Виртуальная лаборатория Филипповой Елены Юрьевны

<< назад

Филиппова Филиппова Елена Юрьевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)»
г. Моршанск

Формирование универсальных учебных действий
на уроках истории посредством тестов-тренажёров

Статья:

“Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни”

Читать полностью >>

Презентация:

 Презентация Филипповой Е.Ю.

Смотреть презентацию >>

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=VWkAZre3Edw&w=480&h=360]

34 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Филипповой Елены Юрьевны

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги и посетители сайта!
    Жду Ваших комментариев, готова ответить на Ваши вопросы.

  2. Елена Юрьевна, Вы в своей разработке даете подробную характеристику универсальным учебным действиям, показываете возможность формирования регулятивных УУД (планирование) на уроках истории посредством тестов-тренажёров. Возможно ли формирование других видов регулятивных УУД посредством тестов-тренажёров?

  3. Здравствуйте, уважаемая Елена Юрьевна! Я с интересом прочитала Вашу статью. Я думаю проблема формирования универсальных учебных действий на уроках истории посредством тестов-тренажеров очень актуальна. Говоря об актуальности формирования УУД Вы обращаете внимание на то, что знания, полученные в школе, устаревают и нуждаются в коррекции. Насколько, на Ваш взгляд, нуждаются в коррекции знания по истории? С уважением, Желтикова Ольга.

  4. Уважаемая Надежда Константиновна! Спасибо за вопрос! Да, конечно, посредством тестов-тренажёров возможно формирование не только умения планировать, но и других регулятивных УУД. Например, можно в процессе работы в микрогруппах (два человека) дать задание на приведение аргументов в защиту и опровержение некоего тезиса. Каждый ученик приводит эти аргументы за и против, затем члены микрогруппы меняются тестами-тренажёрами и оценивают ответы друг друга. Таким образом формируются УУД оценивания.

    1. Большое спасибо за ответ! Не могли бы Вы пояснить, существуют ли существенные отличия в методике применения тестов-тренажёров для различных ступеней обучения? С уважением Желтикова Ольга

  5. Добрый день, Елена Юрьевна! Проблемы организации качественной и результативной подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА, безусловно, актуальны. Вы предлагаете активно использовать на уроках истории тесты – тренажеры. Хотелось бы узнать, каким материалом Вы оперируете при подготовке заданий ЕГЭ по истории, связанных с картографическим и иллюстративным материалом, написанием исторического эссе?

  6. Уважаемая Елена Юрьевна, ответьте на вопрос: “Какие виды УУД наиболее целесообразно отрабатывать на уроках истории с применением тестов-тренажеров?”

  7. Уважаемая Ольга Сергеевна! Спасибо за вопрос! В школе, на уроках истории, мы получаем знания не только о том, ЧТО произошло, но и знания о том, КАК нам получать информацию, как учиться. Сейчас нужно использовать современные методы, в том числе УУД, для получения и усвоения большого количестве информации. Я имела в виду не столько корректировку содержания учебника, сколько корректировку умения учеников учиться, на что и нацелен новый ФГОС.

  8. Уважаемая Ольга Ивановна! Спасибо за вопрос! Я считаю, что с применением тестов-тренажеров на уроках истории и обществознания можно отрабатывать все виды УУД, корректируя виды и содержание тестов в зависимости от этапа учебного процесса, дидактической цели и формы проведения урока.

  9. Здравствуйте, уважаемая Елена Юрьевна!
    Очень часто ко мне приходят мои бывшие ученики, которые делятся со мной своими проблемами. Некоторые испытывают большие трудности при работе с тестами по истории. Часто не справляются с работой способные ученики, с хорошей памятью, развитой речью и широким кругозором. Как Вы думаете, в чём причина этого?

  10. Уважаемая Вера Борисовна! Спасибо за вопрос! Что касается содержательного материала, то я использую школьные комплекты исторических карт, портретов, как на бумажном, так и на электронном носителях, интерент-ресурсы, интерактивную доску и т.п. Что касается методического материала, то при формировании навыков написания исторического эссе я использую следующий алгоритм:
    Раздел сочинения Этап работы
    № п/п Содержание

    Вступление
    1 Укажите время деятельности исторической личности:
    • годы жизни (с точностью до десятилетия), ИЛИ
    • период активной государственной деятельности (время проведения реформ или при каком правителе работал премьер-министр)

    Основная часть
    2 Охарактеризуйте социальную политику премьер-министра:
    • назовите цели и задачи преобразований в социальной структуре общества и в социальных отношениях;
    • укажите цели и задачи преобразований в системе образования, здравоохранения;
    • приведите цели и задачи преобразований в области местного самоуправления;
    • назовите цели и задачи преобразований в области правоохранительной деятельности;
    • перечислите основные мероприятия, проведённые в каждой области.

    3 Охарактеризуйте экономическую политику премьер-министра:
    • назовите цели и задачи преобразований в промыш-ленности;
    • перечислите цели и задачи преобразований в сель-ском хозяйстве;
    • укажите цели и задачи преобразований во внешней и внутренней торговле;
    • перечислите основные мероприятия, проведённые в каждой сфере.

    Заключение
    4 Укажите основные результаты деятельности:
    • назовите успешные и (или) неудачные итоги дея-тельности премьер-министра в экономической и социальной политике, укажите причины успехов и неудач;
    • опишите, как повлияли результаты деятельности премьер-министра в экономической и социальной сфере на дальнейшее развитие государства;
    • оцените роль личностных качеств премьер-министра в достижении названных результатов.

    1. Уважаемая Татьяна Александровна! Спасибо за вопрос! Я считаю, что принципиальное отличие стандартов нового поколения состоит в том, что они ориентированы, прежде всего, на формирование личности учеников, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности, что поможет им успешно осуществлять познание не только в процессе получения высшего образования, но и в ходе профессиональной деятельности.

    1. Уважаемая Татьяна Александровна! Спасибо за вопрос! Среди существенных недостатков традиционных способов формирования УУД можно назвать ориентированность в большей степени на память, а не на мышление, недостаточную степень учета индивидуальных особенностей восприятия информации, превалирование субъектно – объективного стиля отношений между учителем и учащимися.

  11. Уважаемая Елена Юрьевна! Многие тесты – тренажёры имеют подсказки, которые являются большим соблазном для учащихся преждевременно узнать ответ. Не является ли это, на Ваш взгляд, недостаточно качественной проверкой знаний учащихся ?

    1. Уважаемый Владимир Викторович! Спасибо за вопрос! Наличие в тестах тренажёрах подсказок, которые могут подтолкнуть учащихся преждевременно узнать ответ, на мой взгляд, с одной стороны, является определенным недостатком, поскольку они могут поспешить и дать неверный ответ. С другой стороны, наличие таких подсказок позволит учителю сформировать у обучающихся такое регулятивное УУД, как контроль. Главное – не упустить момент и вовремя сориентировать ученика.

    1. Уважаемая Лариса Викторовна! Спасибо за вопрос! Применяя деятельностный подход на уроках, я начинаю с целеполагания, планирования учебной работы. Для формирования УУД постоянно тренирую обучающихся в выполнении различных видов деятельности: в составлении опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка, в работе с исторической картой, в написании исторических портретов известных личностей, в анализе исторических источников. Все это как способствует формированию УУД, так и является практической подготовкой к сдаче ЕГЭ.

  12. Здравствуйте, уважаемая Елена Юрьевна! Прочитав Вашу статью, я сделала вывод, что Вы ставите в приоритет использование тестов – тренажеров в формировании всех видов УУД. На мой взгляд, сформировать коммуникативные УУД при помощи только тестов – тренажеров невозможно. Как Вы выходите из этого положения?

    1. Уважаемая Ирина Викторовна! Спасибо за вопрос! В своей статье я говорю о том, что тесты-тренажеры являются хорошим подспорьем в систематической работе по формированию УУД на уроках истории, а не приоритетом. Тот же процесс формирования, например, коммуникативных умений можно лишь дополнить использованием тестов-тренажеров, выполнение которых поможет ученику четко спланировать предполагаемое общение. Само же живое общение для меня является основным средством формирования коммуникативных УУД.

  13. Здравствуйте, Елена Юрьевна! В современном обучении формирование УУД является неотъемлемой составляющей частью ФГОС. Проведение итоговой аттестации учеников в формате ГИА и ЕГЭ позволяет выявить слабые и сильные стороны современного образования. Являясь учителем истории и обществознания, в своей работе я также использую различного рода тесты. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: используете ли Вы в своей работе компьютерные технологии; не теряется ли, по Вашему мнению, способность детей рационально мыслить и анализировать при использовании тестов-тренажеров? Спасибо.

    1. Уважаемая Елена Валерьевна! Спасибо за вопросы! Компьютерные технологии, то я их, конечно же, использую, ведь они – аудио- и видеосопровождение урока, онлайн-тесты для проверки знаний и т.д. Что касается возможного, на ваш взгляд, ослабления у детей способности рационально мыслить и анализировать при использовании тестов-тренажеров, то я думаю, что она не утрачивается, а, напротив, развивается. Так, выполняя задания части С тестов ГИА и ЕГЭ, ученик должен проанализировать текст: понять по содержанию, когда он был написан, кто автор, о чем говорится и т.д. Без использования тестов-тренажеров при подготовке учеников к сдаче ГИА и ЕГЭ, эти навыки вряд ли сформируются.

      1. Елена Юрьевна, пользуетесь ли Вы интернет-ресурсами, содержащие тесты (My Test, Решуегэ.ру и др.)? Спасибо.

        1. Уважаемая Елена Валерьевна! Спасибо за вопрос! Да, использую. Там много очень хороших вопросов.

  14. Елена Юрьевна, спасибо за ответ на мой первый вопрос. Вопрос – второй. Скажите, создавая тесты – тренажёры, какие программы вы используете?

    1. Уважаемая Лариса Викторовна! Спасибо за вопрос! Для проверки знаний на уроках я составляю тесты, составленные при помощи программы Test Runner. Также, имея аккаунт в Google, пользуюсь он-лайн опросами через GoogleДиск, как в при работе в группе, так и индивидуально. А какие Вы видите плюсы в использовании он-лайн опросов при использовании программы GoogleДиск?

  15. Елена Юрьевна! В этом учебном году проводилась апробация КИМов по истории. Не принимали ли Вы участие в ней? Как Вы относитесь к тому, что КИМы по истории постоянно меняются?

    1. Уважаемая Елена Викторовна! Спасибо за вопрос! В апробации мы не принимали участия. К изменениям КИМ отношусь положительно – нельзя стоять на месте.

  16. Здравствуйте, Елена Юрьевна. Дает ли Ваш метод положительные результаты?

    1. Да, прошлогодний ЕГЭ показал.

  17. В своей работе регулярно использую он-лайн опросы, так как они достаточно быстро позволяют проверить уровень знаний обучающихся. Опросы составленные в программе Google Диск, дают возможность самостоятельно создавать необходимые вопросы для решения конкретных задач.

Обсуждение завершено