Виртуальная лаборатория Якуниной Светланы Николаевны

← назад

yakunina
Якунина Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Пичаевская СОШ Пичаевского района
 rasporka-dlya-tablicy
Ссылка на электронное портфолио

45 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Якуниной Светланы Николаевны

  1. Доброе утро, Светлана Николаевна! Освоив технологию критического мышления на уроках чтения, планируете ли Вы ее использование на уроках математики, русского языка и других предметах. Или на остальных предметах Вы предпочитаете традиционную систему обучения?

    1. Приемы технологии критического мышления я использую практически на всех уроках в той или иной степени.Они дают возможность более творчески и продуктивно проводить уроки.

  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Мне понятна индивидуальная работа на стадии рефлексии. Скажите, пожалуйста, насколько эффективна на этой стадии работа в парах или группах. Чему всё-таки отдать предпочтение?

    1. На стадии рефлексии дети соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.Поэтому работа в парах и группах дает возможность обобщать полученную информацию и вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу. А предпочтение нужно отдавать тому, что детям больше нравится и смогут ли они выполнить задание. Естественно в 1 классе Вы не сможете составить кластер . Это лучше сделать в 3 или 4 классе.

      1. Светлана Николаевна, спасибо за ответ, но хотелось бы получить более развёрнутый ответ о работе в парах или группах.

    1. Использовать приемы критического мышления можно начинать использовать со 2 класса . В 1 классе есть ряд причин, по которым приемы данной технологии будит не продуктивными.

  3. Уважаемая Светлана Николаевна, каким образом Вы реализуете технологию критического мышления на своих уроках?С уважением Лариса Викторовна Палий

    1. Лариса Викторовна, я должна оговорится , что на уроках в начальной школе применяются приемы из данной технологии, которые способствуют развитию критического мышления у учащихся. Естественно , что построение урока сопровождается стадиями вызова, осмысления и рефлексии.

  4. Добрый день, Светлана Николаевна! Ознакомившись с опытом Вашей работы, хотелось бы уточнить, на каком этапе урока наиболее целесообразно использовать прием “Корзина идей”.

    1. Прием ” Корзина идей ” можно использовать на разных этапах. Как на стадии вызова , так и на стадии осмысления. На стадии осмысления собранные идеи рассматриваются и отбираются нужные.

  5. Добрый день, Светлана Николаевна ! Каков диагностический инструментарий, благодаря которому Вы оцениваете эффективность применяемой технологии?

    1. Эффективность работы по развитию критического мышления невозможно оценить без мониторинга. Трудность заключается в том, что в настоящее время отсутствуют надежные методики исследования этого вида мышления, особенно в начальной школе.Можно проверить развитие критического мышления по методике Замбацявичене Э.Ф
      В ней изучается : умение исключать лишнее; словесно–логическое мышление; умение обобщать; умение анализировать. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, которые были адаптированы мною с учетом программного материала начальных классов.
      1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных.
      2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения.
      3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
      4 субтест – выявление умения обобщать.

  6. Светлана Николаевна, как вы относитесь к приёму “6 шляп”. Если Вы его используете, то на каких уроках и на каких этапах урока?

    1. Прием ” 6 шляп” на мой взгляд ,учит точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Поэтому этот прием можно использовать в 3-4 классе при условии , что дети справятся с этим заданием. А использую я этот прием на стадии осмысления.

  7. Уважаемая Светлана Николаевна, в вашей статье вы подробно описываете ТРКМ на уроках литературного чтения. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к такому приёму, как чтение с остановками? На мой взгляд данный приём способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

    1. На фазе вызова на мой взгляд лучше использовать приемы “Верные и неверные утверждения”, ” Инсерт”, “Корзина идей”
      На фазе осмысления использую составление таблиц, ” Чтение с остановками”” 6 шляп”
      На фазе рефлексии “Синквейн”,” Кластер”

  8. Я часто использую прием ” Чтения с остановками” особенно во 2 классе. когда необходимо научить детей внимательно читать текст, с пониманием относиться к точке зрения другого человека.

  9. Добрый день, Светлана Николаевна! Ваша тема исследования мне очень интересна и знакома. Как именно вы осуществляете сотрудничество учителя и учащихся на уроках с использованием приемов технологии развития критического мышления?

    1. Цель учителя на таких уроках направлять усилия учеников в определенное русло, особенно в 1 и во 2 классах ;
      При использовании приемов из технологии критического мышления я создаю условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; даю учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
      подготавливаю новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

  10. Уважаемая Светлана Николаевна, какую роль играют используемые приёмы в формировании критического мышления данного класса, ведь эта технология рассчитана для старших школьников?
    Как учитываются возрастные особенности учащихся?

    1. Да, технология рассчитана на старших школьников, но мы ведь используем лишь приемы. А такие приемы, как ” Корзина идей”, ” Чтение с остановками “, ” 6 шляп”. помогают формировать критическое мышление у младших школьников .

      1. Спасибо. Светлана Николаевна, Вы выделили «нелюбимые задания», а какие задания для Ваших детей являются «любимыми»?

        1. Любимыми заданиями являются “Синквейн”, “Кластер”, в некоторый случаях ” Корзина идей”, где можно выдвинуть самую нелепую идею.

  11. Уважаемая Светлана Николаевна, каким образом Вы оцениваете сформированность личностных, предметных и метапредметных умений своих учащихся?

    1. Оценивая сформированность личностных,предметных и метапредметных умений , я использую карту использования типовых задач в оценке регулятивных универсальных действий,методику «Образец и правило»,методику “Корректурная проба” ,” Беседа о школе”(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина), методику “КТО Я? “(модификация методики Куна)

  12. Светлана Николаевна, в чём Вы видите преимущество данной технологии с учётом выявленных Вами трудностей?

  13. Необходимо сказать , что в начальной школе не применяется целиком технология, а только ее приемы. Поэтому в зависимости от уровня класса можно выбирать тот или иной прием. Преимущество в том, что в целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся полноправными участниками процесса обучения. На уроке присутствуют монологи, диалоги учащихся. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает боязнь получить за неправильный ответ неудовлетворительную оценку.

  14. Светлана Николаевна, спасибо за возможность познакомиться с опытом вашей работы по использованию технологии развития критического мышления в образовательном процессе. Хотелось бы узнать, каким образом вы организуете индивидуализацию процесса обучения на своих уроках с использованием данной технологии?

    1. Чаще всего это домашняя работа, когда ребенку предлагается составить таблицу ,”синквейн”или “кластер”

    1. Эти приемы можно проводить практически на всех уроках в начальной школе.

  15. Светлана Николаевна, Ваша работа по развитию критического мышления школьников очень интересна. В каком классе Вы начали вводить технологию Эдварда Боно «Шесть шляп мышления»? С чего начинали, как объясняли детям?
    С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.

    1. Эту технологию я вводила в конце 3 класса.Класс был поделен на 6 групп и каждая получила шляпы разных цветов. Было предложено классификация шляп
      Белая шляпа. Факты. Только то , что говорит автор.
      Жёлтая. Позитивное мышление. Всё хорошее ,даже в отрицательном герое.
      Черная. Проблема. Как можно помочь, что сделать, как поступить.
      Красная. Эмоции. Ваши ощущения, чувства. Отношение.
      Зеленая. Творчество. Представь, вообрази и тогда…
      Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
      Конечно необходимо смотреть на уровень подготовки данного класса.

  16. Здравствуйте, уважаемая Светлана Николаевна! Ваш опыт очень актуален. С развития критического мышления начинается формирование личности, способной мыслить самостоятельно.Каких результатов Вы достигли, используя технологию “Критического мышления”? Позволяет ли данная технология повысить качество усвоения знаний по литературному чтению?

    1. В 1 классе я проводила интегрированную работу Итоги показали, что 67% обучающихся имеют базовый уровень умений работать с информацией , 33% выполни работу выше базового.

      Детальный анализ результатов показал, что большинство детей овладели:
      Умением находить информацию 67% и 33% (12 чел.и 6 чел.)
      Умением анализировать обобщать информацию 72% и 28% (13 чел. и 5 чел.)
      Умением интерпретировать, преобразовывать информацию из одной формы в другую 78%и 22% (14 чел. и 4 чел.)
      Данная технология позволяет повысить качество усвоения знаний по литературному чтению. Дети внимательнее читают тексты. умеют анализировать поступки героев, умеют давать характеристики героям произведений.

  17. Светлана Николаевна, спасибо за ответ, поделитесь опытом ещё.Технология критического мышления предполагает групповую работу. По какому принципу вы делите детей на группы?

    1. Деление на группы зависит от постановки учебной задачи. Иногда дети разбиваются по группам по интересам, иногда по случайному выбору, иногда я сама определяю группы .

  18. В 1 классе я проводила интегрированную работу Итоги показали, что 67% обучающихся имеют базовый уровень умений работать с информацией , 33% выполни работу выше базового.

    Детальный анализ результатов показал, что большинство детей овладели:
    Умением находить информацию 67% и 33% (12 чел.и 6 чел.)
    Умением анализировать обобщать информацию 72% и 28% (13 чел. и 5 чел.)
    Умением интерпретировать, преобразовывать информацию из одной формы в другую 78%и 22% (14 чел. и 4 чел.)
    Данная технология позволяет повысить качество усвоения знаний по литературному чтению. Дети внимательнее читают тексты. умеют анализировать поступки героев, умеют давать характеристики героям произведений.

    1. Мне больше всего нравится использовать в своей работе такие приемы как ” Верные и неверные утверждения”, “Чтение с остановками “, ” Синквейн”.

    1. Спасибо за вопрос Наталия Александровна. Трудность заключается в том, что не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.Технология не всегда эффективна в слабых классах . Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые ( работа с большим объёмом информации).Большие моральные, временные и материальные затраты.

  19. Спасибо, Светлана Николаевна. Результат замечательный.

Обсуждение завершено