Виртуальная лаборатория Давыдовой Наталии Ивановны

← назад

davydova Давыдова Наталия Ивановна
учитель физики, информатики
МБОУ Платоновская СОШ Рассказовского района

Ссылка на электронное портфолио
http://davidovanat.wix.com/index

56 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Давыдовой Наталии Ивановны

  1. Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас в своей виртуальной лаборатории. Буду рада, если материалы, которые я предложила Вашему вниманию, окажутся для Вас актуальными и полезными. Желаю всем интересного общения. Жду Ваших вопросов и пожеланий.
    С уважением, Наталия Ивановна Давыдова.

  2. Здравствуйте! Наталия Ивановна, Вы интересно описали реализацию деятельностного подхода в обучении. Захотелось сразу своими руками собрать какую-нибудь модель. В связи с этим вопрос. Из какого материала собирают ребята свои модели?

  3. Уважаемая Татьяна Александровна! Спасибо за вопрос. Конечно, из материалов, которые доступны каждому. Здесь проявляется творчество каждого ребенка. Например, собирая модель ракеты, ребята выполняют ее из бумаги, а внутрь макета вставляют воздушный шарик. Когда мы прокалываем шарик, собранная модель по закону сохранения импульса летит в сторону, противоположную направлению движения воздуха. Если речь идет о фонтане, используются пластиковый сосуд, резиновая трубка, материалы, которые обеспечивают герметичность.

    1. Большое спасибо за подробный ответ! А не поясните ли Вы, что за физические журналы создают старшеклассники? Какие наиболее интересные темы сайтов?

      1. Уважаемая Татьяна Александровна! Приношу свои извинения за несколько запоздалый ответ!
        В своей деятельности старшеклассники создают физические журналы по нескольким направлениям (так я условно для себя разделила): “За страницами учебника физики”, “История физики в лицах” и т.д. Особый интерес проявляется в создании журналов, которые носят практико-ориентированный характер. Например, “Физика в нашем доме”. Это и физика на кухне, в ванной комнате, в холодильнике… Сайты ребята выполняют тематические, т.е., при изучении раздела физики создается сайт, отражающий основные понятия, термины, определения, область применения.

  4. Добрый день, Наталья Ивановна! Скажите, пожалуйста, как вы считаете, в чем главное отличие исследовательской деятельности от проектной?

    1. Уважаемая Ольга Николаевна!
      Спасибо за вопрос! Организация проектно-исследовательской деятельности является одним из важнейших условий для подготовки к жизни в социуме и профессиональной ориентации. К сожалению, действительно, наблюдается некоторая путаница в понимании основ проектной и исследовательской деятельности. Исследование – это процесс выработки новых знаний, создание нового интеллектуального продукта, а проектирование предполагает решение практической проблемы, подготовку конкретного материала изменения среды.

  5. Здравствуйте! Наталия Ивановна, Ваша тема современна и необходима в условиях перехода на новые ФГОС.

  6. Здравствуйте, Наталия Ивановна. Безусловно, уроки физики должны носить практическую направленность, и согласна с Вами, что системно-деятельностный подход самый оптимальный. При каких условиях системно-деятельностный подход в обучении становится наиболее эффективным? Спасибо за ответ.

    1. Уважаемая Ольга Алексеевна!
      Спасибо за вопрос.
      Деятельность учителя эффективна всегда, когда он заинтересован в результатах своего труда. Именно по этой причине я обратилась к исследовательской технологии. Важно повернуть бытовой опыт ребенка (пусть и не очень большой), направит экспериментальную деятельность в русло исследования: продумать ключевой вопрос, сделать его проблемным. А затем, отталкиваясь от него, направлять действия учащихся на выдвижение гипотез, выстраивание алгоритма действий, которые приведут к желаемому результату, тем самым повысив эффективность обучения.

  7. Уважаемая Наталия Ивановна, скажите, пожалуйста, насколько выполнение экспериментальных домашних заданий способствует практико-ориентированной деятельности?
    Мне кажется, гораздо практичнее и актуальнее проводить исследования экономии электричества в домашних условиях, расхода воды, сопротивляемости бытовых приборов? К исследованиям подобного рода было бы интересно привлечь и родителей.

    1. Уважаемая Алевтина Владиславовна!
      Спасибо за вопрос!
      Конечно, Вы правы, и подобные практические исследования экономии электричества, воды в домашних условиях мы с ребятами проводим. На основе некоторых работ, которые носят практический характер, создаем проекты. Например, “Дом моей мечты” С ним Вы можете ознакомиться на моем сайте. Естественно, что родители также вовлечены в этот процесс

  8. Наталия Ивановна, используете ли Вы в своей работе эксперимент школьников в домашних условиях, если да, то как организуете эту работу?

    1. Уважаемая Ольга Николаевна!
      Спасибо за вопрос! Организация проектно-исследовательской деятельности является одним из важнейших условий для подготовки к жизни в социуме и профессиональной ориентации. К сожалению, действительно, наблюдается некоторая путаница в понимании основ проектной и исследовательской деятельности. Исследование – это процесс выработки новых знаний, создание нового интеллектуального продукта, а проектирование предполагает решение практической проблемы, подготовку конкретного материала изменения среды.

    2. Уважаемая Анна Сергеевна!
      Спасибо за вопрос. В своей методической статье я отмечаю важность домашних экспериментальных работ, ведь выполнение опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, а также способствует развитию познавательного интереса и творческих способностей школьников, формирует у них экспериментальные умения и навыки. Примерами домашних практических работ могут послужить следующие работы: “Гибкая вода” (когда наэлектризованный шерстяным свитером предмет притягивает струйку воды), “”Пять этажей” (когда в сосуд наливаются несколько жидкостей с разной плотностью), “Всплывающее яйцо” (ребята должны изменить плотность воды, посолив ее, чтобы яйцо всплыло) и т.д. Подобные домашние работы актуализируют учебный материал, делают его практически значимым.

  9. Каков % обучающихся могут качественно и самостоятельно подготовить исследовательский проект?

    1. Уважаемая Наталия Александровна! Спасибо за вопрос.
      Если говорить о качестве, то примерно пятая часть учащихся делают это достойно. При направляющей роли учителя, естественно, этот процент повышается. В данном случае я не говорю о практической помощи. Эта помощь носит рекомендательный характер. Учитель – координатор действий ученика.
      Кроме того, процент учащихся, которые могут самостоятельно и качественно подготовить проект увеличивается, когда идет разработка группового проекта. Процентов шестьдесят-семьдесят мотивированных учеников достойно справляются с задачей, стоящей перед ними.

  10. Добрый день, Наталия Ивановна! В стандартах нового поколения особое место отводится исследовательской и проектной деятельности обучающихся, Формированию каких качеств у обучающихся способствует включение ребенка в исследовательский поиск?

    1. Уважаемая Елена Ивановна! Спасибо за вопрос. Жизнь постоянно сталкивает нас с проблемами, ставит перед нами задачи. От того, насколько сформированы способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решения, умения анализировать ситуации, генерировать новые идеи – в дальнейшем определит качества жизни выпускника. На своих уроках, в том числе на уроках-исследованиях, я стараюсь формировать у учащихся способность к анализу, осмыслению, принятию решений.

  11. Расскажите о дидактических многомерных технологиях.

  12. Уважаемая Наталия Ивановна! Не секрет, что выполнение исследовательской работы требует существенных затрат времени как учителя, так и ученика, и выкроить для этого время на уроке очень сложно. Как Вы выходите из этого положения?

    1. Уважаемая Татьяна Александровна! Спасибо за вопрос.
      На самом деле, когда в эту работу погрузишься, это уже требует гораздо меньших временных затрат, поскольку у учащихся сформированы необходимые навыки, алгоритм действий. От учителя требуется основательно при подготовке к уроку определить проблемные вопросы, от которых можно оттолкнуться и организовать исследовательскую работу на уроке. Наверное, учителю физики иначе работать невозможно, поскольку сама наука предполагает наличие эксперимента. Важно связать это с исследованием.

  13. Здравствуйте, уважаемая Наталия Ивановна! Ваши ученики-старшеклассники разрабатывают физические электронные журналы, сайты. Где можно посмотреть их работы?

    1. Уважаемая Евгения Александровна!
      Примеры физических журналов приведены на моем сайте, в том числе, в разделе “Методический семинар” (в нижней части поля”, а также во вкладке “Работы учащихся”. Пример разработанного учащимися сайта по разделу физики “Механика” – в презентации к методическому семинару. Спасибо за вопрос!

    1. Уважаемая Лариса Викторовна! Для реализации системно-деятельностного подхода в образовании учителю необходимо пересмотреть свои взгляды на организацию и построение урока. В первую очередь, определить технологии, которые необходимо использовать и которые составляют основу системно-деятельностного подхода. Серьезно подойти к их изучению, опирать на теоретические основы, опыт коллег, и применять их в своей деятельности. Спасибо за вопрос.

  14. Уважаемая Наталия Ивановна ,меня заинтересовали примеры исследовательских проектов, они актуальны и необходимы в учебном процессе. Только хочу заметить, что в текстах некоторых проектов есть ошибки, повторения и т.д (пр.”Влияние компьютера на личность школьника”и др.)

    1. Уважаемая Наталия Алексеевна! Спасибо за комментарий. Если я Вас правильно поняла, Вы имеете в виду одинаковую методику отрицательного влияния на личность ребенка сотового телефона. компьютера, компьютерных игр. Но я не вижу в этом проблемы. Считаю этот подход достаточно эффективным, чтобы добиться до сознания учеников.

  15. Наталия Ивановна, а Вы уже перешли на стандарты нового поколения в 7-9 классах?

    1. Елена! Спасибо за вопрос. На стандарты нового поколения в основном звене школе предстоит осуществлять переход только в следующем учебном году, но, понимая важность вопроса, уже сейчас переосмысливаю роли учителя, ученика. Особое внимание уделяю технологической составляющей урока. В этой связи в основе моей деятельности лежит системно-деятельностный подход, который является ведущей идеей новых стандартов

      1. Спасибо. Но в Вашей рабочей программе 7-9 классов не упоминается о системно-деятельностном подходе.

  16. Добрый день,Наталия Ивановна! Расскажите о дидактических многомерных технологиях.

    1. Уважаемая Лариса Викторовна! Вы также спрашиваете меня о дидактических многомерных технологиях.В своей деятельности использую логико смысловые модели (даже на начальном этапе изучения физики). Это помогает систематизировать материал, структурировать его, установить связи между изучаемыми процессами, величинами и т.д.

  17. Здравствуйте, Наталия Ивановна! Какими приемами Вы мотивируете детей к исследовательской деятельности?

    1. Уважаемая Наталия Витальевна!
      Основным пунктом своей работы по использованию исследовательской технологии считаю опору на бытовой опыт учащихся. Важно повернуть его в русло исследования, и это даст определенные результаты.

  18. Здравствуйте, Наталия Ивановна! Даёте ли Вы возможность детям выбирать тему для исследования? Какие темы их интересуют?

    1. Уважаемая Лилия Валерьевна! В рамках внеурочной деятельности я предоставляю ученикам такую возможность. Ребята разрабатывают проекты,темы которых их в большей степени заинтересовали. Чаще всего, это практико-ориентированные или интегрированные проекты. Спасибо за вопрос.

      1. Наталия Ивановна, большое спасибо за ответ!

      2. Спасибо, Наталия Ивановна! Хочу продолжить наш диалог. Мои ученики с интересом реализовали следующие проекты: “Природа родного микрорайона моими глазами”, “Истоки семейных традиций”, “Мой классный журнал “ЧиП” (человек и природа)”. А какова область интересов ваших учеников?

        1. Уважаемая Лилия Валерьевна! В продолжение нашего диалога хочу заметить, что темы, разработанные Вашими учениками, имеют довольно-таки широкий спектр. В этом – преимущество учителя начальных классов. К сожалению, у учителей-предметников такой возможности нет, но, тем не менее, я все-таки нахожусь в более выгодных условиях, потому что физика – практико-ориентированный предмет. В этой связи у нас с ребятами имеется много возможностей и наработок именно практико-ориентированного характера. Это проекты “Физика и безопасность дорожного движения”, “Дом моей мечты”, “Компьютер и здоровье человека: анализ совместимости” и т.д.

  19. Уважаемая Наталия Ивановна, добрый день. Системно-деятельностный подход в обучении отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса. Обучение должно вести за собой развитие. Какие принципы Вы применяете для построения урока в рамках системно- деятельностного подхода?

    С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.

    1. Уважаемая Татьяна Юрьевна!
      Спасибо за вопрос!
      Для построения урока в рамках системно-деятельностного подхода использую следующие принципы. Конечно, принцип деятельности: ученики лучше усваивают, если сами становятся участниками образовательного процесса. Принцип минимакса, основанный на том, что учитель должен предложить учебный материал на максимальном уровне, а ученик – усвоить его на уровне своих возможностей. Конечно, принцип творчества, предполагающий развитие творческих способностей, креативности мышления, необходимые в жизни. Это основные принципы, на которых базирую свою деятельность.

  20. Уважаемая Наталия Ивановна, Вы в своей статье пишете, что вовлекаете наиболее заинтересованных учащихся в проектно – исследовательскую деятельность. А как Вы работаете с учащимися, имеющими низкую мотивацию к изучению предмета?

    1. Уважаемый Александр Михайлович!
      Спасибо за вопрос. Для детей, имеющих низкую скорость восприятия учебного материала или для слабо мотивированных учеников, задания подбираю таким образом, чтобы они могли с ними справиться. Ведь успех, испытанный в результате преодоления трудностей, пусть и малых, дает мощный импульс к повышению познавательной активности: у учащихся появляется уверенность, желание самореализоваться. Естественно, здесь не обходится без обучающих карточек, карточек-подсказок, занятий-консультаций.

  21. Наталия Ивановна, каким образом применение исследовательской деятельности учащихся на уроках физики способствует подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах?

    1. Уважаемая Лариса Викторовна!
      Естественно использование исследовательской технологии отражается на результатах, ведь когда самостоятельно что-то исследуешь, изучаешь, делаешь своими руками, то и запоминается это намного лучше. Спасибо за вопрос.

  22. Уважаемая Наталия Ивановна, хорошо заниматься исследовательской деятельностью с мотивированными детьми. А как организовать работу в рамках исследовательской деятельности с детьми немотивированными,слабыми, социально запущенными и т.д.?

    1. Уважаемая Наталья!
      Спасибо за вопрос.
      В исследовательскую деятельность на уроке включаю всех ребят: а детей, имеющих недостаточную учебную мотивацию или низкую скорость восприятия учебного материала – особенно активно вовлекаю. Отталкиваюсь, в первую очередь, от приобретенного ими в жизни опыта, наблюдений. Конечно, таким ребятам требуется большая помощь учителя. Но все-таки, это помощь координационного и направляющего характера. Успех, который испытывают ребята в ходе, пусть даже самого простого исследования, повышает их познавательную активность и является мощным стимулом в учебе: у учащихся появляется уверенность, желание самореализоваться.

  23. Наталия Ивановна, как Вы отметили, физика – наука экспериментальная. Какие исследовательские проекты с использованием оборудования кабинета физики выполнили учащиеся 10-11 классов? И достаточно ли оснащён кабинет физики в Вашей школе необходимым оборудованием?

    1. Уважаемая Евгения Александровна!
      Спасибо за вопрос!
      Конечно, я сожалею о том, что в физической лаборатории нашей школы нет инновационного оборудования. Хотелось бы иметь лаборатории L-микро, “Архимед” и тд. Но все-таки, в лаборатории достаточно демонстрационного и лабораторного оборудования для организации экспериментальной деятельности.
      Правда, не всегда есть возможность провести эксперимент, заглянуть в нано-мир, и в этом случае на помощь часто приходят общедоступные ЭОР, ЦОР. На данный момент существует масса качественных интернет-ресурсов, которые позволяют быстро и на высоком уровне спроектировать урок. Кроме того, в своей работе активно использую интерактивные курсы «Открытая физика», «Живая физика», которые дают возможность учащимся представить изучаемый материал наглядно, самому провести имитацию физического явления. Особенно часто эту работу организую в старших классах. Здесь эта возрастная категория учащихся имеет возможность построения графических зависимостей и т.д.

  24. Здравствуйте! Сотрудничают ли ваши ученики с обучающимися из других школ при составлении проектов?

    1. Увжаемый Дмитрий!
      К сожалению, до этого учебного года в практике моей работы этого не было. В этом году, когда мы участвовали в научно-практической конференции “Грани творчества”, определили для себя это задачей и даже нашли себе партнеров для выполнения интегрированных проектов. Будем работать!!! Спасибо за вопрос.

    1. Уважаемая Ирина Михайловна!
      Без использования метапредметных связей интереса к изучению физики трудно добиться. Конечно, это связь с математикой, биологией, химией, технологией, ОБЖ, информатикой. Это актуализирует изучаемый материал, мотивирует учащихся.

  25. Уважаемые коллеги!
    Я благодарна Вам за активное участие в обсуждении моих материалов. Буду рада, если они найдут применение в практике своей работы!
    Очень интересно было познакомиться с Вашими материалами. Спасибо!

Обсуждение завершено