Селиванова Лидия Владимировна

<< назад

учитель начальных классов
Нижнеспасский филиал МБОУ Вехнеспасской СОШ
Рассказовского района

Как научить  младших школьников логически мыслить?

Статья:

Наверное, каждый  помнит шутливый вопрос из нашего далекого детства: «Что бы ты выбрал: мешок денег или мешок ума?» Вероятно, помните и  известный комментарий к нашему  выбору …
Читать полностью >>

Презентация:

«Логические пятиминутки» как форма развития учебно-логических умений младших школьников

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=9dlWQKNmM3c&w=480&h=360]

56 комментариев на странице “Селиванова Лидия Владимировна

  1. Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги-участники конкурса.

  2. Здравствуйте, Лидия Владимировна. Ваша статья меня очень заинтересовала и хотелось бы узнать, какова роль личностных качеств педагога в развитии логического мышления школьников.
    С уважением, Ольга Викторовна Комбарова.

    1. Уважаемая Ольга Викторовна, учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником. Культура педагога, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий как урока в целом, так и любого его этапа.
      С уважением, Лидия Владимировна.

  3. Логические пятиминутки, действительно, являются эффективным средством целенаправленного формировоания учебно-логических умений учащихся, так необходимых им для обучения в основной школе. Может ли данная форма быть использована учителями -предметниками? На каких уроках их применение будет наиболее результативным?

    1. Знание основ логики важно для каждого человека, так как умение правильно мыслить, доказывать истинность своих и чужих суждений является жизненной необходимостью. Поэтому данная форма, на мой взгляд, должна активно применяться учителями – предметниками и в основной, и в старшей школе. Её использование будет результативным на любом уроке. Всё зависит от творческого потенциала учителя.

  4. Здравствуйте, Лидия Владимировна! Очень часто решение логических задачек, особенно, младшими школьниками, требует значительного времени. Какие приёмы Вы используете для экономии времени?

    1. Уважаемая Светлана Александровна, содержание “пятиминуток” строю на интересном для детей жизненном материале, что позволяет значительно экономить время на уроке, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Логические пятиминутки не подразумевают заданий высокого уровня сложности.

  5. Уважаемая Лидия Владимировна! Большое спасибо за рассказ о “пятиминутках”. Подобная форма может быть использована многими учителями независимо от преподаваемого предмета.Какие ещё оригинальные и в то же время простые формы вы используете? Буквально несколько слов, пожалуйста.

    1. Уважаемая Людмила Борисовна, в своей работе я также использую решение нестандартных и старинных задач, задачи-ловушки, задачи с несколькими ответами, задачи с недостающими данными, различные дидактические игры.

  6. Здравствуйте, Лидия Владимировна, я считаю, что работа по созданию логических пятиминуток очень интересна и полезна, прежде всего мне самой. Как вы думаете на каком материале должно быть построено такое задание?

    1. Уважаемая Ирина Николаевна, это может быть и учебный материал, но более интересны и эффективны “пятиминутки”, построенные на жизненном, справочном, метапредметном материале.

    1. Уважаемый Борис, определённую логику я увидела в последнем документе – ФГОС. С одной стороны, он предполагает создание современных и комфортных условий для школьников. С другой стороны, логика в том, что в школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный работать с детьми 21 века. В-третьих, логичным в данном документе я вижу и то, что он предполагает перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий. А самое главное и логичное – это воспитание духовно-нравственной личности.

  7. Здравствуйте, уважаемая Лидия Владимировна!
    В своей статье Вы поднимаете очень важную проблему. Умение мыслить – одно из важнейших качеств, которое мы должны развить у наших учеников.
    Какие формы и методы, кроме логических пятиминуток, Вы используете для развития мыслительной деятельности обучающихся?
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна!

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна, в своей работе, кроме логических пятиминуток, я использую дидактические игры, решение нестандартных и старинных задач, решение задач с недостающими данными, задачи ловушки, задачи с несколькими вариантами ответов.

  8. Уважаемая Лидия Владимировна, огромное спасибо за ответ! Скажите пожалуйста, какие собственные пятиминутки Вы разработали? Где с ними можно познакомиться?
    С уважением Попова Ольга Станиславовна!

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна, некоторые пятиминутки Вы сможете найти в разработках моих уроков на моём сайте, в ближайшее время постараюсь разместить ещё.

    1. Уважаемый Арсений Анатольевич, считаю, что наиболее эффективно использование логических пятиминуток на этапе актуализации знаний, что позволяет включить в работу и другие психические процессы: внимание, воображение, память.

  9. Уважаемая Лидия Владимировна, спасибо за ответ! Скажите пожалуйста, используется ли Ваш опыт педагогами вашего образовательного учреждения? Каким образом?
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна!

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна, по мнению моих коллег “пятиминутки” дополняют содержание УМК “Школа 2100”, “Планета знаний”. Мои коллеги активно включились в работу по составлению “пятиминуток”, которыми мы обмениваемся.

  10. Уважаемая Лидия Владимировна, добрый день! Спасибо за методмическую информацию, которая позволит организовать процесс развития логического мышления. Скажите, пожалуйста, какое место в своем опыте работы Вы уделяете “искусству задавть вопросы”? Как Вы обучаете этому своих учащихся, ведь именно это умение является основой логического мышления. Спасибо.

    1. Уважаемая Елена, я с Вами согласна. Умение задавать вопросы – это искусство, поэтому в последнее время в своей работе я руководствуюсь девизом:”Не давать готовых знаний”, который предполагает создание проблемных ситуаций, а решая проблемы, ребёнок учится задавать вопросы и искать на них ответы.

  11. Здравствуйте, Ольга Владимировна! Очень интересна , неожиданна и своевременна Ваша тема. Правильно логически мыслить , к сожалению, не достает многим…
    Начинать учить этому нужно, именно, с начальной школы. Ваши наработки по “логическим пятиминуткам”показались мне интересными. У меня младший сын шести лет, и кое – что из вашего опыта я думаю попробовать в общении с ним. А кроме “логических пятиминуток” есть ли еще какие – нибудь интересные приемы, которые Вы используете в работе?

    1. Уважаемый Николай Васильевич, кроме “логических пятиминуток” в своей работе я использую различные дидактические игры, ребусы, кроссворды, задачи-ловушки, задачи с недостающими и избыточными данными.

  12. Уважаемая Лидия Владимировна, добрый день! Ваша статья наводит на размышление о применении данного приёма при реализации ФГОС начального общего образования. Как вы думаете, какие УУД формирует данный приём?

    1. Уважаемая Наталия Викторовна, я считаю, что данный приём формирует все виды УУД, но особенно коммуникативные и познавательные.

  13. Здравствуйте, уважаемая Лидия Владимировна! Спасибо большое за предоставленные материалы о развитиии логического мышления обучающихся. Скажите, пожалуйста, как Вы развиваете у своих обучающихся умение слушать собеседника? Спасибо.

    1. Уважаемая Юлия Евгеньевна, для формирования умения слушать мною разработаны правила:
      1. Один говорит, остальные слушают
      2. Умейте чувствовать собеседника
      3. Не совмещайте слушание с посторонними делами
      4. Не засыпайте собеседника вопросами, не устраивайте допрос
      5. Подтверждайте свою заинтересованность при общении
      6. Будьте добры к собеседнику.

  14. Уважаемая Лидия Владимировна!Недавно проводили диагностику сформированности ОУУН в 6-7 классах.Оказалось, что уровень сформированности учебно-логических умений ниже, чем остальных ОУУН.Детям трудноанализировать прочитанное, составлять на основе прочитанного графики, таблицы, делать выводы сказанному.Составленные Вами логические пятиминутки стануть хорошим подспорьем для педагогов в формировании учебно-логических умений.Спасибо! Какие рекомендации по развитию логического мышления Вы бы дали учителям 5 класса? Желаю успеха !

    1. Уважаемая Елена Александровна, я считаю, что не надо останавливаться, надо поддерживать связь с учителями начальных классов, создавать творческие группы, по разработке программы развития учебно-логических умений.

  15. Здравствуйте Лидия Владимировна! Из вашей статьи следует, что Вы не первый год применяете данный приём в своей педагогической деятельности. Какие результаты дало его использование в образовательном процессе и как это отражается на развитии ваших учеников?

    1. Уважаемая Галина Викторовна, результаты моей работы отражены в презентации к статье. Мои ученики успешно осваивают курс основной школы, так как у них сформировано умение учиться.

  16. Уважаемая Лидия Владимировна! Логические пятиминутки, включаемые в план урока,действительно помогают целенаправленно развивать логическое мышление младших школьников. Спасибо за образцы, представленные вами. Обязательно применю их на своих уроках.Успехов Вам!

    1. Уважаемая Елена, желаю Вам творческих успехов в разработке собственных “пятиминуток”, удачи Вам.

  17. Лидия Владимировна, в своей статье Вы коснулись поисковой деятельности младших школьников. На Ваш взгляд ребенок в столь раннем возрасте может вести самостоятельно поисковую деятельность? В основном подобные задания выполняет родитель! А ребенок лишь присутствует или чуть-чуть “прикладывает” руку. Что же развивает подобный вид деятельности у младших школьников? С уважением, Комбарова О. В.

    1. Уважаемая Ольга Викторовна, в своей статье я вела речь о поисковой деятельности на уроке, не имея в виду проектную и исследовательскую деятельность школьников.

  18. Уважаемая Лидия Владимировна!
    Каким образом Вы используете упомянутую Вами в статье работу по проектированию для развития логического мышления обучающихся?
    Желаю Вам удачи.

    1. Уважаемая Галина Истахоровна, под словом “проектирование” мною подразумевалось создание учителем собственных “пятиминуток”.

  19. Уважаемая Лидия Владимировна! Реализуя стандарты нового поколения, работая с детьми начальных классов, хотелось бы подробнее познакомиться с опытом Вашей работы. Имеются ли публикациии данного материала в сети Интернет, в методической литературе?

    1. Уважаемая Ольга Семёновна, разработки моих материалов Вы сможете найти на сайте http://sellidia.narod2.ru/ , список методической литературы имеется в презентации к статье.

  20. Уважаемая Лидия Владимировна! Было интересно познакомится с Вашей методикой использования “логических пятиминуток”. Развивая логическое мышление детей , мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне. Каких учебных результатов позволило добиться использование “логических пятиминуток”? Все ли дети на уроках активно работают по выполнению таких заданий? Используете ли вы дифференциацию заданий для обучающихся?
    С уважением, Татьяна Анатольевна.

    1. Уважаемая Татьяна Анатольевна, для создания “пятиминуток” я стараюсь подбирать интересный, жизненный материал, поэтому все дети активно работают, задания не предполагают дифференциации.

      1. Спасибо, Лидия Владимировна!
        С уважением, Татьяна Анатольевна.

  21. Уважаема Лидия Владимировна! В статье упомянуто, что форма “логических пятиминуток” используется и в проектной деятельности. Как Вы считаете, на каком этапе создания проекта наиболее эффективно применение данной методики? Заранее спасибо за ответ. Желаем Вам творческих успехов и благодарных учеников!

    1. Уважаемая Ирина Николаевна, по моему мнению, наиболее эффективно данная форма будет использоваться на этапе постановки проблемы проекта и выдвижения гипотезы.

  22. Уважаемая Лидия Владимировна! Проблема развития логического мышления младших школьников является актуальной, поскольку способность анализировать, систематизировать и делать выводы позволяет ребёнку ориентироваться в окружающем мире. Скажите, пожалуйста, каким образом вы диагностируете уровень развития логического мышления обучающихся?
    С уважением, Чекмезова М.В.

    1. Уважаемая Марина Владимировна, для диагностики уровня развития логического мышления я провожу тестирование, в измерительные материалы которого включаю задания на анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию, систематизацию.

  23. Добрый день, уважаемая Лидия Владимировна! Ваша статья своевременна и актуальна, затрагивает многие аспекты психологического развития маленького ребёнка. Как Вы считаете, способствует ли применение формы “логических пятиминуток” духовно-нравственному становлению обучающихся? Спасибо!

    1. Уважаемая Светлана Вячеславовна! Данная форма будет способствовать развитию духовно-нравственной личности при условии, если содержание “пятиминутки” этому соответствует.

  24. Татьяна Викторовна Семьянинова, учитель начальных классов:

    Уважаемая Лидия Владимировна! Спасибо Вам большое за интересный видеоролик и содержательную статью. Скажите, пожалуйста, применяете ли Вы формы развития логического мышления обучающихся во внеклассной деятельности? Спасибо. Желаю успеха!

    1. Уважаемая Татьяна Викторовна! Во внеурочной деятельности я активно продолжаю работать над развитием логического мышления. В этом мне помогает программа “Учимся учиться”.

  25. Изучила Вашу статью, Лидия Владимировна. Логические пятиминутки – это, конечно, хорошо. А не планируете ли Вы в дальнейшем использовать опыт известных дидактов в области развития логического мышления, например, программу развивающего обучения Занкова?
    С уважением, Н.А. Тарасова.

    1. Уважаемая Наталия, в данный момент, я работаю по программе “Школа 2100”, которая не в меньшей степени направлена на развитие логического мышления.

  26. Лидия Владимировна! Развитие логического мышления обучающихся очень актуально в современном образовании. Логические пятиминутки необходимы для целенаправленного формирования и развития у учащихся начальной школы учебно-логических умений, являющихся составной частью деятельностного компонента содержания учебно-познавательной компетентности.
    Желаю удачи!

    1. Добрый день, Эльвира Владимировна! Спасибо за поддержку и понимание значимости данного вопроса.

Обсуждение завершено