Тарасова Наталия Алексеевна

<< назад

учитель физики МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Нестандартные формы работы на уроках физики
как средство развития одарённости и активизации познавательной деятельности школьников

Статья:

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, такие  как динамизм и вариативность
Читать полностью >>

Презентация:

Нестандартные формы работы на уроках физики
как средство развития одарённости и активизации познавательной деятельности школьников

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=M1D7mN-XwCc&w=480&h=360]

55 комментариев на странице “Тарасова Наталия Алексеевна

  1. Уважаемая Наталия Алексеевна, развитие детской одаренности – одна из важнейших задач современного образования. Мне не совсем понятно, в чем заключается нестандартность используемых Вами методов для решения данной задачи. Сегодня мы говорим о личностно-ориентированном обучении. В чем, на Ваш взгляд, сущность личностно-ориентированной технологии и ее нестандартность?

    Не могли бы Вы раскрыть методику «стимулирующего оценивания»?

    Каким образом Вы определяете уровень способностей по физике Ваших воспитанников? Обучающимся «со слабыми способностями» не предлагаются творческие задания?

    1. Уважаемый Арсений Анатольевич! Нестандартность заключается не только и не сколько в используемых методах, сколько в содержании, которым наполнен процесс обучения. На уроках используются, помимо традиционных расчетных задач, литературные произведения, исторические задачи, пословицы, поговорки и т.д. Считаю, что нестандартность личностно-ориентированной технологии заключается в том, она позволяет работать индивидуально с каждым учеником. Творческие задания предлагаются всем ученикам без исключения, при этом часто во время такой работы ребята раскрываются совершенно по-новому и переходят из разряда учеников “со слабыми способностями” в увлекающихся физикой. Для определения уровня способностей обучающихся использую традиционные методики, которые, думаю, вам хорошо известны .

  2. Тема статьи актуальна , имеет практическое значение. Приведены примеры использованных приемов и методов на уроках физики в конкретных классах. Результативность работы отражена в таблице. Считаю, что учитель компетентен в выборе форм и приемов обучения.

    1. Добрый день, Галина. Спасибо за интерес к моей статье и оценку моей работы.

  3. Здравствуйте, Наталия Алексеевна! Какие нетрадиционные формы урока Вы используете на этапе закрепления полученных знаний?

    1. Спасибо за вопрос, Светлана Александровна. Если говорить о формах урока, то это уроки – аукционы, смотры знаний, соревнования, путешествия, которые позволяют существенно активизировать ребят, если же речь о приемах, используемых на этапе закрепления, то это нестандартный вопрос, например, что произойдет, если изучаемое явление, закон и т.д. перестанут действовать, или обьяснить физический смысл пословицы, отрывка из литературного произведения.

  4. Добрый день, Наталия Алексеевна. В своей статье вы упоминаете такую форму обучения, как дистанционное обучение. Как вы считаете, эффективна ли такая форма обучения? Квкую форму предпочитаете вы?

    1. Спасибо за вопрос. Из собственного опыта убеждаюсь, что любая форма обучения эффективна в том случае, если ребенок мотивирован. Я предпочитаю традиционное общение с учеником с использованием всех доступных форм и методов.

  5. Наталия Анатольевна! Как вы планируете выстраивать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся при работе с одаренными детьми, освающими программы физико-математического профиля?

    1. Спасибо за вопрос. В следующем учебном году в нашей школе предполагается открытие физико-математического класса, но опыт выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов уже имеется. Все зависит от мотивации и уровня притязаний каждого ученика. Для кого-то это индивидуальные консультации, элективы, кто-то предпочитает обучение в заочной школе физики при Воронежском ГУ, кто-то выбирает дистанционное обучение.

  6. Здравствуйте, уважаемая Наталья Алексеевна!
    Ваша статья по системе работы с одаренными детьми интересна. Поясните, пожалуйста, в чем заключается метод стимулирования учебной мотивации. Какие приемы разработанные Вами при этом Вы используете.
    Какие методики Вы используете в своей работе при учете индивидуальных образовательных предпочтений школьников?
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна!

    1. Уважаемая, Ольга Станиславовна! Приятно, что вы положительно оценили мою статью. Подробное описание методов стимулирования учебной мотивации вы можете найти в моей статье, среди которых эмоциональные, познавательные, волевые и социальные. Индивидуальные образовательные предпочтения ребят поддерживаю путем дополнительных занатий, проведения элективных курсов, вовлечения в дистанционные формы образования, в проектно-исследовательскую и интеллектуально-творческую деятельность, оказываю содействие при выборе направления профиля обучения.

  7. Уважаемая Наталья Алексеевна, в своей работе Вы выбрали девиз: “Не ученик приспосабливается к учебному процессу, а учебный процесс строится, исходя из индивидуальных способностей ученика”, как Вы считаете, а сможем ли мы подготовить ученика к жизни в социуме, ведь жизнь не строит индивидуальных траекторий?
    С уважением, Людмила Борисовна.

    1. Уважаемая, Людмила Борисовна! Согласна с вами, действительно, жизнь не строит индивидуальных траекторий, но каждый человек выбирает свой собственный путь методом проб и ошибок. Учитель может помочь ученику избежать возможных ошибок в профессиональном самоопределении. Главное, чтобы человек состоялся как личность, а знания еще никому не мешали

  8. Добрый день, Наталия Алексеевна.
    Проблема развития одаренности детей сегодня очень актуально и много обсуждается. Разрабатываются и внедряются программы по развитию одаренности как в школе, так и отдельными учителями. А как Вы определяете одаренность ребенка, что является критериями? И второй вопрос, Ваши ученики побеждают на олимпиадах и конкурсах, является ли это следствием проводимых Вами мероприятий или это природные способности ребенка, а может быть просто черты характера, такие как усидчивость, трудолюбие, целеустремленность?
    С уважением, Людмила Борисовна Сивкова

    1. Для определения одаренности ипользую методику С.Ледневой “Карта одаренности”. Кроме этого, учитываю результаты контрольных работ и срезов знаний обучающихся. Результативность участия моих ребят в олимпиадах и конкурсах является следствием как проводимых мною мероприятий по развитию одарённости, так и врождёнными и индивидуальными особенностями и склонностями ребёнка.

  9. Наталия Алексеевна! У Вас замечательный сайт. Хотелось бы узнать, используют ли материалы Вашего сайта обучающиеся для подготовки к урокам?
    С уважением, Смертина Ольга Викторовна.

    1. Спасибо за высокую оценку моего сайта. Да, конечно, я советую ребятам обращаться к нему во время самостоятельной работы, в том числе используем полезные ссылки во время проведения уроков, если они проходят в компьютерном классе.

  10. Наталия Алексеевна, спасибо за Ваш содержательный ответ. Скажите пожалуйста, как Вы выходите из такого положения, когда у Вас не хватает оборудования для проведения лабораторных работ?
    С уважением Попова Ольга Станиславовна!

    1. К, счастью, таких проблем у нас не возникает. Т.к. оборудование для кабинета физики получено в рамках РКПМО. Если бы оборудования не хватало, я бы использовала возможности ЭОР.

  11. Добрый день, Наталия Алесеевна.
    С большим интересом познакомилась с вашими материалами. Интересным, на мой взгляд, является подход к развитию одаренности каждого ребенка. Безусловно, сегодня педагогу необходимо выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере (причем не способности именно к данному предмету, а способности мыслительные, с помощью которых ребенок сможет себя проявить в любой другой сфере).
    В связи с этим, рассматривая приведенный вами пример урока “Архимедова сила”, хотелось бы узнать, как происходит знакомство с теоретическим материалом и элементы каких именно технологий вы используете на каждом этапе.

  12. Здравствуйте, Наталия Алексеевна. Физика – один из интереснейших предметов. С.П. Капица сказал, что 20 век был век физики. Век 21 будет веком синтеза наук: биофизики, биохимии и тд. Вы в соей работе делаете акцент на работу с одаренными детьми. А как быть с теми, у кого гуманитарные интересы. Нужно ли противопоставлять “физиков” и “лириков”?

    1. Благодарю за интересный вопрос. Так сложилось, что в нашей школе я преподаю физику в классах социально-гуманитарного профиля. Считаю, что физикой можно заинтересовать и “лириков”. Всё зависит от того, как преподносится материал. Мои ученики с интересом выполняли исследовательские проекты на темы: “Физические явления на полотнах великих художников”, “Физика в частушках”, “Физика в пословицах и поговорках” и др. В прошлом учебном году два выпускника гуманитарного класса успешно сдали ЕГЭ по физике и поступили в технические вузы.

  13. Спасибо за интересный вопрос, Елена Александровна. Знакомство с темой начинается с создания проблемной ситуации: “Почему в воде мы легко поднимаем тяжелые тела, которые в воздухе не смогли бы сдвинуть с места?”. Затем в ходе выдвижения гипотез и их обсуждения обучающиеся приходят к выводу о существовании выталкивающей силы. Таким образом, использую технологию проблемного обучения и эвристический метод.

  14. Уважаемая Наталия Алексеевна! Я солидарна с Вами по поводу эффективности вовлечение обучающихся в проектно – исследовательскую, интеллектуально-творческую деятельность. Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач, одна из которых (на мой взгляд) приоритетная – в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Это является неотъемлемым условием образовательного процесса при переходе общего образования на новые стандарты. Спасибо за актуальную статью!

    1. Спасибо Вам за положительную оценку моего труда! Надеюсь, что мой опыт станет достойным вкладом в развитие образования Никифоровского района.

  15. Наталия Алексеевна, спасибо за ответ! Скажите пожалуйста, используете ли Вы ИКТ технологии на Ваших уроках и каким образом? Есть ли у Вас в кабинете компьютер, проектор?

  16. Уважаемая коллега, имеющееся в кабинете физики оборудование позволяет мне использовать ИКТ-технологии. Применяю их при моделировании физических процессов, при изучении новой темы (презентация, ЭОР), контроле усвоения знаний (тесты, опросы), при проведении внеклассных мероприятий и др.

  17. Уважаемые коллеги, была на уроках Наталии Алексеевны, и с уверенностью могу сказать, что она действительно строит учебный процесс исходя из индивидуальных способностей учеников. Формирование положительной мотивации, развитие познавательного интереса к предмету, развитие творческой активности обучающихся позволяют ей добиваться высоких результатов в работе. Наталия Алексеевна, желаю Вам достойно пройти все испытания и одержать победу в конкурсе.

    1. Большое спасибо, Светлана Алексеевна за поддержку и добрые слова!

  18. Во все времена одарённые учащиеся были своеобразной элитой и потенциалом развития человеческого общества. Наталия Алексеевна, очень приятно, что Вы отводите большое место в своей работе олимпиадному движению. Видимо в Вашей педагогической практике для сохранения учебной мотивации школьников, одарённых в области физики, существует система их подготовки к участию в физических олимпиадах. В статье мы видим рост числа обучающихся, добившихся высоких результатов

  19. Уважаемая Наталия Алексеевна! Совершенно с вами согласна! Современный урок просто необходимо строить с использованием нестандартных форм и методов, ЦОР и ЭОР. А как вы относитесь к дистанционному обучению? Считаете ли Вы, что физику можно изучить дистанционно?

    1. Уважаемая Ирина Владимировна, спасибо за вопрос. Из собственного опыта убеждаюсь, что любая форма обучения эффективна в том случае, если ребенок мотивирован. Я предпочитаю традиционное общение с учеником с использованием всех доступных форм и методов, в т.ч. и дистанционное обучение.

  20. Спасибо за высокую оценку моего труда, Наталия Николаевна. Действительно, система подготовки обучающихся к предметным олимпиадам даёт свои положительные результаты. Надеюсь, что в будущем количество победителей и призёров различных олимпиад и конкурсов по физике возрастёт.

  21. Уважаемая Наталья Алексеевна!
    Вы пишете, что редкий урок физики обходится без компьютера. Я согласна с Вами в том, что это повышает информированность урока, эффективность обучения. Но не вредит ли это, здоровью обучающихся и Вашему лично?
    Желаю Вам удачи.

  22. Спасибо за вопрос, Галина Истахоровна. Если использовать компьютер в соответствии с нормами СанПиН, то угрозы здоровью не будет. Именно так я и поступаю. Желаю и Вам удачи!

  23. Уважаемая Наталия Алексеевна! Вы пишите об “успешном профессиональном самоопределении выпускников на основе испытаний ЕГЭ и ГИА”, а какой процент выпускников сдавали физику за два последних года? Сколько человек выбрали ваш предмет в этом году?

  24. Отвечаю на Ваш вопрос, Ольга Викторовна. В 2010г. у меня не было выпускного класса, а в 2011г. из 33 выпускников 11 человек сдавали физику и все успешно справились с экзаменом. В 2012г. 10 выпускников планируют сдавать физику.

  25. Уважаемая Наталия Алексеевна! Каковы успехи обучающихся, которые имею слабые способности по физике? Есть ли у них шанс перейти в группу обучающихся, имеющих средние способности?
    С уважением, Татьяна Анатольевна.

    1. Уважаемая Татьяна Анатольевна, ответ на Ваш вопрос Вы можете найти в моей переписке с Поповым А.А.

  26. Уважаемая Наталия Алексеевна! Из Вашей статьи мы видим, что уделяя особое внимание детям с высокими способностями, Вы не забываете о развитии и поддержании мотивации к изучению физики слабых учеников. В наше время это особенно актуально, ведь такой ученик на Ваших уроках может создать свой собственный шедевр «Физика в весёлых картинках» или сочинить удивительный рассказ. И это, мы считаем, – высокий профессионализм: не оставить незамеченным ни одного ребёнка!

    1. Уважаемые коллеги, для меня каждый ребёнок ценен и важен вне зависимости от его способностей и интеллектуального развития. Спасибо за содержательный комментарий.
      С уважением, Н.А. Тарасова.

  27. Уважаемая коллега! Я – учитель физики со стажем 52 года. Мне приятно осознавать, что в одном образовательном учреждении вместе со мной работает такой молодой, талантливый и перспективный педагог. Несмотря на мой большой опыт работы, я многому учусь у Вас: целеустремлённости, выдержке, творческому поиску. Желаю Вам достичь всех поставленных целей и добиться успехов на профессиональном поприще.
    С уважением, Редченко Валентина Васильевна.

    1. Спасибо, Валентина Васильевна! Я тоже многому у Вас научилась. Надеюсь, у меня хватит сил достойно продолжить наше общее дело.
      С уважением Н.А. Тарасова.

    2. Уважаемая Наталия Алексеевна! С огромным вниманием прочитала Вашу статью. Развитие интереса к физике, как и интереса в общем к обучению, – вопрос крайне важный в наш противоречивый и непростой век. И Ваши многочисленные методы повышения внутренней учебной мотивации безусловно способствуют развитию этого интереса. Проблемно-поисковые методы обучения практически вытеснили репродуктивные в преподавании физики, и проектный метод – наилучший из методов. Использование ЭОР на уроках физики является не только хорошим подспорьем для учителя на всех этапах урока, но и способствует развитию интереса к обучению.
      Для себя из Вашей статьи я почерпнула немало полезной и нужной информации. А положительные результаты Вашей работы являются лишь подтверждением того, что выбраны правильные методы работы с одарёнными детьми.
      Спасибо вам огромное!

      1. Спасибо, Лидия Васильевна, за внимание к моей работе.
        С уважением, Н.А. Тарасова.

  28. Уважаемая Наталия Алексеевна! Ваша статья очень содержательна! Вы уделяете много внимания развитию одарённости. Скажите, пожалуйста, какое количество учебного времени вы отводите подготовке детей к олимпиадам?
    С уважением, Чекмезова М.В.

    1. Марина Владимировна, к олимпиадам мы готовимся во внеурочное время. В учебный процесс я включаю олимпиадные задачи на различных этапах урока.

  29. В последнее время возрос интерес не только педагогов, но и энтузиазм детей к исследовательской и проектной деятельности, потому что всё, что они делают, опирается на принцип:”Я знаю, для чего мне надо всё,что я познаю”. Наталия Алексеевна, а какое место в Вашей практике занимает данная деятельность (по объёму всех занятий по физике)?

    1. Уважаемая Наталья! В программе не предусмотрено конкретное количество часов на проектную деятельность. Всё зависит от возможности класса, отдельных учеников и их мотивации к изучаемой теме.

    2. Здравствуйте, Наталия Алексеевна. Из Вашей статьи взяла много для составления программы элективных курсов. Очень подробно и полно описаны методы повышения мотивации к учёбе. А с какого возраста Вы начинаете элективный курс?
      Спасибо.

  30. Уважаемые коллеги! Спасибо всем за внимание к моей работе, содержательные комментарии и интересные вопросы.
    С уважением, Н.А. Тарасова.

  31. Наталия Алексеевна! Спасибо Вам за участие. С уважением Комбарова О. В.

  32. Уважаемая Наталия Алексеевна! Полностью с Вами согласна, что развитие одаренности детей – важный фактор в становлении личности. Уверена, опыт Вашей работы будет полезен коллегам района и области. Удачи Вам на педагогическом поприще.

    1. Спасибо, Екатерина Викторовна.

Обсуждение завершено