Виртуальная лаборатория Иноземцевой Светланы Михайловны

<< назад

Иноземцева Иноземцева Светлана Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ «Оборонинская СОШ»
Мордовский район

Коллективная форма организации
образовательного процесса –  путь к успеху ученика

Статья:

“Известно, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности”

Читать полностью >>

Презентация:

Презентация Иноземцевой С.М.

Смотреть презентацию (в формате .pps)>>

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=OGWXdBmaQ38&w=480&h=360]

39 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Иноземцевой Светланы Михайловны

  1. Светлана Михайловна, в своей работе Вы подробно представляете коллективные формы организации образовательного процесса. В контексте ФГОС нового поколения, на Ваш взгляд, можно ли добиться планируемых результатов, используя коллективные формы организации образовательного процесса?
    Прошу прокомментировать Ваше выражение «Коллективные занятия помогают слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи: как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным».

  2. Добрый день, Светлана Михайловна! При работе в группах возникает проблема: слабоуспевающие ученики не стремятся к активной работе и в результате следуют за лидером.Как Вы организуете деятельность в группах для формирования у таких детей универсальных учебных действий?

  3. Уважаемая Светлана Михайловна! Ваш опыт применения групповой работы, несомненно, является очень смелым для начальной школы, так как именно в этот период происходит формирование ключевых учебных умений. Ранее обучение в начальной школе представляло собой индивидуальную форму работы с применение игровых технологий, учитывающих познавательные и возрастные особенности учеников. В связи с этим возникает ряд вопросов с целью уточнения данной методики: в каком классе Вы начинаете применять данную технологию; как часто Вы используете данную методику и применительно к каким предметам начальной школы и как проходит адаптация к традиционным формам работы? Спасибо за ответ.

  4. Здравствуйте, Светлана Михайловна!
    Всегда ли, на Ваш взгляд, эффективна коллективная форма организации образовательного процесса?

  5. Здравствуйте, Надежда Константиновна! Спасибо за вопрос. Цель образования сегодня- общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В группе ребята учатся работать сотрудничая, учатся слушать и слышать друг друга, сообща познают новое. С каждой новой работой осуществляется личностный рост, развивается их творческий потенциал.
    При организации коллективной работы каждый обучающийся получает посильные задания, ощущает свою причастность к выполнению задачи, что работает на повышение мотивации. В итоге работы группы неудовлетворительной оценки быть не может. Это способствует улучшению самооценки и повышению интереса к изучению предмета. Ученик ощущает себя успешным.

    1. Спасибо за ответ, но я вновь делаю акцент на планируемые результаты в контексте ФГОС, формирование универсальных учебных действий возможно при использовании данных форм и каких?,

  6. Здравствуйте,уважаемая Светлана Михайловна!Большое спасибо за статью.Скажите, на каких уроках Вы чаще всего применяете коллективную работу, и, как Вы считаете, по каким предметам коллективная работа помогает достичь высоких результатов?

  7. Здравствуйте, Вера Борисовна! Важно в групповой работе распределить роли между участниками группы. Задания составляю так, что справиться с ними можно только работая в группе, ограничиваю время выполнения. Члены группы стараются задействовать в работе каждого, чтобы успешно справиться за определённое время и быть первыми.
    (тем самым, каждая группа может ” заработать” дополнительные баллы за быстроту и точность ответов).

  8. Светлана Михайловна, мне интересна Ваша тема, потому что сама люблю на уроках организовывать именно коллективную работу детей. Только всегда возникают трудности при оценке. Я активно работаю над решением этого вопроса. Поделитесь, пожалуйста, опытом. Как Вы оцениваете коллективную работу детей.

  9. Добрый день, Елена Евгеньевна! Считаю, что использование групповой работы эффективна, если её проводить регулярно. При этом дети быстро учатся сотрудничеству и приобретают умение оценивать личный вклад каждого в общее дело.

  10. Здравствуйте, Светлана Михайловна! Согласна с Вами, что групповая форма работы интересна детям. Обучение в сотрудничестве их привлекает и оживляет работу. Как Вы сочетаете эту форму организации учебного процесса с другими, не менее эффективными?

  11. Уважаемая Светлана Михайловна, скажите, пожалуйста, как Вы учитываете характер, психологические особенности каждого ребенка при распределении детей по группам? На каких уроках чаще всего используете коллективные формы уроков?

  12. Спасибо за ответ.
    Не считаете ли Вы, что при работе в группах слабые ученики прячутся за спинами более сильных одноклассников?

  13. Уважаемая Светлана Михайловна, какие методики определения уровня воспитанности и сплоченности коллектива Вы применяли в определении результативности своей работы по использованию коллективной формы организации образовательного процесса?

  14. Здравствуйте, Елена Валерьевна! Вы, конечно, правы, что в начальной школе научить ребёнка работать в группе не просто. Но уже с первого класса можно привлекать ребят к выполнению несложных заданий в группе. Начинать эту работу лучше на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Систематическая деятельность в данном направлении поможет детям к 3-4 классу овладеть навыком работать сообща, осуществлять поиск информации и находить ответ на поставленный вопрос.

    1. Спасибо, Светлана Михайловна! Как Вы считаете, не вызовет ли трудностей при дальнейшем обучении в средней школе использование групповых методов работы? Ведь приоритетным в этом случае будет необходимость научить ребенка самостоятельности. Спасибо.

  15. Здравствуйте, Лариса Викторовна! Эту работу применяю на всех уроках, включая внеурочную деятельность. Но в 1-2 классах наиболее успешен этот вид деятельности на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

    1. Спасибо за ответ, Светлана Михайловна!Скажите, при коллективной работе Вы даете устную оценку каждому, а отметку ставите индивидуально или группе обучающихся?

  16. Уважаемая Надежда Константиновна! При групповой работе формируются следующие виды универсальных учебных действий:
    – коммуникативные ( приобретают умение слушать, слышать, вступать в диалог, сотрудничать);
    – регулятивные ( учатся целеполаганию, планированию, оценке своих действий);
    – познавательные ( осуществляют поиск информации и её выделение, строят речевые высказывания)

  17. Мария Юрьевна! Оценки за урок, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа ( команда) после небольшого обсуждения ( для этого надо обязательно запланировать минутку в конце урока). Оставляю за собой право скорректировать эти оценки или отменить ту, что по каким- то соображениям не устроило её обладателя.

  18. Здравствуйте, Любовь Алексеевна! При составлении групп я стараюсь использовать рекомендации, данные психологом нашей школы:
    -не включаю в одну группу учеников, взаимно отвергающих друг друга;
    – учеников с низким статусом определяю в такие группы, где отношение к ним было бы нейтральным, что даёт возможность улучшить взаимоотношения обучающихся в процессе групповой работы.
    Обязательно учитываю психологические особенности учеников ( характер, тип мышления, темперамент, устойчивость внимания, восприятие и запоминание учебного материала).
    Групповую форму работы чаще всего применяю на уроках окружающего мира, изобразительного мира, технологии, литературного чтения.

  19. Добрый день, уважаемая Светлана Михайловна! Ваша статья у меня вызвала неподдельный интерес. В вашей статье есть фраза: “На уроках коллективной работы, детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается…” Уточните, пожалуйста, это тип урока или форма работы на любом уроке? С уважением Желтикова Ольга

  20. Лариса Викторовна! При коллективной работе устную оценку получает каждый ( это оценка товарищей и самооценка, оценка учителя). Отметку ставлю индивидуально, но обязательно отмечаю успехи каждой группы.

    1. Спасибо за ответ,Светлана Михайловна!

  21. Елена Юрьевна! Определение уровня воспитанности и сплочённости коллектива провожу совместно с психологом школы. В процессе работы используется методика социально- психологической аттестации коллектива по Р.С. Немову. Большую помощь в работе оказала книга под редакцией А.Г. Асмолова “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе” ( кроме полезного теоретического материала, автор предлагает комплект материалов для проведения диагностических исследований и анкетирования: определение уровня воспитанности коллектива, уровня тревожности, методика ” Кто я”, опросник мотивации и т.д.)

  22. Добрый день, уважаемая Светлана Михайловна! В каждом классе есть слабые ученики. Они работают и в группах. Вы предлагаете спланировать работу так, чтобы они стали “лидерами”. Какую помощь Вы предлагаете детям, чтобы активизировать их работу в группе?

  23. Елена Евгеньевна! В своей статье я отмечаю плюсы и минусы групповой работы. Соглашусь с Вами, что при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Это следует рассматривать, как один из рисков при организации групповой работы.

  24. Уважаемая Ольга Сергеевна! В своём высказывании я, конечно же, имела в виду форму работы, а не тип урока.

  25. Добрый день, Нина Геннадьевна! Групповая работа хорошо сочетается с проектной деятельностью, используется при проведении урока- игры, урока- викторины и т.д.

  26. Татьяна Александровна! Понятие ” слабый” ученик – чисто формальное. В чём – то он слаб, а в чём- то силён. Не исключена ситуация, когда ” слабый” ученик- лидер в какой- то группе.
    Для актуализации работы в группе использую проблемную постановку вопроса, могу предложить алгоритм выполнения задания, предлагаю различные источники информации.

  27. Уважаемая Светлана Михайловна, благодарю Вас за замечательную методическую работу. Нам тоже скоро предстоит перейти на новые ФГОС, поэтому для нас актуально , как формируются УУД, повышается творческая самостоятельность, познавательная активность обучающихся. Но качество знаний никто не отменял. Как просматривается динамика качества знаний при применении данной технологии?

  28. Уважаемая Ирина Викторовна! Использование данной формы организации образовательного процесса положительно сказывается на динамике качества знаний. ( смотрите презентацию)

  29. Татьяна Александровна! В ответе на Ваш вопрос была допущена ошибка. Вместо слова “актуализации” следует читать “активизации” работы в группе….

  30. Светлана Михайловна! Вами проведены диагностики и сделаны выводы о том, что коллективная форма работы положительно влияет на развитие классного коллектива и личности. Чтобы сделать такой вывод, нужна сравнительная диагностика. Проводите ли Вы её?

  31. Елена Евгеньевна! Большую помощь в работе оказала книга под редакцией А.Г. Асмолова “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе” ( кроме полезного теоретического материала, автор предлагает комплект материалов для проведения диагностических исследований и анкетирования: определение уровня воспитанности коллектива, уровня тревожности, методика ” Кто я”, опросник мотивации и т.д.) Работа проводится совместно со школьным психологом.

  32. Светлана Михайловна, как вы оцениваете работу в группах в первом классе, учитывая безотметочное обучение?

  33. Татьяна Александровна! В первом классе использую в основном словесную оценку, похвалу. На некоторых уроках раздаю жетоны, “медали” и другие поощрительные призы.

Обсуждение завершено