Виртуальная лаборатория Борзых Ларисы Анатольевны

← назад

borzyh Борзых Лариса Анатольевна
учитель русского языка и литературы
ТОГАОУ ОШИ «Мичуринский лицей-интернат» г. Мичуринск

Ссылка на электронное портфолио
http://lborzix.3dn.ru/

39 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Борзых Ларисы Анатольевны

  1. Добрый день, Лариса Анатольевна . Скажите пожалуйста, в чем проявляется методика индивидуализации обучения при формировании коммуникативной компетенции? Спасибо.

    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо за вопрос. На мой взгляд, индивидуализация обучения при формировании коммуникативной компетенции проявляется прежде всего в методике составления и использования дифференцированных заданий. В своей практике часто использую групповую форму работы, которая позволяет учащимся самостоятельно выбрать задания различного уровня сложности в зависимости от индивидуальных способностей каждого. Подобная форма работы дает возможность создать ситуацию успеха для всех учащихся. Также и метод проектов как комплексный обучающий метод позволяет индивидуализировать познавательный учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

  2. Здравствуйте, Лариса Анатольевна. Формирование коммуникативной компетенции – это, действительно, актуальная тема. Наши обучающиеся плохо читают, не понимают прочитанный текст, не могут анализировать информацию. Хотелось бы узнать, что нового в Вашем подходе к решению проблемы? Какие из перечисленных Вами приёмов по формированию коммуникативной компетенции Вы считаете приоритетными в своей работе? Спасибо за ответ.

    1. Добрый день, Ольга Алексеевна! Благодарю за проявленный интерес к моей статье. На современном этапе обучения считаю необходимым совмещать традиционные и инновационные подходы при формировании коммуникативной компетенции. При этом приоритетными в своей работе считаю следующие приемы: микроисследование, диалог по прочитанному, создание нового текста на основе идейно-тематических связей, лингвистические «угадайки».

  3. Уважаемая Лариса Анатольевна, мне интересны приемы ,которые Вы используете в работе. Как влияют применяемые Вами методические приёмы на успешную сдачу ЕГЭ по литературе?

    1. Здравствуйте, Алевтина Александровна! Благодарю за вопрос. Единый государственный экзамен можно рассматривать как составную часть масштабного процесса модернизации российского образования, продиктованную требованиями общественного и экономического развития страны. ЕГЭ по литературе – один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к его сдаче – очень тяжелая задача для учителя-словесника. Наиболее сложным процессом при подготовке к экзамену, на мой взгляд, считается анализ лирического текста, а также подготовка к написанию сочинения (часть С). В своей работе использую различные приемы, позволяющие должным образом подготовить учащегося к сдаче ЕГЭ по литературе. Среди них: стилистический анализ текста, анализ элементов композиции, сравнение произведений автора и сравнение произведений разных авторов, создание нового текста на основе идейно-тематических связей, сравнение художественного произведения с текстами филологическими, публицистическими, историческими и т. д.

  4. Здравствуйте, Лариса Анатольевна! Какие цели и задачи в работе над формированием коммуникативной компетенции учащихся вы ставите?

    1. Добрый день, Татьяна Александровна. Спасибо за вопрос. Цель моей работы: выявление и апробация методов и технологий, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию. Задачи: повысить интерес к русскому языку и литературе, развить мотивацию учебной деятельности, повысить результативность обучения, включить учащихся в исследовательскую и проектную работу, активизировать творческую деятельность.

      1. Лариса Анатольевна, спасибо за ответ.

  5. Уважаемая Лариса Анатольевна! Добрый день! В современных условиях роль коммуникативной компетенции возрастает, без развития данной компетенции невозможна успешная социализация личности . Но с оснащением учащихся смартфонами, планшетами, компьютерами падает интерес к чтению художественной литературы. Как вы считаете , как нужно мотивировать ребенка на внеклассное чтение?

    1. Добрый день Елена Ивановна! Благодарю за вопрос. В своей работе я, безусловно, стараюсь мотивировать ребенка на внеклассное чтение. Для этого включаю в список для чтения произведения наиболее интересные и созвучные детям и имеющие ярко выраженную гуманистическую направленность. Например, для учеников 5-6 кл. предлагаются такие произведения, как “Ковер-самолет”, “Мальчик со шпагой” В. Крапивина, “Девочка с земли ” Кира Булычева. Кроме того, используя совет французского педагога Даниэля Пеннака, на уроке читаю вслух интересный отрывок из произведения и останавливаюсь по возможности на самом интересном месте. Контролирую процесс внеклассного чтения. Заранее собираю листочки с перечнем прочитанного. Вопросы задаю с учетом этого перечня. Выставляю 2 оценки: за количество прочитанного и за содержание работы.

  6. Уважаемая Лариса Анатольевна, сегодня много пишут о вытеснении устной речи письменной из разных сфер нашей деятельности, письменная речь приобретает некую устность. Надо ли волноваться по этому поводу? Если да, то как этому противостоять? С уважением, Александр Михайлович Кунев.

    1. Уважаемый Александр Михайлович, не могу не согласиться с тем, что проблема вытеснения устной речи письменной является актуальной. Словеснику в своей работе необходимо использовать различные приемы, направленные на развитие устной речи. Кроме того, каждому учителю следует уделять особое внимание подготовке и проведению публичного выступления учащихся.

    1. Здравствуйте, Наталия Александровна! Спасибо за вопрос. Выбор темы обусловлен ее актуальностью. «Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения», – так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.
      Обучение ребенка вежливому, корректному общению – одна из главных задач учебных предметов «Русский язык» и «Литература». Анализ результатов ГИА, ЕГЭ по русскому языку выявляет недостаточно высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с неготовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

  7. Здравствуете, Лариса Анатольевна! Расскажите, пожалуйста, о видах учебной деятельности, которые Вы используете на своих уроках для развития коммуникативной компетенции учащихся. С уважением Аксёнова Евгения Александровна.

  8. Добрый день, Лариса Анатольевна! В своей работе вы используете достаточно большой арсенал продуктивных заданий. Возникали ли у Вас сложности с оцениванием подобных творческих заданий?

    1. Здравствуйте, Лариса Викторовна! Благодарю за интересный вопрос. Безусловно, сложности при оценивании творческих заданий учащихся возможны. Но в Мичуринском лицее эта проблема успешно решена. 55-балльная система оценивания позволяет не только оценить творческую работу учащегося с учетом его индивидуальных способностей, но и предоставляет широкий спектр возможностей дальнейшего стимулирования учащихся к творческой деятельности.

  9. Лариса Анатольевна, насколько полно вам удаётся произвести учёт индивидуальных особенностей детей, и как Вы это делаете? С уважением, Оксана Николаевна Елисеева

    1. Здравствуйте, Оксана Николаевна! Благодарю Вас за вопрос. Произвести учет индивидуальных особенностей детей во многом позволяет методика составления и использования дифференцированных заданий. Также в своей практике часто использую групповую форму работы. При организации данной формы учитываю индивидуальные способности каждого учащегося. Кроме того, индивидуальный подход к ребенку обеспечивает и 55-балльная система оценивания в Мичуринском лицее.

  10. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Приведите, пожалуйста, примеры заданий, способствующих развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка?

    1. Здравствуйте, Лариса Викторовна! Приведу примеры заданий, способствующих развитию коммуникативной компетенции.
      Речевые этюды. Особый вид работы, основанный на ролевой игре. Он используется как элемент урока и как игра во внеурочное время. В качестве речевых этюдов могут моделироваться различные ситуации в зависимости от поставленной цели, этапа работы и индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Например, «Корреспондент газеты – Респондент», «Читатель – Библиотекарь», «Учитель – Ученик», «Организатор – Выполняющий поручение». Применяя на себя роли, лицеисты решают коммуникативные задачи в зависимости от речевой ситуации.
      Редактирование текста. Учащиеся выполняют упражнения по исправлению речевых и грамматических ошибок, исполняют роли редактора, корректора.
      Диалог по прочитанному. Учащиеся придумывают ряд вопросов к изученному материалу по русскому языку или по прочитанному художественному произведению и задают их на уроке. Ответы должны быть развернутыми.
      Дополнение диалогов. Это один из самых сложных видов диалога, поскольку он предполагает не только творческое, но и логическое мышление учащихся. От участников требуется определить смысл диалога, опираясь на реплики только одной стороны. Важно установить логическую связь между репликами участников диалога. Фразы из диалогов убираются учителем. Учащимся необходимо проследить логические связи в нестандартных ситуациях и найти оригинальное решение.

      1. Лариса Анатольевна! Спасибо за ответ. Вы используете достаточно большой арсенал продуктивных заданий, как требует стандарт. Возникали ли у Вас сложности с оцениванием подобных творческих заданий?

  11. Лариса Анатольевна, с интересом просматривала Ваши материалы. Используете ли Вы краеведческий материал на уроках русского языка?

    С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.

    1. Добрый день, Татьяна Юрьевна! Спасибо за вопрос. Безусловно, при составлении рабочих программ по русскому языку мною учитывается и региональный компонент. Мичуринский район и Тамбовская область в целом имеют ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Важно учитывать данные особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
      Так, с учетом региональных особенностей в программу курса русского языка включен специальный региональный материал в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей), введен урок развития речи (написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя»).

  12. Уважаемая, Лариса Анатольевна, в статье “Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы” Вы утверждаете, что главная задача учителя – мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. А как Вы на своих уроках мотивируете обучающихся на проявление самостоятельности.

  13. Уважаемая Лариса Анатольевна! Познакомилась с Вашей методической статьей. В условиях введения ФГОС формирование коммуникативной компетенции – важная составляющая в работе учителя. Работаю учителем физики, но «присмотрела» для себя достаточное количество методических приемов, которыми Вы делитесь с коллегами.
    Вы пишите, что при формировании коммуникативной культуры необходимо учитывать «зону ближайшего развития» ученика. Каким образом каждый ребенок получает возможность увидеть свой рост, сравнить его в динамике?

  14. Уважаемая Лариса Анатольевна, известно, что такие предметы как история и литература тесно связаны между собой тематикой. Используете ли вы межпредметные связи в своей работе?

    1. Благодарю за вопрос, Ирина Михайловна! Безусловно, использую. Актуализировать межпредметные связи позволяют различные приемы: сравнение произведений автора, произведений разных авторов, произведений разного вида искусства, сравнение художественного произведения с текстами историческими и т.д.

  15. Здравствуйте, Лариса Анатольевна! Замечают ли Ваши ученики ошибки в СМИ? Какова их реакция?

  16. Здравствуйте, Лариса Анатольевна, яркий представитель наукограда! Скажите, пожалуйста, позволяет ли использование творческих заданий, способствующих развитию коммуникативной компетенции, работать над формированием орфографической зоркости?

  17. Лариса Анатольевна, как Вы проводите учет индивидуальных особенностей школьников?

  18. Здравствуйте Лариса Анатольевна.
    Как пример задания, способствующего развитию коммуникативной компетенции, Вы указываете “редактирование текста”, предполагающее исправление учащимися речевых и грамматических ошибок. Не сталкиваетесь ли Вы здесь с проблемой “приобретение, усвоения” детьми неправильного написания, ведь возможно неосознанное запоминание ошибки?

  19. Лариса Анатольевна, с интересом познакомилась с комментариями на Вашей странице. Я согласна с тем, что развитие коммуникативных УУД – одно из важных направлений в реализации ФГОС. Хотелось бы узнать, как Вы отслеживаете уровень развития коммуникативной компетенции обучающихся?

  20. Лариса Анатольевна, в чём, по Вашему, значимость коммуникативной компетенции?

    1. Благодарю за вопрос, Евгения Александровна! Уделить пристальное внимание формированию коммуникативной компетенции меня заставили проблемы современных школьников: бедный кругозор и речевое развитие, слабо развитые умения анализировать, сопоставлять и др.
      Значимость коммуникативной компетенции трудно переоценить. Во-первых, она положительно влияет на учебную успеваемость, во-вторых, он неё зависит процесс адаптации, эмоциональное благополучие, в-третьих, это благополучие и успешность ребенка уже во взрослой жизни.

  21. Лариса Анатольевна, Вы говорите о индивидуализации обучения. Какие индивидуальные особенности школьников учитываются в первую очередь?

  22. Лариса Анатольевна, в своей практической деятельности Вы используете метод учебного исследования и учебного проекта. Какие учебные проекты разработаны Вашими Учащимися?

    1. Моими учащимися разработан целый ряд проектов. Вот темы некоторых из них: “Украшения как художественная деталь в произведениях писателей 19 века”, “Образ русского солдата в творчестве писателей 19-20 вв.” и др.

Обсуждение завершено