Виртуальная лаборатория Климонтовой Татьяны Александровны

← назад

klimontova
Климонтова Татьяна Александровна
учитель химии и биологии
Шапкинский филиал МБОУ Мучкапской СОШ Мучкапского района
 rasporka-dlya-tablicy
Ссылка на электронное портфолио

48 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Климонтовой Татьяны Александровны

  1. Доброе утро, уважаемые коллеги!
    Рада приветствовать вас на виртуальном методическом семинаре!
    С удовольствием отвечу на все интересующие вас вопросы!

  2. Уважаемая Татьяна Александровна! С интересом познакомился с Вашей статьей, и у меня возник ряд вопросов. Скажите, пожалуйста, по какому принципу происходит формирование команд (групп) учащихся? Учитываете ли Вы индивидуальные особенности учащихся или группа создается по их желанию? При работе над разными темами состав групп меняется или остается постоянным?
    С уважением, Кунев Александр Михайлович.

    1. Александр Михайлович! Команды я стараюсь формировать разнородные, чтобы в каждой группе был сильный ученик, тогда проще организовывать в них работу. Но состав групп не постоянный, чтобы не было деления классов на “своих” и “чужих”. Использую прием “подбор групп под лидера”.
      Но в последнее время прихожу к выводу, что группа должна формироваться и случайным образом (например, дети вынимают из мешочка фигурки из картона и на основании сходства фигур, либо цвета быстренько формируется группа). Дети должны быть готовы к тому, что в жизни мы далеко не всегда можем выбирать свое окружение. Поэтому надо учиться работать в любом составе. Но помощь учителя группам при таком принципе может существенно возрасти.

      1. Татьяна Александровна, спасибо за подробный ответ. Скажите, пожалуйста, каковы критерии оценивания деятельности учащихся в групповой работе?

        1. Во-первых, я определяю, когда оценивание работы в группах целесообразно, а когда нет. Например, во время изучения новой темы, оценивание целесообразно не всегда. Если же речь идет о закреплении или повторении материала, то оценивание просто необходимо. Перед началом работы всегда знакомлю учащихся с критериями оценивания. Они примерно такие: 1) правильность изложения материала; 2) логика изложения материала, четкость; 3) культура изложения; 4) дополнение ответов других групп; 5) поведение в группе, умение работать в команде на общий результат.

  3. Уважаемая Татьяна Александровна!
    В своей методической разработке Вы обозначаете актуальность экспериментальной работы на уроках химии, биологии. Однако, проведение эксперимента не всегда возможно реализовать на уроке ввиду отсутствия каких-либо препаратов или использования препаратов, представляющих опасность для здоровья. А «заглянуть» внутрь атома, рассмотреть его строение и т.д. – вообще не представляется возможным. В этой связи – вопрос: насколько активно Вы используете мультимедиа-ресурсы?

    1. Наталия Ивановна! Я с Вами согласна, не всегда есть такая возможность, но в настоящий момент оснащение моего кабинета химии и биологии позволяет мне использовать ЭОР. Я их достаточно активно использую.

  4. Какие формы активизации познавательной деятельности Вы используете на своих уроках?

    1. Для активизации познавательной деятельности считаю важным использование ИКТ, дидактические игры, проблемные ситуации, применение творческих заданий (составление кроссвордов, сочинение сказок о каком-нибудь биологическом объекте, выполнение рисунков, составление опорных схем), проведение предметных недель и внеурочных мероприятий по биологии и химии. Таких методов очень много, это только часть из того, что я использую.

  5. Для достижения высоких результатов в обучении необходимо создать положительную мотивацию у обучающихся. Каким образом Вы мотивируете обучающихся?

    1. Дмитрий Анатольевич! В первую очередь, стараюсь вовлекать их в разнохарактерную деятельность, использую ситуацию “успеха”, обращение к личному опыту ученика, активные формы и методы обучения. К сожалению, содержательно и иллюстративно бедный материал учебников не обладает мотивирующей силой и не способствует побуждению интереса ученика, поэтому активно использую современные ЭОР, видеозаписи, фотографии и прочее.

  6. Используете ли Вы на уроках информационные технологии и как Вы их используете?

    1. Дмитрий Анатольевич! Я считаю, что главное достоинство информационных технологий на уроке химии в использовании их при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого. Широкое использование анимации, химического моделирования с применением компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств.

  7. Уважаемая Татьяна Александровна, какая технология развивающего обучения является для Вас приоритетной?

    1. Алевтина Владиславовна! Чтобы сделать радостным и творческим процесс познания, привлечь детей к самостоятельному получению знаний, я в большей степени отдаю предпочтение технологии проблемно-развивающего обучения, направленную на активизацию мыслительной и творческой деятельности учащихся.

      1. Татьяна Александровна,у Вас очень высокие результаты по ЕГЭ. Поделитесь, пожалуйста, методическими приёмами, которыми пользуетесь?

        1. Алевтина Владиславовна!” Главное, это “глубокое погружение” в предметы , и большие затраты личного времени. Альтернативы этому пока ещё не нашла.

  8. Татьяна Александровна, спасибо за представленную методику вашей работы. Хотелось бы узнать, а какие инструменты оценивания сформированности УУД обучающихся, о которых пишите в статье, вы используете на своих уроках?

    1. Большая часть методов и форм организации контроля и оценки (устные опросы, контрольные работы, тестирование и т.д.), используемых сегодня направлена на определение уровня достижения предметных результатов, а основополагающим требованием ФГОС является сформированность УУД. Одним из главных инструментов, позволяющим оценить сформированность УУД, на мой взгляд, является выполнение заданий комплексного характера, требующих от учащихся умения работать с информацией, осуществлять пошаговый самоконтроль и коррекцию своих действий, способность решать учебно-практические задачи.

  9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при подготовке к ЕГЭ ?

    1. Уважаемая Вера! При подготовке к ЕГЭ самые большие трудности для меня – недостаток времени. Ни для кого не секрет, что только на уроках подготовиться к ЕГЭ и ГИА практически невозможно. Я использую внеурочное время для дополнительной работы со своими учениками, (не имею ввиду репетиторство, никаких платных услуг я не оказываю).

  10. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Александровна!
    Скажите пожалуйста, с какими проблемами Вы сталкиваетесь при организации работы учащихся в команде?

    1. При организации работы учащихся в командах я сталкиваюсь с такими проблемами: – есть ученики, которые не всегда активны в работе, а отсиживаются, скрываясь за спинами более ответственных и подготовленных одноклассников; – иногда при обсуждении проблем бывает шумно и сложно переключить внимание с работы в группах на общую дискуссию: – оценивание учащихся. Как это сделать максимально объективно, учитывая при этом реальные затраты каждого ученика. – Непросто определить временные рамки, отводимые на выполнение задания. И вообще, организация групповой работы дело времязатратное, требующее большой подготовки.

  11. Уважаемая Татьяна Александровна!
    Я обратила внимание на Вашем сайте на информацию о результатах ЕГЭ Ваших учеников. Считаете ли Вы, что использование технологии развивающего обучения позволяет достичь таких результатов. Или есть еще «секреты»?

    1. Наталия Ивановна! Я думаю, что это все же результат моей работы по технологии развивающего обучения, «глубокое погружение» в предметы , и очень много личного времени, которого я не жалею для детей при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ. На уроках подготовиться к ЕГЭ, в том числе и олимпиадам невозможно. А еще я хочу привести меткую метафору Ю.К.Бабанского: «Оптимальные образовательные результаты могут быть достигнуты только при возникновении так называемого педагогического резонанса». А резонанс может возникнуть только при совпадении усилий учителя с собственными усилиями ребенка по своему обучению и развитию. Я считаю, что мои усилия совпадают с усилиями моих учеников. В этом и есть «секрет» нашего успеха ( имею ввиду успех учителя и учеников).

  12. Здравствуйте, Татьяна Александровна! Ответьте, пожалуйста, в чё Вы видите “плюсы” здоровьесберегающих технологий в развивающем обучении?

    1. Наталия Ивановна! Я думаю, что это все же результат моей работы по технологии развивающего обучения, “глубокое погружение” в предметы , и очень много личного времени, которого я не жалею для детей при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ. На уроках подготовиться к ЕГЭ, в том числе и олимпиадам невозможно. А еще я хочу привести меткую метафору Ю.К.Бабанского: “Оптимальные образовательные результаты могут быть достигнуты только при возникновении так называемого педагогического резонанса”. А резонанс может возникнуть только при совпадении усилий учителя с собственными усилиями ребенка по своему обучению и развитию. Я считаю, что мои усилия совпадают с усилиями моих учеников. В этом и есть “секрет” нашего успеха ( имею ввиду успех учителя и учеников).

      1. Извините, Лилия Валерьевна! Данный ответ предназначался Давыдовой Н.И.
        Отвечаю на ваш вопрос. Здоровьесберегающие технологии помогают созданию психологической комфортности процесса обучения, позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом их личностных возможностей.

        1. Татьяна Александровна, спасибо за ответ.

  13. Уважаемая Татьяна Александровна, а по каким учебникам Вы работаете в 5-9 классах (как они поддерживают технологию развивающего обучения?)?

    1. Я преподаю биологию с 8 класса, использую учебники линии Пономаревой. Они не предназначены для применения конкретных технологий, я их стараюсь адаптировать под используемую мной технологию.

  14. Татьяна Александровна, в своей статье Вы пишите, что применение разнообразных педагогических приемов и методов позволяет решить проблему мотивации интереса учащихся к изучению химии и биологии. А какой по Вашему мнению самый действенный метод и почему?

    С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.

    1. Считаю, что очень важно для мотивации учащихся раскрыть ученику личностный смысл знаний, полученных на уроках биологии и химии.

  15. Уважаемая Татьяна Александровна.
    В своей статье Вы указываете, что в организации работы с детьми необходимо учитывать такие психофизиологические характеристики, как модальность и наличие или отсутствие выраженной функциональной асимметрии полушарий мозга. Как вы это делаете?
    С уважением, Анна Сергеевна.

    1. Анна Сергеевна! Определяю это способом педагогического наблюдения и в процессе педагогического эксперимента. Например, “визуал” при объяснении материала часто смотрит вверх, как будто представляет все. Аудиал проговаривает про себя, может повторить слово в слово то, что говорит учитель. Кинестетик постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте. Для педагогического эксперимента существуют специальные методики, например, методика М. Гриндера.
      Для определения Функционального доминирования полушарий мозга человека предъявляю набор из 9 карточек. На основании того, как они их раскладывают, какой смысл при этом вкладывают, определяю выраженность полушария. Но дополнительно использую методику- тестирование П.Торранса, Т. Ригеля, О.Болла.(США).

  16. Добрый день,уважаемая Татьяна Александровна! Как Вы оцениваете сформированность метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО.

    1. Моя задача заключается не в том, чтобы учить школьника биологии и химии, а в том, чтобы учить его с помощью биологии и химии. Для меня важно научить ребенка учиться, используя при этом разные способы получения информации.

  17. Уважаемая Татьяна Александровна! Добрый день, очень интересна используемая Вами технология. Уроки математики- благодатная почва для использования элементов технологии развивающего обучения. Использование приемов развивающего обучения в устной работе, повторении пройденного материала, нестандартных формах проведения уроках активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает творческое мышление. Интересно, какие виды заданий на развитие мышления используете Вы на своих уроках?

    1. На развитие мышления использую такие задания: 1) найти соответствие; 2) определить закономерность; 3) классифицировать; 5) сравнить; 6) обосновать. А также постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемные ситуации.

  18. Уважаемая Татьяна Александровна!
    Мне как учителю физики близок учебный эксперимент. Какие эксперименты Вы порекомендовали бы провести в рамках интеграции химии, физики, биологии в целях развития исследовательских умений?

    1. Наталия Ивановна, экспериментов, которые можно провести в рамках интеграции химии, физики и биологии, очень много, например «Изучение строения глаза человека», «Гальванический элемент как химический источник тока». Можно также рассмотреть изучение фундаментальных физико–химических процессов, обеспечивающих основу жизни организмов, но для проведения таких экспериментов, должна быть в школе серьезная лаборатория.

  19. Спасибо, Татьяна Александровна. Согласна с Вами: для раскрытия природных данных ребёнка очень важен благоприятный психологический климат на уроке. Как Вам удаётся создать такие условия?

    1. Во-первых, стараюсь осуществлять обучение каждого ученика на доступном для него уровне, учитывая психофизиологические особенности. В-вторых, создаю ситуацию успеха и эмоциональные разрядки. В- третьих, осуществляю смену видов учебной деятельности. Стараюсь развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию на уроке. Учителю необходимо создать единение в системе “учитель- ученик”.

  20. Уважаемая Татьяна Александровна!
    В условиях введения ФГОС ведущей идеей является компетентностный подход в образовании. Как Вы считаете, что входит в понятие «экспериментальная компетентность учителя химии»

    1. Главным считаю способность учителя организовать экспериментально-исследовательскую деятельность с учащимися, а для этого необходимо наличие исследовательских знаний и умений учителя, способность к планированию, целеполаганию.

  21. Уважаемая Татьяна Александровна! Какие трудности Вы испытываете при использовании технологии развивающего обучения и как Вы их решаете?

    1. Самая большая проблема – это трудоемкость данной технологии, поскольку требует подготовки множества разнообразных материалов, учитывающих разные психофизиологические особенности учащихся. Тем не менее, я постоянно подкрепляю арсенал своих средств разнообразным дидактическим материалом.

  22. Уважаемые коллеги! Было приятно с вами пообщаться. спасибо за интересные вопросы и за то, что нашли время познакомиться с опытом моей работы.Всего вам доброго!

Обсуждение завершено