Виртуальная лаборатория Калугиной Анны Сергеевны

← назад

kalugina
Калугина Анна Сергеевна
учитель русского языка и литературы
М.Горьковский филиал МБОУ Туголуковская СОШ Жердевского района
 rasporka-dlya-tablicy
Ссылка на электронное портфолио
http://annakalugina.ru/

52 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Калугиной Анны Сергеевны

  1. Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей странице. Буду рада ответить на ваши вопросы!

  2. Добрый день, Анна Сергеевна. Большое спасибо за материал. Было очень интересно познакомиться с вашим опытом работы. Анна Сергеевна, скажите пожалуйста как на ваш взгляд можно ли использовать проблемное и диалоговое обучение в среднем звене?

    1. Нина Юрьевна, спасибо за вопрос. В среднем считаю звене считаю также целесообразным использовать проблемное и диалоговое обучения, в ходе которых школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться.

  3. Здравствуйте, Анна Сергеевна! В своей статье вы рассказали, как формируете коммуникативную компетенцию на уроках. А во внеурочной деятельности работа продолжается? Какая работа ведётся?

    1. Уважаемая Татьяна Александровна.Конечно, работа по развитию коммуникативной компетенции не ограничивается работой на уроке. Мной разработана программа дополнительного образования «Школьный театр». Также в школе проводятся литературно-музыкальные вечера, в которых дети принимают активное участие.

  4. Уважаемая Анна Сергеевна, как долго Вы работаете над этой проблемой и есть ли какие-либо конкретные результаты Вашей деятельности?

    1. Уважаемая Валентина Александровна, работа по развитию коммуникативной компетенции у обучающихся велась всегда. С введением ФГОС эта работа стала актуальной. Дети стали активнее принимать участие в конкурсах, олимпиадах.

  5. Добрый день, Анна Сергеевна, с помощью каких технологий Вы формируете коммуникативную компетенцию у своих учащихся?

    1. Лариса Викторовна, на своих уроках я применяю игровые технологии, технологию проблемного обучения, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии в среднем звене наиболее эффективными в своей работе считаю элементы игровых технологий.

      1. Анна Сергеевна, спасибо за Ваш ответ. Скажите, пожалуйста, можно ли использовать игровые технологии на каждом уроке?

        1. Уважаемая Лариса Викторовна, я считаю, что использовать игры на каждом уроке нецелесообразно. Есть определённые условия использования игры на уроке: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока, доступность для учащихся данного возраста,
          умеренность в использовании игр на уроке.

  6. Добрый день, Анна Сергеевна. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к методике РКИ?
    С уважением, Александр Михайлович Кунев.

    1. Уважаемый Александр Михайлович. Методика преподавания русского языка как иностранного в нашей школе неактуальна, несмотря на то что в нашей школе есть дети-выходцы из стран ближнего зарубежья. Проблема незнания русского языка перед нами не стоит.

  7. Здравствуйте, уважаемая Анна Сергеевна! Традиционная методика не направлена на формирование коммуникативной потребности, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Обучающиеся не умеют использовать речью на практике. Вы говорите о тех видах деятельности, которые помогают Вам формировать коммуникативные навыки. Хотелось бы узнать о мотивационных приемах развития речевых навыков, используемых Вами?

    1. Уважаемая Евгения Александровна.Я согласна с Вами, что традиционная методика не направлена на формирование коммуникативной потребности, но, согласитесь, что работа по развитию речи обучающихся велась всегда. Современные дети, действительно, часто не умеют грамотно выразить свою мысль. В своей работе я использую следующие приёмы мотивации: языковые и ролевые игры, создание проблемной ситуации, совместный анализ результатов работы, различные действия выбора (выбор заданий по уровню сложности, по содержанию..), система интересных вопросов, юмор и другие.

  8. Уважаемая Анна Сергеевна!
    Меня заинтересовала Ваша работа по формированию коммуникативной компетентности учащихся. Бесспорно, уроки русского языка и литературы представляют в этом направлении безграничное поле деятельности, но, в то же время, глубоко убеждена, что это направление в работе учителя любого предмета очень важно, и не только потому, что формирование коммуникативной компетентности предусмотрено Стандартом. Для успешной социализации выпускников в обществе важно уже в школе сформировать у ученика на должном уровне речемыслительную деятельность, навыки учебного сотрудничества и т.п.
    Считаю, что для решения этой задачи при проектировании урока большие возможности открывает организация групповой деятельности обучающихся. Вы в своей работе отмечаете, что групповые дискуссии используете в старших классах. Практикуете ли групповые формы работы в основной школе? Если да, то насколько часто Вы это делаете?

    1. Уважаемая Наталия Ивановна. Групповую работу в среднем звене я использую. К сожалению, наполняемость наших классов такова, что не всегда позволяет использовать этот метод работы.

    1. Уважаемая Лариса Викторовна. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

      1. Большое спасибо Вам за ответ, мне было интересно познакомиться с Вашим опытом работы

  9. Здравствуйте, Анна Сергеевна, мы наблюдаем примеры «возможности свободно говорить и писать о чём бы им хотелось» в социальных сетях, и при этом дети отлично друг друга понимают, не утруждая себя соблюдением норм русского языка. Как же в этих условиях сохранить и развить дар слова в современном интерактивном сообществе?

    1. Валентина Владиславовна, вопрос действительно актуальный, я и сама не раз задавалась им. Поэтому я являюсь активным пользователем соцсетей и общаюсь со своими учениками. Своим примером я показываю, как нужно и можно общаться грамотно в сети.

      1. Анна Сергеевна, достаточно ли одного Вашего личного примера для формирования грамотности учащихся при общении в социальных сетях?

        1. Алевтина Владиславовна. Конечно, одного личного примера недостаточно. В нашей школе регулярно проводятся классные часы по информационной безопасности и грамотности использования сети-Интернет, на уроках информатики также проводится такая работа.

  10. Уважаемая Анна Сергеевна!
    Ваш подход к формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы достаточно интересен.
    Одним из средств формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы вы определяете межпредметные связи. Очень часто педагоги не видят разницы между уроком с использованием межпредметных связей и интегрированным уроком. Как бы Вы определили существенные признаки каждого из них? И что в практике Вашей работы преобладает: уроки с использованием межпредметных связей или интегрированные уроки? Что, на Ваш взгляд, более эффективно при решении задачи формирования коммуникативной компетенции у современных школьников?

    С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.

    1. Уважаемая Татьяна Юрьевна, разумеется, разница между интегрированными уроками и использованием на уроке межпредметных связей есть. Межпредметные связи учитель может использовать самостоятельно практически на любом уроке. Интегрированные же уроки проводятся совместно с учителями других предметов. Такой урок я использовала как открытый только однажды. Поэтому более эффективными в своей работе я считаю уроки с использованием межпредметных связей. А именно литературы.

  11. Уважаемая Анна Сергеевна, добрый день. Меня интересует, как Вы организуете работу в малых группах, что это Вам дает в формировании коммуникативной компетенции?

    1. Уважаемая Лариса Николаевна, при работе в малых группах чаще всего использую игровые методики. А также при использовании методики проблемного обучения и проектной деятельности.

  12. Уважаемая Анна Сергеевна, каким образом Вы оцениваете сформированность коммуникативных умений своих учащихся?

    1. Уважаемая Лариса Викторовна.
      Для оценивания сформированности коммуникативных компетенций использую следующие методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.
      Но самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

  13. Здравствуйте, Анна Сергеевна! Скажите, пожалуйста, как Вы формируете коммуникативные компетенции во внеурочной деятельности?

    1. Уважаемая Лилия Валерьевна. Конечно, работа по развитию коммуникативной компетенции не ограничивается работой на уроке. Мной разработана программа дополнительного образования «Школьный театр». Также в школе проводятся литературно-музыкальные вечера, в которых дети принимают активное участие.

      1. Анна Сергеевна, спасибо за ответ. Я рада, что мы с Вами являемся единомышленниками в организации школьного театра. Мною разработана программа дополнительного образования “Дебют”, где обучающиеся имеют возможность реализовать свои способности в театральной деятельности. Я тоже считаю удачной эту работу для формирования коммуникативной компетенции.

  14. Здравствуйте, Анна Сергеевна. Как Вы используете информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы? Способствует ли это повышению познавательной деятельности активности Ваших учеников? Какие из перечисленных Вами приёмов по формированию коммуникативных компетенций Вы считаете приоритетными в своей работе? Спасибо за ответ.

    1. Здравствуйте, Ольга Алексеевна. На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков русского языка и литературы. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Планирую создать банк презентаций для дальнейшего их использования. Также использую ресурсы сети Интернет.
      Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность обучающихся в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени.

  15. Здравствуйте, Анна Сергеевна.
    На уроках развития речи “важным этапом должно стать задание по созданию собственного текста” художественного или публицистического стилей. Какие темы Вы предполагаете учащимся для письменных высказываний?

    1. Уважаемая Ирина Михайловна. Работу с текстом я начинаю с первых уроков 5 класса. В старших классах мы больше работаем с текстами публицистического стиля, так как этого требует подготовка к ГИА и ЕГЭ. В среднем звене дети создают тексты и художественного, и публицистического стилей. Особенно детям нравится работа с картинами. Темы для сочинений предлагаю самые различные, но чаще всего на нравственные вопросы.

      1. Уважаемая Анна Сергеевна. На уроках русского языка и литературы ребята выражают “свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному”. Иногда наблюдаются высказывания школьников по какой-либо проблеме, отличные от общепринятой точки зрения. (например, Чичиков – положительный герой, ведь он накопил деньги для своих будущих детей. Полковник прав, наказывая солдата за побег, ведь в армии должна быть строгая дисциплина (“После бала”)). Поощряете ли Вы подобные высказывания, предоставляя детям возможность “свободно говорить и писать о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует”?

  16. Уважаемая Анна Сергеевна, добрый день. Вы очень подробно остановились на технологиях, методах и приемах формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка, но недостаточно раскрыли как Вы отслеживаете сам процесс. Поэтому, остановитесь немного подробнее на аспекте оценивания процесса формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка. Спасибо

    1. Уважаемая Елена.
      Для оценивания сформированности коммуникативных компетенций использую следующие методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.
      Но самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

  17. Уважаемая Анна Сергеевна!
    В статье Вы отмечаете значимость работы с мини-текстами. Согласна с Вами в том, что составление мини-текстов «развивает письменную речь и формирует мыслительную деятельность». В своей деятельности также использую эту форму работы, поскольку считаю, что это способствует еще и актуализации учебного материала.

    1. Наталия Ивановна, спасибо за комментарий.

  18. Добрый день, уважаемая Анна Сергеевна!Познакомилась с опытом вашей работы и хотелось бы узнать : какие из перечисленных Вами приемов по формированию коммуникативных компетенций Вы считаете приоритетными в своей работе?

    1. Уважаемая Наталия.
      Одной из важных работ по формированию коммуникативной компетенции я считаю работу с текстом. При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Работа с текстом – это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.

    1. Уважаемая Лариса Анатольевна. Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
      В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология “критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
      Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

      Методы, ориентированные на устную коммуникацию
      Все виды пересказа
      Все формы учебного диалога
      Доклады и сообщения
      Ролевые и деловые игры
      Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
      Обсуждение, дискуссия, диспут
      Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
      Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
      Сочинения и изложения
      Подготовка заметок и статей в СМИ
      Телекоммуникационные тексты, сообщения
      Участие в конкурсах сочинений

  19. Спасибо за ответ, Анна Сергеевна. Правильная организация уроков с использованием инновационных технологий требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Используете ли Вы дифференцированный подход к результатам каждого обучающегося

    1. Евгения Александровна. Спасибо за вопрос.
      Я на уроках даю дифференцированный материал для обучающихся, следовательно, и к результату каждого обучающегося подхожу дифференцированно.

  20. Уважаемая Анна Сергеевна, как вы считаете, достаточно ли в школьных учебных пособиях заданий, направленных на формирование коммуникативной компетенции школьников?

  21. Анна Сергеевна! В настоящее время культура речи наших детей оставляет желать лучшего. В связи с этим к Вам вопрос: Какие методы и формы Вы используете в борьбе с молодежным сленгом?

  22. Уважаемые коллеги! Спасибо вам за сотрудничество, за все интересные вопросы, что мне задали.

Обсуждение завершено