Виртуальная лаборатория Зверевой Ольги Алексеевны

← назад

zvereva Зверева Ольга Алексеевна
учитель русского языка и литературы
Землянский филиал МБОУ «Инжавинская СОШ» Инжавинского района

Ссылка на электронное портфолио
http://2015z.ucoz.ru/

40 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Зверевой Ольги Алексеевны

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую Вас в своей виртуальной лаборатории “Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы”. С удовольствием отвечу на все интересующие вопросы!

  2. Здравствуйте, Ольга Алексеевна, каков диагностический инструметарий при выявлении проблем развития чтения и письма?

  3. Здравствуйте, Ольга Алексеевна, скажите, пожалуйста, с какими трудностями встречается учитель, принявший решение использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы? Каковы причины этих трудностей, как их избежать? Какая у Вас сложилась система приёмов, методов и форм работы на каждой из стадий?
    С уважением, Александр Михайлович Кунев.

  4. Здравствуйте, Алевтина Владиславовна. Благодарю Вас за вопрос.На своих уроках я использую принципы разноуровневого и дифференцированного подхода, помогающие мне определить уровень интеллектуального и речевого развития

  5. Здравствуйте Ольга Алексеевна. При использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо на стадии вызова имеет большое значение время (ведь урок длится 45 минут!). обычно в течение 2-3 минут дети записывают ответы на вопрос, предложенный учителем, или собственные мысли по предложенной теме, или возникшие ассоциации. Как учителю поступить, если по истечении заданного времени дети продолжают активно работать?

  6. Здравствуйте, Александр Михайлович. Большое спасибо за вопрос. Современного ученика трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети постоянно испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. В чём причина? На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления, прежде всего, критического. в своей работе я использую приёмы, методы и формы, направленные на создание условий для свободного развития каждой личности.

  7. По каким критериям педагог может понять что цель достигнута и у ребенка развивается критическое мышление?

  8. Какое значение имеет данная тема для развития творческих способностей обучающихся?

  9. Считаете ли Вы что методы, описанные в вашей статье достаточны для полноценного развития критического мышления у школьников?

  10. Ирина Михайловна, благодарю Вас за вопрос.Стадия вызова позволяет актуализировать у обучающихся знания по данной теме, мотивировать к учебной деятельности. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. Целенаправленная учёба более эффективна, чем нецеленаправленная. Если дети продолжают активно работать, то необходимо дать возможность закончить свою работу.

  11. Здравствуйте, Ольга Алексеевна! Совершенно согласна с Вами, необходимо не только владеть информацией, но и критически её оценивать, осмыслить и применить.
    В чём Вы видите принципиальное отличие организационного момента на уроке от мотивационного начала урока?

  12. Дмитрий Анатольевич, спасибо за вопросы. Технология критического мышления способствует развитию коммуникативности, рефлексивности, креативности, мобильности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результатности своей деятельности. Обучающийся учится критически мыслить и воспринимать, анализировать новую информацию , творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Он сам отслеживает направления своего развития и определяет конечный результат. В своей статье я указала приоритетные методы развития критического мышления. Я считаю, что они, в достаточной мере, развивают критическое мышление детей.

  13. Ольга Алексеевна, технология развития критического мышления, действительно, является одной из эффективных педагогических технологий, позволяющих достигать образовательные результаты в соответствии с ФГОС. А какие универсальные учебные действия осваивают ваши ученики в процессе использования данной технологии на ваших уроках?

  14. Ольга Алексеевна, мне очень показался интересным Ваш опыт повышения грамотности учащихся. Эта тема актуальна и в начальной школе, какие приёмы развития критического мышления Вы порекомендуете использовать на первом уровне обучения?

  15. Ольга Алексеевна, говорят, что грамотность — черта врожденная. Согласны ли Вы с данным утверждением? А как Вы работаете над повышением грамотности своих учеников, ведь известно, что все на «пять» по русскому языку знать не могут?

    С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.

  16. Евгения Александровна, спасибо за вопрос. Я считаю, что организационный момент урока предназначен для создания у обучающихся рабочей настроенности и для быстрого включения детей в работу, а мотивационное начало урока призвано сконцентрировать внимание на изучаемом материале, заинтересовать детей, показать необходимость или пользу изучаемого материала.

  17. Добрый день, Ольга Алексеевна! Дети школьного возраста стали мало читать. Как Вы развиваете интерес детей к литературе?

  18. Здравствуйте, Елена Александровна, спасибо за внимание к моей статье. В процессе использования данной технологии остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

  19. Добрый день, Ольга Алексеевна! Технология развития критического мышления реализует системно-деятельностный подход и дает возможность получить высокие образовательные результаты. А изменились ли подходы к оцениванию в рамках используемой Вами технологии с учетом современных требований ФГОС?

  20. Алевтина Владиславовна, я с Вами полностью согласна, что эта тема актуальна и в начальной школе. Я могу Вам предложить использовать такие приёмы: “Что я знаю”, “Ассоциация”, “Верные-неверные утверждения”, “Нарисуй счастье”. Для 3-4 классов приемлемы “Напиши письмо” и “Письмо по кругу”.

  21. Уважаемая Ольга Алексеевна, ознакомилась с Вашей статьёй. На мой взгляд, проблема развития критического мышления обучающихся очень актуальна в современном образовании. Скажите пожалуйста, в чём особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления?

  22. Ольга Алексеевна. Скажите,что дает использование данной технологии учащимся и учителю?

  23. Здравствуйте, Ольга Алексеевна! Мне близки Ваши идеи, но интересует вопрос: “Как, развивая критическое мышление, не скатиться до “критиканства”, выискивания недостатков?

  24. Добрый день, Татьяна Юрьевна. Я согласна с данным утверждением. Я думаю, что каждый учитель русского языка мечтает о том, чтобы его ученики были грамотны. Я активно работаю над этой проблемой, применяя на своих уроках различные приёмы и методы: формирование у учащихся умения пользоваться орфографическим словарём, работа над ошибками, уроки развития речи, работа над словами с непроверяемыми гласными.

  25. Уважаемая Ольга Алексеевна!
    Ознакомилась с содержанием Вашей методической статьи. С технологией критического мышления также знакомилась. Согласна с Вами, что эта технология способствует воспитанию творческой, активной, мыслящей личности. Способность ученика к анализу, критическому осмыслению, применению информации в измененной ситуации – все это в наше время особенно актуально. Что помогает Вам выявить предрасположенность к критическому мышлению у учащихся?

  26. Уважаемая Ольга Алексеевна. Спасибо за ответ.
    На современном этапе школьного образования, вероятно, невозможно каждый урок построить по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Но и целесообразно применение приемов и методов технологий дает высокий познавательный результат. На Ваш взгляд, какие типы уроков (объяснение новой темы, закрепление изученного, повторение, итоговые) наиболее эффективны для использования ТРКМЧП?

  27. Здравствуйте, Валентина Александровна. Проблема читательской культуры в современном мире является актуальной, так как дети в последнее время всё меньше внимания уделяют литературе, отдавая предпочтение компьютерным технологиям. Основным организатором работы, способствующей вовлечению детей и подростков в процесс чтения, формированию интереса к книге, любви к литературе остаётся школа. На учительские плечи возлагается огромная задача и большая ответственность.Не только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Поскольку, чтение – это труд, потребность в чтении нужно воспитывать в человеке с детства. Желание читать передаётся только «из рук в руки», как эстафетная палочка. Процесс чтения должен приносить только положительные эмоции. У ребёнка должно появиться желание читать – насильно любовь к чтению привить не получится. Мы должны найти способ увлечь ребёнка чтением, а не заставлять его читать.

    Чтобы заинтересовать чтением, можно использовать некоторые «хитрости». Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интригующем и интересном месте. Для детей, которые умеют читать, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать её самостоятельно. Литература обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, сюжетам.

  28. Уважаемая Ольга Алексеевна!
    При использовании приема «Ассоциация», который направлен на развитие критического мышления, всем ли учащимся удается достичь высоких результатов?

  29. Анна Сергеевна, добрый день, благодарю Вас за вопросы. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления.Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.
    1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
    2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
    3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
    4. Критическое мышление есть мышление социальное.
    В своей презентации я отразила, что даёт использование данной технологии.
    Ученику:
    уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
    умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
    самостоятельно критически мыслить;
    видеть возникающие в реальной действительности проблемы и,
    используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
    четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
    быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
    грамотно работать с информацией.
    Учителю:
    – умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    – возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
    – стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
    – стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

  30. Добрый день, Лилия Валерьевна. Спасибо за интересный вопрос. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Задача педагога – интеллектуально организовать процесс, направить на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации.

  31. Уважаемая Ольга Алексеевна! Как Вы считаете, нужно ли учитывать уровень интеллектуальных возможностей отдельного ученика и возможностей класса при использовании технологии критического мышления?

  32. Уважаемая Евгения Александровна, спасибо за вопрос. При использовании технологии критического мышления необходимо учитывать уровень интеллектуальных возможностей как отдельных учеников, так и класса в целом.

  33. Добрый день, Лариса Анатольевна. В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:
    находить требующуюся информацию в различных источниках;
    критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
    систематизировать информацию по заданным признакам;
    переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
    видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
    находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
    устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
    уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
    уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума».

  34. Уважаемая Ольга Алексеевна, возникают ли у вас проблемы при формировании у обучающихся критического мышления и как вы их решаете?

  35. Лариса Викторовна, благодарю Вас за вопрос. В силу своих особенностей различные личностные, метапредметные и предметные результаты образования требуют использования различных процедур для оценки: самооценка, оценивание работы группой, классом. В конце урока можно провести анкетирование.

  36. Валентина Александровна, благодарю Вас за вопрос. При формировании у обучающихся критического мышления, конечно же, возникают трудности, которые связаны с неумением детей высказывать своё мнение, анализировать текст, отстаивать свою точку зрения. С целью решения данной проблемы часто на своих уроках применяю работу в группах, в парах, где каждый ребёнок может проявить свои способности.

  37. Ольга Алексеевна, применяете ли Вы приемы интеграции на уроках русского языка?

Обсуждение завершено