в изобразительном искусстве Вы используете для адаптации обучающихся в школе?

    1. Здравствуйте, Светлана Александровна! Спасибо за вопрос!
      Для адаптации обучающихся в школе я использую различные приемы и формы: прогулки, экскурсии, посещение историко-краеведческой комнаты, различные игры, целью которых являются развитие воприятия, эстетического любования и наблюдательности.

  3. Добрый день, Ольга Александровна! Какова результативность адаптации первоклассников к обучению в школе на данный период. С уважением, Ольга Викторовна Комбарова.

    1. Здравствуйте, Ольга Викторовна! Результативность превоклассников к обучению к школе на данный период у меня такова:
      – 100% обучающихся умеют читать;
      – у 90% школьников не наблюдается нарушений в речи;
      – позитивный настрой на учебу имеют 95 % учащихся;
      – на уроках – сдержанны и внимательны, на переменах – подвижны и активны;
      – прослеживаются добрые, доверительные взаимоотношения как со сверстниками. так и со взрослыми.

  4. Ольга Александровна! Вы правильно подметили, что в период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям при¬надлежит особая роль. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учите¬ля на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Работая в каждом виде искусства, в разных жанрах у ребёнка формируется образовательная компетенция, которая реализуется во взрослой жизни, помогая детям адаптироваться в окружающем мире. Изобразительное искусство является наиболее эффективным средством для развития всех сторон индивидуальности. Для многих профессий умение рисовать не просто полезно, но и обязательно. В наше время высоких технологий очень ценятся изделия ручного труда, авторские вещи. Благодаря огромному труду, беззаветной преданности работе и терпению Ваши ученики могут изготовить подарок другу или родственнику на праздник. Желаю Вам удачи и ПОБЕДЫ!

    1. Добрый день! Ольга Егоровна, большое спасибо за оставленный комментарий о моей работе. Я поняла, что вы человек творческий, идущий в ногу со временем и Ваше мнение для меня имеет большое значение.
      С уважением, Ольга Александровна!

  5. Здравствуйте, уважаемая Ольга Александровна!
    Изобразительная деятельность всегда была и остается одной из наиболее интересных , красивых, ярких сторон в деятельности учеников начальной школы.
    Изобразительная деятельность в том виде, в котором она доступна для ребенка 6-7 лет воспринимается им еще и как игровой момент. Вы правильно заметили, что с одной стороны это коллективная деятельность (дети подражают учителю), но вместе с тем в этой работе проявляются и черты индивидуальности, одаренности. В отдельных работах чувствуется творческое мышление, воображение, фантазия. Младший школьник мыслит образами, ему надо все попробовать самому. Не зря мы много внимания уделяем направленности преподавания предметов школьного цикла.
    Адаптация младшего школьника к школе проходить в течение длительного времени и не только на уроках изобразительного искусства.
    Мне кажется, что Вы сами очень любите рисовать, и очень увлечены вопросами психологии младшего школьника. Именно знаний по психологии не всегда хватает нам учителям!
    Что бы Вы могли порекомендовать учителям почитать для улучшения подготовки учителей начальной школы в этом вопросе?
    еще и как игровой момент. Вы правильно заметили, что с одной стороны это коллективная деятельность (дети подражают учителю), но вместе с тем в этой работе проявляются и черты индивидуальности, одаренности. В отдельных работах чувствуется творческое мышление, воображение, фантазия. Младший школьник мыслит образами, ему надо все попробовать самому. Не зря мы много внимания уделяем направленности преподавания предметов школьного цикла.
    Адаптация младшего школьника к школе проходить в течение длительного времени и не только на уроках изобразительного искусства.
    Мне кажется, что Вы сами очень любите рисовать, и очень увлечены вопросами психологии младшего школьника. Именно знаний по психологии не всегда хватает нам учителям!
    Что бы Вы могли порекомендовать учителям почитать для улучшения подготовки учителей начальной школы в этом вопросе?
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна.

    1. Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Спасибо Вам за оставленный подробный комментарий к моей статье.
      Для более углубленного изучения моей темы можно изучить следующую информацию, которая поможет учителям начальной школы лучше сформировать адаптивные способности у учащихся:
      – Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: М.: Изд-во центр “Академия”, 2001
      – Ковалева Л.М., Тарасенко А.И., Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. Нач.шк. – 1996
      – Воробьева В.И. , Изучаем первоклассника. Нач. шк. – 2006.
      Подробную информацию о литературе Вы можете найти в моей презентации.

      1. Ольга Александровна, благодарю Вас за ответ. А где можно найти отражение адаптивной технологии в Вашей работе и её результаты?
        С уважением Попова Ольга Станиславовна.

  6. Уважаемая Ольга Александровна!
    Проблема адаптации детей к обучению в школе очень актуальна для системы современного образования. Скажите, пожалуйста, как Вы осуществляете индивидуальный подход в обучении в рамках формирования адаптации к школе первоклассников средствами изобразительной деятельности?
    С уважением, Чекмезова М.В.

    1. Здравствуйте, Марина Владимировна! Большое спасибо за вопрос!
      Как правило, индикатором трудностей адаптации первоклассников являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Поэтому учителю необходимо наблюдатьб за обучающимися в урочное и внеурочное время, изучать индивидуальные особенности ребенка, тип темперамента, отношения в семье, контролировать посещаемость и своевременно выявлять причины отсутствия детей.
      На уроках изо я использую следующие методики:
      – “Моя семья”,
      – “Варежки”,
      – “Несуществующее животное”,
      – “Сказочное дерево”.
      С уважением, Жукова О.А.

  7. Добрый день, Ольга Александровна! Я полностью согласна с Вами, в том, что вопрос адаптации обучающихся,в школе является актуальным в настоящее время. Данная проблема существует в каждой школе.Предложенный метод работы может служить эффективным средством адаптации ребёнка к обучению в школе. Я работаю в сельской школе, в которой нет возможности создать различные классы, посоветуйте, пожалуйста, как в данном случае провести профилактику школьной дезадаптации.
    С уважением, Людмила Борисовна Сивкова.

    1. Добрый день! Одним из факторов школьной дезадаптации является недостаточный уровень школьной зрелости и слабая подготовка ребенка к школе. Поэтому главная задача взрослых – медицинское обследование ребенка, профилактикка инфекционных заболеваний, консультация с психологом, логопедом, доверительные беседы родителей о школьной жизни.
      Если в сельской школе нет возможностей создать различные классы, то недостаточное число учеников, к сожалению, порождает в классе явление психологической монотонности, что может привести к усталости, потери интереса ребенка к обучению. Учителю класса – комплекта следует больше времени уделять формированию произвольного внимания, добиваться умения быстро сосредоточиться. сочетать самостоятельную работу с деятельностью под руководством учителя, использовать все виды раздаточного материала.
      С уважением, Ольга Александровна!

      1. Спасибо за комментарий, Ольга Александровна!

  8. Уважаемая Ольга Александровна, как вы считаете какова роль семьи в адаптации первоклассников? Помогают ли родители ваших учеников в подготовке проектных рисунков?

    1. Спасибо за вопрос! Роль семьи в адаптации первоклассников безусловно велика. Родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Они должны относиться к его учению как к важной содержательной дееятельности. гораздо более значимой, чем игра дошкольника..
      В моем классе ведется активная работа с родителями по этому вопросу. Поэтому учащиеся 1 класса уже принимают участие не только на школьном уровне, но и в областных конкурсах (“Муравей”).
      Мои родители помогают своим детям в подготовке к проектной деятельности. Совместная изобразительная деятельность является взаимополезным занятием для лучшей адаптации ребенка к школе.
      С уважением, Ольга Александровна!

      1. Уважаемая ольга Александровна! Спасибо за ответ. Известно, что если ребенок использует в своих рисунках темные тона, это говорит о его психологическом состоянии.Видя подобное, как Вы решаете эту проблему. Обращаетесь ли к психологу, консультируете ли родителей?
        С уважением Наталья Васильевна.

  9. Здравствуйте, уважаемая Ольга Александровна! По-моему, вопрос адаптации детей к школе важен не только на начальном этапе, но и на протяжении всех лет обучения. Не могли бы Вы уточнить, как Вы применяете “арт-терапию”, основанную на искусстве, в процессе адаптации ребенка к обучению в школе?

  10. Добрый день! Спасибо Вам за вопрос!
    Арт терапия – это форма психотерапии, основанная на искусстве. Она позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку. предательство, горе, потерю, болезнь…. Она помогает понять свой собственный мир, осознать собственные потенциалы.
    Так как я работаю в начальных классах, применяю “арт – терапию” с помощью следующих методик:
    – “Несуществующее животное”
    – “Сказочное дерево” и другие.
    Применение данных методик способствует к дальнейшей адаптации как к школе, так и к дальнейшей жизни.
    С уважением, Ольга Александровна!

  11. Ольга Александровна! Вы используете достаточно широкий спектр педагогических технологий в своей деятельности. Какая из них является определяющей?

    1. Здравствуйте, Ольга Викторовна!
      Так как работа моя связана с детьми младшего школьного возраста, использую в большей степени игровые технологии, опирающиеся на личностно- ориентированное обучение. Игровая деятельность в их возрасте является ключевой, игра сплачивает коллектив, создает проблемные ситуации, развивает мышление, способствует благотворному развитию ребенка.

  12. Уважаемая Ольга Александровна! Меня очень заинтересовала Ваша статья. Очень интересно использование таких интересных тестов и методик. Помогает ли Вам в работе педагог-психолог? Не сложно ли Вам, как учителю, обрабатывать результаты, полученные в ходе работы с детьми?
    С уважением, Татьяна Анатольевна.

    1. Добрый день! Татьяна Анатольевна, к сожалению, я работаю в сельской школе, где нет педагога – психолога. Поэтому обрабатывать результаты проведенных методик приходится самой. Это для меня не так сложно, так как я увлечена этим вопросом.
      С уважением, Ольга Александровна!

      1. Спасибо, Ольга Александровна! Очень жаль, что педагогов-психологов так мало в наших школах. Очень хотелось бы, чтобы в районах были сформированы психолого-педагогические службы. Тогда наша работа была более эффективной.
        С уважением, Татьяна Анатольевна.

  13. Уважаемая Ольга Александровна! Спасибо за Ваш ответ. Как Вы собирайтесь в дальнейшем совершенствовать Ваши уроки по изобразительному искусству?

    1. Спасибо за вопрос! Останавливаться на достигнутом я не собираюсь.В настоящее время я имею уже хорошие результаты. Мои обучающиеся являются призерами и победителями муниципальных (“Звёздочки Тамбовщины”), региональных (“Скажи наркотикам нет!”), всероссийских (“Осенняя пора – очей очарованее!”, “Новогодняя сказка”) конкурсов. Ждем результатов всероссийского дистанционного конкурса “Весна пришла!”

  14. Ольга Александровна! Вы выбрали очень актуальную тему, т. к. работа над данной проблемой позволяет выявить одарённых, талантливых детей уже в младшем школьном возрасте. Продолжайте работу по развитию творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Желаем Вам успехов и победы в конкурсе! Знайте, что Вас поддерживают все педагоги Староюрьевского района.

    1. Добрый день! Уважаемые специалисты отдела образования! Мне очень приятно было получить от Вас положительный отзыв о моей работе. Несмотря на мой малый стаж работы я стараюсь повышать свой профессиональный уровень, стремлюсь принимать активное участие в жизни школы и нацеливаю своих воспитанников на это.
      С уважением, Ольга Александровна!

  15. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ¬лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль¬ным контактам, новым социальным ролям. Думаю, Вы со мной согласитесь благополучность протекания этого процесса зависит не только от успешности овладения учебной деятельно¬стью на уроках изобразительного искусства. На уроках технологии, когда дети что-то лепят из пластилина или делают поделки из природных материалов, разве не происходит адаптация к обучению? Почему именно уроки ИЗО?

    1. Добрый день! Спасибо за вопрос!
      Да, я с Вами полностью согласна, что адаптация к обучению происходит не только на уроках ИЗО, но и на других дисциплинах. Моей же целью являлось раскрытие вопроса об адаптации обучающихся именно на конкретном предмете ИЗО. Данная дисциплина способствует развитию зрительно – двигательной координации, мелкой моторике руки, формированию навыков рисования,т.е. это ведет к успешной адаптации ребенка к школе.
      С уважением, Ольга Александровна!

  16. Добрый день, Ольга Александровна! Согласна, что развитие творческих способностей младших школьников помогает их успешной адаптации. Каким образом Вы планируете организовать внеурочную деятельность первоклассников с учётом требований ФГОС? Что ещё может помочь успешной адаптации школьников кроме изобразительной деятельности?

    1. Добрый день! С учетом требований ФГОС я организую внеурочную деятельность первоклассников следующим образом: экскурсии по родному краю, посещение выставок местных и знаменитых художников, заочные путешествия по картиннным галереям , что способствует развитию эстетического вкуса детей, прививает любовь к малой родине, бережному отношению окружающей среды. Все это и требует новые стандарты.
      Кроме ИЗО, успешной адаптации школьников может помочь каждый предмет, изучаемый в школе.
      С уважением, Ольга Александровна!

  17. Ольга Александровна! В своей работе Вы делаете акцент на изобразительную деятельность, которая позволяет не только адаптировать детей к школе, но и способствует развитию их творческих способностей. Как видно из таблицы, ваши ученики участвуют не только в конкурсах рисунков, но и имеют достижения в других областях. Как, по вашему мнению, изобразительная деятельность влияет на интеллектуальное развитие ребенка?

  18. Уважаемая Ольга Александровна!
    Эта тема мне показалась особенно интересной, так как мой ребенок идет в первый класс. А если ребенок не способен к изобразительному искусству и не любит этим заниматься? Что делать в этом случае? Не нанесет ли это ему психологический вред? Не удобнее ли к адаптации начинать переходить в процессе подготовки к школе? С введением Федерального государственного стандарта насколько успешно реализуется данная тема?
    Желаю Вам дальнейших творческих успехов и поисков интересных решений.

    1. Добрый день! Спасибо за вопросы!
      Если Ваш ребенок не любит рисовать, заставлять его насильно не надо. Нужно подбирать те методы и приемы, которые заинтересуют его. С целью изучения отношения ребенка с коллективом можно провести социометрическое исследование. По его результату станет ясно, какую работу в дальнейшем нужно вести с Вашим ребенком. Большую роль играет настрой не только на изобразительную, но и на любую деятельность. Возможно, со временем Ваш ребенок полюбит уроки рисования, которые пригодятся ему в жизни. С введением ФГОС данная тема не утратила свою значимость.
      С уважением, Ольга Александровна!

  19. Добрый день, Ольга Александровна! Ваши материалы, действительно, любопытны. Однако особенно актуально говорить о процессе адаптации в 1 классе. Мне интересно: рассматриваете ли Вы изобразительную деятельность обучающихся как средство для решения других педагогических проблем? Если да, то каких?
    Спасибо!

    1. Здравствйте, Галина Леонидовна! Ваш вопрос мне понравился. Изобразительная деятельность помогает ребенку в усвоении следующих школьных дисциплин:
      1. Помогает познавать окружающий мир (природоведение, биология).
      2. Приучает логически мыслить (математика, геометрия, физика, информатика).
      3. Развивает пространственное мышление ( история, георафия).
      4. Способствует развитию воображения (литература).
      5. Всесторонне развивает личность.
      Все это ведет к успешной адаптации обучающихся к школе.
      С уважением, Ольга Александровна!

      1. Спасибо. Вы говорите о метапредметных связях предмета ИЗО. А психолого-педагогические ситуации?

  20. Добрый день, Ольга Александровна. Из вашей статьи видно, что Вами проделана огромная работа по данному вопросу. И она принесла свои плоды, что видно из материалов презентации. Кроме того, идет формирование УУД в соответствии с ФГОС, что, на мой взгляд, позволит Вашим воспитанникам успешно переходить из класса в класс. Победы Вам и успехов на трудовом поприще!

    1. Уважаемая Ольга Николаевна! Спасибо за положительный отзыв о моей работе. Мне очень приятно, что Вы, незнакомый мне человек, желаете мне успехов и победы на трудовом поприще. Я постараюсь в дальнейшем не останавливаться на достигнутом. Наше будущее – это наши дети. Главная задача учителя – воспитание достойного гражданина нашей страны!
      С уважением, Ольга Александровна!

  21. Уважаемая Ольга Александровна, добрый день! Процесс адаптации первоклассников к школе необходим, в том числе он возможен и посредством уроков изобразительного искусства. Однако возникает вопрос – не исчезает ли главная основа урока изобразительного искусства – передача явлений окружающего мира на основе освоения довольно специфического языка, ведь его основы также необходимо заложить именно в первом классе?! Да и в представленном Вами ролике главенстовал репродуктивный метод обучения. Спасибо.

    1. Добрый день! Репродуктивный метод обучения я использую на начальной стадии работы с обучающимися, так как он носит алгоритмический характер обучения и позволяет научить детей работать по инструкции, предписанию, что играет немаловажную роль в процессе адаптации.
      С уважением, Ольга Александровна!

  22. Уважаемая Ольга Александровна! Ваша статья очень актуальна. Известно, что в школу дети приходят с разной подготовкой и при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 70% первоклассников не сформировано умение организовать свою деятельность. Какие приемы Вы используете на своих занятиях для развития мелкой моторики рук?

    1. Добрый день! Уважаемая Валентина Алексеевна!
      Я считаю, что для развития мелкой моторики, подготовки руки к письму, формирования базовых графических навыков необходимо использовать следующее:
      – пальчиковую гимнастику;
      – самостоятельную деятельность в рабочих тетрадях;
      – штриховку фигур в разных направлениях и с разнм нажимом на карандаш;
      – обводку по трафарету или шаблону.
      С уважением, Ольга Александровна!

  23. Уважаемая Ольга Александровна! Вы очень творческий педагог, это видно из вашей статьи. Ведь образование ребёнка-это созидание его счастливой жизни, а Вы, посредством изобразительного искусства воспитываете в детях любовь к прекрасному и создаёте благопряитный климат для творческой работы своих воспитанников. У Вас есть чему поучиться! Удачи и победы в конкурсе!!!

    1. Добрый день! Спасибо за теплые слова!
      С уважением, Ольга Александровна!

    1. Спасибо за вопрос! В своей работе я использую мультимедийные презентации, применяю интерактивную доску. ИКТ – средства позволяют мне сделать учебный процесс более ярким и плодотворным.
      С уважением, Ольга Александровна!

  24. Уважаемая Ольга Александровна, как Вы работаете с детьми, которые плохо рисуют?

  25. Валентина Алексеевна, спасибо за вопрос. Я постоянно поощряю все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому. Принципиально исключаю отрицательную оценку ребенка, стараюсь сравнивать результаты ребенка только с его собственными.

Обсуждение завершено