Сивкова Людмила Борисовна

<< назад

учитель русского языка и литературы
Пахотно-Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ

Формирование коммуникативной компетенции учащихся
на уроках русского языка и литературы через работу с текстом

Статья:

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества
Читать полностью >>

Презентация:

Формирование  коммуникативной компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы через работу с текстом

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=qYMOhamVlDw&w=480&h=360]

43 комментариев на странице “Сивкова Людмила Борисовна

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри! Я рада приветствовать вас на своей странице. Надеюсь на конструктивный диалог и сотрудничество.

  2. Уважаемая Людмила Борисовна! Ваша статья показалась мне очень интересной. Скажите, какие приемы и методы Вы используете при организации комплексной работы с текстом?

    1. Уважаемая Ольга Викторовна! Спасибо за вопрос. Комплексная работа с текстом занимает сейчас особое место в моей работе,особенно в условиях ГИА и ЕГ.Э Важно донести до ученика, что текст, как самая крупная языковая единица, интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков), помогает любой языковой единице выступать в своей функциональной роли. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. В связи с этим организую работу учащихся над комплексным анализом уже с 5-го класса. В 5-6 классах пользуюсь текстами художественного, в 7-8 классах – публицистического и научного стилей.
      После знакомства с текстом предлагаю выполнить следующие задания:
      1. Определите тему, основную мысль текста. Запишите, например, три последних абзаца, подчеркните грамматические основы предложений.
      2. Докажите, что это текст принадлежит к какому- либо стилю
      3. Объясните значение указанных выражений:.
      4. Замените в двух-трех предложениях, например, причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями. Сравните синонимичные конструкции.
      5. Составьте схемы сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
      6 Подберите синонимы к указанным словам.
      7.Объясните орфограммы и пунктограммы.
      Возможно провести работу и по отработке фонетических навыков.
      С уважением, Людмила Борисовна.

  3. Здравствуйте, уважаемая Людмила Борисовна!
    Формирование коммуникативной компетенции – это, действительно, актуальная проблема. Наши обучающиеся умеют читать, но не умеют понимать прочитанный текст, анализировать информацию, создавать свое речевое высказывание. Те формы работы, методы, приемы, о которых Вы говорите, эффективны, дают положительные результаты. Но, к сожалению, Вы говорите, отмечая результаты о мотивации, качестве знаний, но каков процент сформированности коммуникативных навыков (от общего количества Ваших учащихся)? Научились ли дети с увлечением читать текст, анализировать его и т.д.?
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна.

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна! Большое спасибо за Ваш интерес к моему опыту работы, потому что проблема формирования коммуникативной компетенции актуальна не только для учителей – словесников., т.к. для каждого из нас важно, как ученик может выражать свои мысли, общаться..Кроме того, работа с текстом, о которой я пишу , касается и работы с учебными текстами- статьями учебников.
      За время работы по данной теме уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся возрос. Так, в 2008-2009 уч.году 38% учащихся классов, в которых я работаю, имели низкий уровень, 43% – средний, 19% – высокий.
      В 2011-2012 уч.г. эти цифры изменились: 25% учащихся показали высокий уровень сформированности коммуникативных навыков, 52 % – средний, 23% – низкий. Работа с текстом стала одним из интересных видов работы на уроке. Обучающиеся с удовольствием читают по ролям, выразительно, стремятся постичь содержание текста и главное- понять, при помощи каких средств художественной выразительности автору удалось раскрыть тему, идейное содержание.
      С уважением, Людмила Борисовна

  4. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Мне очень понравилось, что Вы делаете акцент на работу с текстом. Интересны ваши приемы при анализе текста, когда ребята выступают в качестве редакторов по поиску замены одних слов на другие.
    Мастера художественного слова: Д. Журавлев, В. Яхонтов и др.. Используете ли Вы записи с чтением прозы или стихов этих великих мастеров для формирования коммуникативной компетенции при работе с текстом?

  5. Уважаемая Людмила Борисовна, с интересом познакомилась с Вашими материалами, посвященными разработке очень актуальной темы. У меня вопрос по фрагменту урока. Вы задаете вопрос: “Как поэт изображает?…” и сразу же сами отвечаете на него, когда просите учащихся найти зрительные образы. Предполагаете ли Вы, что дети уже знают типы образности, и поэтому не заостряете внимания на проговаривании детьми этого теоретического положения. Или же, по Вашему, коммуникативная компетентность развивается, когда дети отвечают на конкретные вопросы, не стараясь обобщить, систематизировать свои представления сами?

    1. Добрый день, уважаемая Светлана Владимировна! Мне очень приятно, что Вы проявили интерес к моему материалу. Работа по анализу типов образности проводилась мною и ранее. Дети уже знакомы с этими понятиями, поэтому
      специально я не заостряла здесь внимание на данном положении
      . Но, на мой взгляд, в работе по формированию коммуникативной компетенции, важно, чтобы каждый учащийся был включен в диалог, смело высказывал свое мнение, пусть даже отличное от позиции других . Уроки литературы не случайно называют уроками коммуникации Я стремлюсь организовать процесс обучения так, чтобы что дети могли анализировать, обобщать систематизировать свои знания.С уважением, Людмила Борисовна

  6. Уважаемый Николай Васильевич! Как приятно, что эта тема и Вам близка. В своей работе я опираюсь на тексты мастеров художественного слова, но чаще использую запись голоса самих поэтов и писателей. Имею большую коллекцию записей, которую собирала в течении многих лет, пользуюсь и коллекцией электронных образовательных ресурсов.Эта работа особенно интересна обучающимся. Голос Маяковского, Есенина, Пастернака- привлечет к литературе каждого.
    С уважением Людмила Борисовна.

  7. Уважаемая Людмила Борисовна, какую роль, на Ваш взгляд, в формировании коммуникативной компетенции учащихся играет учебник русского языка?

    1. Добрый день, Светлана Александровна!
      Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности общаться как в устной, так и в письменной форме. К сожалению, наши ученики имеют серьезные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Причины вижу в следующем:снижение уровня читательской культуры;снижение уровня индивидуального словарного запаса; низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
      Учебник — это основной инструмент в образовательном процессе, помогающий снять эти трудности. Обучение строю с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков, активно используя учебник с целью извлечения нужной информации, навыков изучающего чтения, сбора и систематизации материала, составления плана и т.д.

  8. Уважаемая Людмила Борисовна!
    Спасибо за подробное описание общего подхода к формированию коммуникативной компетенции, но хотелось бы узнать о том, что нового в Вашем подходе к решению
    проблемы?
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна.

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна! Спасибо за вопрос. Конечно, занимаясь проблемой формирования коммуникативной компетенции, я опираюсь на .труды известных ученых , но маленькие находки есть и в моей работе. При планировании рабочей программы я внесла корректировки в программу и тематическое планирование с целью внедрения современных образовательных технологий.
      Кроме того, использую компетентно- – ориентированные задания, которые очень нравятся детям.
      С уважением, Сивкова Людмила Борисовна

  9. Уважаемая Людмила Борисовна! В своей статье Вы говорите о том , что грамотность обучающихся снижается. Считаете ли Вы , что причиной этого является чрезмерный просмотр телепередач и пользование интернетом?
    С уважением Наталья Васильевна.

    1. Уважаемая Наталья Васильевна!
      Действительно черезмерный просмотр телепередач и интернет общение могут отрицательно сказаться на снижении грамотности. Считаю, что наша задача направить их действия и формировать у обучающихся потребность в просмотре познавательных программ и поиске полезной информации. Озабочена высказываниями о том, чтобы отменить рукописное письмо (заменив печатанием), а как относитесь к этой проблеме Вы?

  10. Уважаемая Людмила Борисовна! Нельзя не согласиться с Вами, что на данном этапе очень остро стоит проблема качества обучения грамотной речи обучающихся. Как при формировании коммуникативной компетенции учитывается разный уровень обучаемости обучающихся.
    С уважением, Ольга Викторовна

    1. Добрый день, Ольга Викторовна!
      Формируя коммуникативную компетенцию обучающихся, строю процесс обучения таким образом, чтобы обучение происходило в зоне ближайшего развития каждого
      ребенка. С целью учета индивидуальных особенностей обучающихся мною разработан методический инструментарий и дидактические тесты трех уровней
      сложности. Использую дидактический материал для разного уровня обученности и способностей обучающихся : инструкционные, технологические карты, алгоритмы выполнения творческих заданий, памятки, тестовые задания, диски и обучающие компьютерные программы.

  11. Людмила Борисовна, скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, применение каких методических средств более эффективно при подготовке выпускников к выполнению части С ЕГЭ?

    1. Арсений Анатольевич, спасибо за вопрос. Именно ЕГЭ призван показать уровень сформированности компетенций. С этой целью ввожу в курс подготовки элективные занятия по программе, составленной на основе анализа результатов прошлых лет. Кружок по русскому языку – также важная составляющая подготовки к экзамену. Подробно разбираем систему критериев, разъясняю важность следования каждому из них, затем поэтапно работаем с отдельным фрагментом сочинения и учимся видеть свои ошибки. Параллельно веду работу по повторению литературных произведений: рода, жанра, героев, главных фрагментов, проблематики. Нередко провожу работу по нахождению ошибок (фактических, логических, речевых), чтобы избежать их в работе. Кроме этого, работаем с материалом по теории литературы (выразительные средства языка) с обязательной сдачей зачёта по этой теме.

  12. Уважаемая Людмила Борисовна! Какие формы работы с текстом способствуют развитию речи обучающихся.

  13. Уважаемая Людмила Борисовна!
    Полностью согласна с Вашем мнением, что общеучебные навыки важнее, чем знания по предметам. Поэтому развитие коммуникативной компетенции считаю наиболее важным в формировании современной личности. Основное в Вашей работе – духовно- нравственное воспитание, что особенно актуально в современном мире. Солидарна с Вами по поводу внеклассной работы. Она даёт нам очень много в смысле воспитания. Я также ставлю на неё акцент и, как и Вы ,стараюсь поддерживать одарённых детей.
    Желаю творческих успехов.

  14. Добрый день, Людмила Борисовна.
    Согласна с вами, что коммуникативная компетенция – эта та “база”, без которой невозможно формирование полноценной личности и которая является необходимой для дальнейшей успешной социализации личности.
    В своей статье вы вскользь касаетесь используемых вами образовательных технологий. Хотелось бы более подробно узнать об интегрировании в образовательный процесс ИКТ. Какое место эти технологии занимают при организации вами работы с текстом?

    1. Здравствуйте, уважаемая Елена Александровна!
      Рада общению с Вами.
      Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
      Я использую различные возможности ИКТ. Так, например, на уроке анализа текста презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы. На таких урока презентация не просто сопровождает слово учителя, а является и интерпретацией текста учебника. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста).
      Помимо этого, на уроках литературы использую ЭОР ( аудиозаписи) , которые сопровождают изучение текстов литературных произведений
      В настоящее время стараюсь использовать для организации комплексного анализа текста возможности интерактивной доски, которая позволяет вовлекать в работу каждого. Работая с текстом, сосредоточивается внимание на определенной орфограмме, появляется возможность в течение урока поработать с множеством слов. При анализе пунктуации ребята видят перед собой готовое предложение и работают с ним, обращая внимание на строение предложения и пунктуацию в нем. Школьники по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Применение ИКТ помогает использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность.образования в целом.
      С уважением, Сивкова Людмила

      текста при подготовке к ГИА в 9 классе)

  15. Уважаемая Светлана Александровна!
    В процессе моей работы определились такие наиболее результативные, на мой взгляд, формы и методы организации работы с текстом, как:
    комплексный анализ текста;
    лингвостилистический анализ текста;
    сочинение-рассуждение;
    редактирование текста;
    интеллектуально-лингвистические упражнения;
    работа с текстами-миниатюрами;
    составление синквейнов, кластеров к тексту.
    В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности.

  16. Уважаемая Людмила Борисовна! Вы говорите в своей статье о коммуникативной компетенции учащихся, о ее важности. В связи с этим возникает вопрос: может ли экзамен по литературе в форме ЕГЭ в полном объеме оценить уровень подготовленности ученика, если последний не произносит не слова в ходе экзамена?
    С уважением Наталья Васильевна.

    1. Уважаемая Наталья Васильевна!
      Можно много дискуссировать по этому поводу, в том числе и на государственном уровне. Ежегодно модернизация обучения решает многие вопросы. Думаю, что к этой проблеме вернутся еще не раз. Я в свою очередь считаю, что развитие коммуникативной компетенции проверяется не только ЕГЭ, но и умением грамотно использовать знания в жизни.
      С уважением, Людмила Борисовна!

  17. Уважаемая Людмила Борисовна, спасибо Вам за ответ!
    Вы называете учебное пособие А. Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой. Скажите пожалуйста, какие еще УМК помогают Вам развивать коммуникативные навыки?
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна.

    1. В настоящее время существует достаточно большой выбор учебных комплектов. Для развития коммуникативных навыков в своей работе я использую учебник Разумовской М,М., Львова С.И.

  18. Наталья Борисовна, какие еще компетенции, кроме коммуникативной, Вы развиваете у обучающихся на своих уроках? Хотелось бы перенять Ваш опыт. С уважением, Смертина Ольга Викторовна.

  19. Уважаемая Людмила Борисовна! В настоящее время особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества. Таким образом, обучение призвано формировать ключевые компетенции выпускника. Личность должна характеризоваться не только информированностью в различных областях науки, но и коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, адаптироваться к условиям современного общества, адекватна социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям. Очень сложно воспитать такую личность без приобщения к чтению художественной, публицистической, научной литературы. Наши дети читают мало. Что Вы используете в своей работе для привития любви к чтению?
    С уважением, Татьяна Анатольевна

    1. Уважаемая Татьяна Анатольевна! На мой взгляд, самое главное в привитии любви к чтению – это пример учителя. Я очень люблю читать и часто рассказываю ученикам интересные эпизоды из книг. Иногда они интересуются продолжением истории, но я отправляю их к первоисточнику. И кто-то обязательно возьмет и прочтет эту новую для него книгу.

      1. Спасибо, Людмила Борисовна! Я верю, что мы снова станем самой читающей страной в мире, если у нас есть такие педагоги!!!
        С уважением, Татьяна Анатольевна.

  20. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Вы пишите, что уроки русского языка не относятся к числу любимых. Хотелось бы узнать, насколько возрос интерес к предмету вследствие применения Вами технологии работы с текстом и на какой ступени обучения следует начать использование предложенной Вами технологии.
    С уважением, Чекмезова М.В.

    1. Уважаемая Марина Владимировна! Большое спасибо за вопрос. За время работы по данной теме мною были проведены ряд диагностик , которые позволили сделать вывод о росте интереса к моим предметам. Так, за последнее время возросло количество участников творческих конкурсов, олимпиад. Дети активно принимают участие в предметных неделях, муниципальных и региональных конкурсах. Есть даже победители Всероссийского конкурса творческих работ.
      Я думаю, что работа с текстом должна начинаться на начальной ступени обучения, потому что текст ( художественный, научный, публицистический) – это основа любого урока.
      С уважением, Людмила Борисовна

    1. Людмила Борисловна, присоединяюсь к вопросу Арсения Анатольевича. Критериальная база сейчас – самое проблемное поле учителя. Как Вы оцениваете сформированность определенной компетенции?

    2. Уважаемый Арсений Анатольевич!
      Для определения уровня коммуникативной компетенции обучающихся использую следующие критерии: 1 Владение продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи (писать сочинение, изложение, вести диалог) Здесь оценивается умение делать это самостоятельно или с помощью учителя.
      2. Владение информационно- предметными компетенциями ( нахождение источника информации, знание стилей и т.п.)
      3. Владение ценностно- ориентационными компетенциями (культура общения, умение мыслить критически)
      С уважением, Сивкова Людмила Борисовна

  21. Ольга Викторовна, безусловно, помимо коммуникативной компетенции, на которой акцентирую свое внимание, работаю и над развитием таких ключевых компетенций, как общекультурная, информационная, учебно – познавательная и компетенция личностного самосовершенствования. К счастью, литература и русский язык дают благодатный материал для их развития. Более подробно с моими наработками Вы можете познакомиться на сайте школы и на моем личном блоге. Адрес сайта:filial.pervomai@yandex.ru. Спасибо Вам за вопрос.

  22. Уважаемая Людмила Борисовна! Вопрос формирования коммуникативной компетенции школьников сегодня особенно актуален. А какое место в Вашей работе по решению данной проблемы занимают современные информационные технологии? Используете ли Вы в своей деятельности ЭОР? Если да, то как и на каких этапах урока? Эффективны ли они, на Ваш взгляд?

    1. Уважаемая Наталия Алексеевна! Я согласна с Вами. Вопрос использования ИКТ на уроках очень актуален.
      Я использую различные возможности ИКТ. Так, например, на уроке анализа текста использую презентации для показа разнообразия трактовок понятий и определений. .Использование видео- или аудио-материалов сопровождает изучение текстов литературных произведений
      В настоящее время стараюсь использовать для организации комплексного анализа текста возможности интерактивной доски, которая позволяет вовлекать в работу каждого. Кроме того, используем возможности ИКТ для организации проектной деятельности.
      С уважением, Сивкова Людмила

  23. Людмила Борисовна, нашла интересным в вашей статье такой прием работы, как работа с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов. Мне кажется, было бы не менее интересным включение в ваше работу сравнения двух музыкальных произведений на одну тему и как итог сравнения – небольшое речевое высказывание обучающихся. По-моему, это тоже могло бы способствовать формированию коммуникативной компетенции.

    1. Уважаемая Ольга Викторовна! Большое спасибо за интересное предложение. Постараюсь использовать его в своей работе.
      Желаю Вам творческих успехов в работе!

  24. Уважаемые коллеги! Мне было очень интересно принять участие в совместной работе. Большое спасибо всем за содержательные вопросы и предложения. Было приятно, что данная тема вас заинтересовала.Желаю всем творческих успехов и победы!
    С уважением Сивкова Людмила Борисовна.

Обсуждение завершено