Виртуальная лаборатория Дубень Ларисы Викторовны

<< назад

Дубень Дубень Лариса Викторовна
Учитель истории и обществознания
МБОУ Сокольниковская СОШ
Моршанский район

Формирование метапредметных результатов посредством использования мультимедийных учебников на уроках истории

Статья:

“На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию”

Читать полностью >>

Презентация:

duben-prezentaciya

Смотреть презентацию >>

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=d23Bl3ToMOE&w=480&h=360]

39 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Дубень Ларисы Викторовны

  1. Уважаемая Лариса Викторовна! Темой Вашей статьи заявлено формирование метапредметных результатов посредством использования мультимедийных учебников на уроках истории. К сожалению, статья не открылась, поэтому ориентируюсь на содержание презентации. Скажите, какие конкретно универсальные учебные действия Вы формируете на уроках при помощи мультимедийных учебных пособий? Как Вы диагностируете результативность?

    1. Отвечаю на первый вопрос, познавательные, регулятивные в первую очередь, т.к. их можно быстро проследить с помощью выполнения заданий. Результаты вносятся в диагностическую карту обучающихся. Диагностика проходит в несколько этапов: 1. на уроке, 2. по изучению конкретного модуля, 3. по итогам триместра, полугодия ,4. по итогам года. Окончательным показателем является результаты ЕГЭ, ГИА, переводные экзамены.

  2. Уважаемая Лариса Викторовна! Ваш опыт несомненно ценен при работе в сельской местности, где ограничены образовательные ресурсы. В своей статье Вы сказали, что используете мультимедийные учебные издания “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. и “История России. ХIХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г., но данное пособие довольно устаревшее и в некоторых аспектах его даже не рекомендуют использовать. Материал данного пособия изложен до 1997 года, а КИМы последних лет содержат вопросы и по 2000-м годам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос – как в контексте нового ФГОС Вы будете использовать данное пособие? Всегда ли в Вашей работе используется данное пособие и как Вы структурируете его с материалом учебника? Спасибо за ответ.

    1. В контексте нового ФГОС данное пособие использую как дидактический материал, при создании проблемных ситуаций на уроке, как материал при проведении исследовательских, учебных проектов. Материал данного учебника я использую регулярно и он учтён при составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования, наряду с традиционным учебником.

      1. Спасибо за ответ, Лариса Викторовна. Хотелось бы уточнить момент, связанный с доступностью данного пособия для широкого пользования учащихся. Используете ли Вы еще какие-нибудь информационные ресурсы для проведения своих уроков? Спасибо.

  3. Уважаемая Лариса Викторовна! На Ваш взгляд, могут ли мультимедийные учебники заменить традиционные средства обучения?

    1. Уважаемый Владимир Викторович, мультимедийный учебник, на мой взгляд, является хорошим дополнением к традиционным средствам обучения, так как любое ТСО зависит от внешних и технических причин. В этот момент учитель работает с помощью традиционных форм и методов.

  4. Здравствуйте, Лариса Викторовна! Мультимедийные учебники очень помогают в учении учащимся и в преподавании учителю. Очень часто в школах происходит запись в кабинеты информатики для того, чтобы использовать на уроке компьютеры. И учитель, пришедший на урок в классе, слышит от учеников: “Только не в компьютерный класс. Давайте останемся в своем классе”. Как избежать такой технической перегрузки учеников?

    1. Что касается моего рабочего места, то кабинет оборудован интерактивной доской, проектором, ПК, подключенным к Интернету, и моим обучающимся не приходится ходить в другие кабинеты. А что касается перегрузки, то элементарное соблюдение санитарных норм, проведение физкульт минуток, регулярное проветривание кабинета позволяет решать эту проблему.

  5. Уважаемые посетители, приношу свои извинения за задержку с ответами, у меня возникли технические проблемы.

  6. Добрый день, Лариса Викторовна! Мультимедийные учебники, несомненно, обладают рядом достоинств. Меня интересует, как Вы решаете проблему обеспечения электронными учебниками? Если у ребенка нет материальной возможности приобрести электронную книгу, что он делает на уроке? Не ущемлен ли он психологически?

    1. Спасибо за вопрос, Вера Борисовна. Как учитель я не обязываю обучающихся приобретать мультимедиа – учебник. Подготовленный материал, перевожу в электронный формат, который дети используют дома и на уроке. И это позволяет организовать работу детей как на уроке, так и внеурочное время.

  7. Уважаемая Лариса Викторовна! С интересом причитала Вашу статью, в которой освещены формы и методы работы с мультимедийными учебниками на уроках истории. Согласна с тем, что использование данным форм и методов помогает сформировать универсальные учебные действия у обучающихся. Это актуально и для малокомплектных сельских школ, позволяя делать урок более динамичным, интересным, насыщенным.Обучающиеся приобретают навыки проектной и исследовательской деятельности, навыки работы с компьютером. У детей повышается интерес к предмету, что наиболее важно.
    Лариса Викторовна, повысилось ли у Вас качество знаний обучающихся, каковы результаты ЕГЭ и ГИА в результате использования мультимедийных учебников?
    Каково Ваше отношение к возможности перехода исключительно на использования мультимедийных учебников на уроках?

    1. Таисия Николаевна, спасибо за вопрос. Повышение динамики качества результатов ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию отмечается в пределах 2-4 % ежегодно, что подтверждает правильность использования направления мультимедиа-учебника. Считаю переход к исключительному использованию мультимедиа-учебников не вполне целесообразным, так как приходится считаться с зависимостью от внешних и технических условий (так при отсутствии света в ОУ его использование не возможно)

  8. Добрый день, уважаемая Лариса Викторовна! Ваша тема “Формирование метапредметных результатов посредством использования мультимедийных учебников на уроках истории” на сегодняшний день является весьма актуальной. Не могли бы Вы в двух-трех предложениях показать, как мультимедийные учебники помогают формировать метапредметные результаты. С уважением, Желтикова Ольга

    1. Спасибо за вопрос, Ольга Сергеевна! В качестве примера привожу следующие формы работы, направленные на формирование личностных универсальных учебных действий. Это участие в проектах, выбор интересной для обучающегося темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, выполнение творческих заданий. Для формирования регулятивных УУД применяю различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки.

      1. Спасибо большое за ответ! Но мне хотелось бы узнать,не проводились ли Вами исследования уровня знаний по курсу отечественной истории с применением традиционных и мультимедийных учебников. Какие из них, на Ваш взгляд, дают наибольший эффект. Заранее спасибо, с уважением Желтикова Ольга.

        1. Ольга Сергеевна спасибо за вопрос, так как он совпал с моим интересом в начале применения данных учебников. Я проводила уроки в параллельных классах, по традиционным и мультимедийным учебникам, с целью сравнения интереса к предмету, качества знаний .А результаты анкетирования с обучающимися только подтвердили целесообразность применения данных учебников.

  9. Лариса Викторовна, добрый день! Вы считаете, что электронные учебники помогут решить проблему обучения в сельских школах. Каким образом? Ведь электронные книги пока успешно используются только в отдельных ОУ, а сельские школы пока не имеют возможности обеспечить каждого ребенка дорогостоящим гаджетом. И, вообще, их использование пока является предметом дискуссий.

    1. Уважаемая Елена Викторовна, позвольте обратить ваше внимание на следующий момент, что речь идёт не об электронной книге, а мультимедийном комплексе, который состоит из учебника, 4-х DVD дисков. Именно этот учебный комплекс помогает мне решать проблему, когда нет доступа к ЭОРам, ЦОРам посредством Интернет. И в условиях сельской школы именно он является основным источником материалов при проведении и организации различных форм работы с обучающимися..

  10. Добрый день,Лариса Викторовна!Я с большим интересом ознакомилась с Вашим опытом по формированию УУД посредством мультимедийных учебных пособий.Ваша статья актуальна.Вы достаточно полно осветили эту тему.Я прошу ответить:1)Повысилось ли качество знаний учащихся в результате использования ИКТ технологий? 2)С какими трудностями Вы сталкиваетесь,готовя урок с использованием мультимедийных учебных пособий?С уважением,Кривельская Ольга Ивановна

    1. Благодарю за вопрос. Трудность возникает только при отсутствии электричества. Но и это со временем решаемо. В остальном, рабочее место у меня технически оборудовано на достаточном уровне.

  11. Уважаемая Лариса Викторовна! Как Вы считаете, в условиях духовно-нравственного кризиса общества, достаточно ли количество часов истории и обществознания в учебном плане общеобразовательной школы?

    1. Уважаемый Владимир Викторович! Вы затронули “больной” вопрос, на мой взгляд, любого учителя истории. Но считаю, что отведённое количество часов, предлагается главным образом на то, чтобы учитель смог “зажечь”, побудить познавательную активность ребёнка, стимулируя их к использованию современных форм обучения.

  12. Л.В!Ответ на первый вопрос я прочитала,когда Вы отвечали на комментарий Таисии Николаевны. А вот второй вопрос- пожалуйста, прокомментируйте.Желаю Вам всего хорошего.

  13. Лариса Викторовна! Вы считаете, что мультимедийный учебник имеет “несомненные преимущества”. По сравнению с чем? С рассказом учителя? А видите ли Вы какие-то недостатки мультимедийного учебника? спасибо, Елена Евгеньевна.

    1. Благодарю за вопрос Елена Евгеньевна. В своей статье я сравнивала преимущества мультимедийного учебника с традиционным (печатным вариантом). А по отношению к рассказу учителя, то он только “оживляет” рассказ, дополняя его фрагментами из фильмов, анимированными картами, интерактивными заданиями. Существенных недостатков у электронного учебника, на мой взгляд, два: необходимость специального дополнительного оборудования для работы с ним, прежде всего – компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором, а иногда дополнительно также дисковода для компакт-дисков и/или сетевой карты или модема для работы в локальной или глобальной сети; 2. непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором. Но достоинств электронных учебников гораздо больше.

      1. Спасибо, Лариса Викторовна!

  14. Лариса Викторовна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с Вашим опытом работы по использованию мультимедийных учебников на уроках истории. Ваш опыт работы перекликается с моими методами работы по английскому языку. К сожалению у нас нет таких интеррактивных карт и пособий как у Вас, но я стараюсь подбирать и разрабатывать различный материала к урокам и внеурочным занятиям. Чтобы быть понятыми молодыми людьми, мы должны говорить с ними на одном языке, а язык этот – современные информационно-коммуникационные технологии. Лариса Викторовна, мне интересно, какую диагностику Вы проводите, и как отслеживается процесс повышения мотивации у каждого ребенка в резултате использования этого метода?

  15. Здравствуйте, Лариса Викторовна! Меня очень заинтересовала Ваша статья.
    Вы пишите о своем опыте использования в учебном процессе электронных учебников, для формирования УУД у школьников. Я согласна с тем, что несомненно, очевидный плюс перехода на ИМЭУ состоит в том, что электронный учебник легкий, заменяет тяжелые бумажные учебники, что значительно снижает физическую нагрузку на позвоночник школьника, кроме этого у школьников проявляется повышенный интерес к процессу обучения и ряд еще других плюсов. Скажите, Лариса Викторовна, а технически этот гаджет не подводит? (качество цветопередачи иллюстраций, объем памяти, зарядка и др.) Спасибо за ответ.

  16. Елена Николаевна, уточню смысл понятия мультимедийного учебника – это обучающая программа, объединяющая текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении по предмету, который можно использовать на разных технических средствах. Сама программа технически не подводит, хорошее качество иллюстраций, видео.

  17. Уважаемая Елена Николаевна! Какие средства самоконтроля и оценки вы применяете на своих уроках?

  18. Здравствуйте, уважаемая Лариса Викторовна! Сколько времени Вы тратите на подготовку такого урока, ведь преподаете не в одном классе? И еще, с применением мультимедийного учебника, ребенку приходится перерабатывать больший объем информации, как учащиеся справляются с данной нагрузкой?

  19. Здравствуйте, Лариса Викторовна. Как Вы отслеживаете процесс повышения мотивации у обучающихся в результате использования метапредметных связей?

  20. Спасибо за вопрос Нина Геннадиевна! Мониторинг результативности повышения мотивации у обучающихся в результате использования метапредметных связей обеспечивается за счет разнообразных компонентов образовательного процесса, которые включают: анкетирование, участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, результаты ЕГЭ и ГИА.

  21. Добрый день, Лариса Викторовна! Внимательно прочитав Вашу статью, могу сказать, что Вы настоящий “современный учитель”. Желаю Вам творческих успехов, неустанного поиска истины и знания, взаимопонимания и благодарных учеников!

  22. Здравствуйте, Лариса Викторовна! Скажите, пожалуйста, какова стоимость одной обучающей программы и есть ли какие особые требования к техническим средствам, на которых она будет использована?

  23. В прошлом году через интернет-магазин я заказывала обучающую программу “История России 19 века” , с пересылкой мне это обошлось в 1558 рублей. Жалею, что не заказала раньше, так как этот учебник можно было получить целым комплектом на класс бесплатно. К сведению, сейчас готовиться мультимедийный учебник по истории России с древнейших времён до 19 века.

Обсуждение завершено