Виртуальная лаборатория Клейменовой Елены Валерьевны

<< назад

Клейменова Клейменова Елена Валерьевна
Учитель истории и обществознания
ТОГБОУ кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус»
г. Тамбов

Технология дистанционного обучения на уроках истории и обществознания  в рамках реализации ФГОС

Статья:

“Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью. Она предъявляет молодому человеку жёсткие требования”

Читать полностью >>

Видеролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=tDXfLi_aoIw&w=480&h=360]

46 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Клейменовой Елены Валерьевны

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. С нетерпением жду ваших комментариев к статье.

  2. Елена Валерьевна, Вы отмечаете «Оно отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)». Подкрепите это, если возможно, конкретным материалом занятия, темы.
    Н.К.Солопова

    1. Уважаемая Надежда Константиновна, спасибо за вопрос. Возьмем, к примеру, тему “Типы экономических систем”, которая изучается в 9 классе. Содержание изучаемого на уроке материала может быть расширено за счет использования дифференцированных заданий и возможности учащихся следовать индивидуальному образовательному маршруту.
      например, часть учащихся составляет сравнительную таблицу по сущностным характеристикам каждого типа экономической системы, другие выделяют плюсы и минусы каждого типа на основе представленной в Дневнике.ру на странице учителя презентации, третья группа анализирует сложившуюся в России экономическую систему и определяют ее тип. При закреплении знаний и умений каждый учащийся выполняет определенный вариант теста в Дневник.ру, задания которого состоят из трех частей, различных по степени сложности
      Средствами обучения выступают презентация по теме, схема “Типы экономических систем”, тесты, тексты “Закон “невидимой руки”, “Экономика СССР”, “Особенности традиционной экономики”, представленные во вкладке Файлы на странице учителя.
      Основной упор при этом делается на практические и наглядные методы обучения.

      1. Спасибо. Елена Валерьевна, еще хотелось бы уточнить, Вы говорите об использовании дистанционного обучения или его элементах, а точнее использование ресурсов сети Интернет? Цитирую «построение индивидуального образовательного маршрута при проведении урока имеет свой алгоритм. Сначала обучающиеся выполняют одинаковые задания, а затем осуществляют работу в микрогруппах, сформированных по познавательным потребностям обучающихся. На завершающем этапе кадеты получают дифференцированные задания, расположенные на странице учителя в Дневнике.ру во вкладке «Файлы». Их выполнение способствует усилению мотивации осознанного выбора будущих профессий» или «В ходе дистанционного обучения применяю следующие формы деятельности:
        – индивидуальное консультирование кадет;
        – передача информации урока для отсутствовавших (презентации, схемы, таблицы, тесты);
        – передача ссылок на сайты, помогающие качественно подготовиться каждому кадету к домашнему заданию;
        – предварительная проверка выполнения заданий с последующим консультированием».

        1. Уважаемая Надежда Константиновна, в работе используются элементы дистанционного обучения с привлечением различных ресурсов сети Интернет. Однако в случае объективных причин (болезнь ребенка) обучающийся может рассчитывать на проведение дистанционного урока.

  3. Уважаемая Елена Валерьевна! Меня заинтересовала Ваша статья. Я так же активно участвую в проектах “Телешкола”, “Дневник.ру”. Дистанционное обучение предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья или проживающих в отдаленных населенных пунктах. Каким образом дистанционное обучение применимо к обучающимся Вашего учреждения?

    1. Вера Борисовна, в нашем образовательном учреждении нет детей с ограниченными возможностями, поскольку кадетское образование предполагает наличие хорошей физической подготовки. Однако дистанционные формы обучения используются в случае введения карантина, выполнения ряда домашних заданий, подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам и проведения уроков-конференций.

  4. Уважаемая Елена Валерьевна, в своей работе Вы подробно описываете проведение такой формы урока, как урок-телемост. Является ли, на Ваш взгляд, данная форма целесообразной, если современные средства позволяют заменить её такими, как конференция в режиме on-line, применение возможностей программы Skype?

    1. Елена Юрьевна, использование специального оборудования для проведения урока-телемоста позволяет увеличить обзорность аудитории и предоставляет более широкие возможности для быстрого обмена и демонстрации видео- и фотоматериалов.

      1. Уважаемая Елена Валерьевна! Как Вы считаете, не потеряется ли при этом живое общение ученика и учителя?

        1. Елена Юрьевна, эмоциональный отклик со стороны собеседников все равно присутствует, поэтому говорить о потере живого общения, на мой взгляд, не стоит.

  5. Елена Валерьевна, повысилось ли у вас качество знаний обучающихся в результате использования дистанционных технологий?

    1. Татьяна Александровна, хороший вопрос, так как контроль за качеством знаний позволяет корректировать формы и методы работы. За год активного применения дистанционных технологий качество знаний в 9-х классах увеличилось на 3%, в 10-х классах на 5,4%, в 11-х классах на 4,2%. Особенно важны результаты в выпускных классах, которым предстоит сдавать ГИА и ЕГЭ, поскольку полученная статистика позволит сделать объективные выводы о повышении качества знаний.

  6. Уважаемая Надежда Константиновна, спасибо за вопрос. Возьмем, к примеру, тему “Типы экономических систем”, которая изучается в 9 классе. Содержание изучаемого на уроке материала может быть расширено за счет использования дифференцированных заданий и возможности учащихся следовать индивидуальному образовательному маршруту.
    например, часть учащихся составляет сравнительную таблицу по сущностным характеристикам каждого типа экономической системы, другие выделяют плюсы и минусы каждого типа на основе представленной в Дневнике.ру на странице учителя презентации, третья группа анализирует сложившуюся в России экономическую систему и определяют ее тип. При закреплении знаний и умений каждый учащийся выполняет определенный вариант теста в Дневник.ру, задания которого состоят из трех частей, различных по степени сложности
    Средствами обучения выступают презентация по теме, схема “Типы экономических систем”, тесты, тексты “Закон “невидимой руки”, “Экономика СССР”, “Особенности традиционной экономики”, представленные во вкладке Файлы на странице учителя.
    Основной упор при этом делается на практические и наглядные методы обучения.

  7. Добрый день, уважаемая, Елена Валерьевна! Я с интересом ознакомилась с Вашим опытом “Технология дистанционного обучения на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС”, Применение элементов дистанционного обучения вполне оправдано и даже необходимо. Каково Ваше отношение к возможности перехода исключительно на дистанционное обучение?. С уважением, Желтикова Ольга

    1. Уважаемая Ольга, на мой взгляд, в образовательном процессе важной составляющей является психологическое взаимодействие его участников, особенно в начальной и средней школе. В старших классах учащиеся уже определились с предметами, нужными для поступления, и способны легко обучаться в дистанционной форме. Поэтому на старшей ступени я считаю этот переход оправданным.

  8. Уважаемая Елена Валерьевна! Ваша статья о технологии дистанционного обучения актуальна. Вы достаточно полно осветили различные типы уроков дистанционного обучения.

    1. Спасибо за высокую оценку.

  9. Уважаемая Елена Валерьевна! Укажите трудности, с которыми Вам приходится сталкиваться при организации дистанционного обучения?

    1. Владимир Викторович, единственная трудность – проблема технического плана: доступ к сети Интернет. Но данная проблема в нашем образовательном учреждении решается посредством подключения кадетского корпуса к проводной и беспроводной высокоскоростной связи. Каждый кабинет оснащен компьютерным оборудованием, имеется два переносных компьютерных класса. Кроме того, учебное заведение предоставляет каждому учителю в пользование компьютерный планшет, который также имеет доступ к сети Интернет. Таким образом, проблема технического характера снимается.

  10. Уважаемая Елена Валерьевна! Я согласна с Вами, что на современном этапе развития технологий дистанционное обучение набирает всё большие обороты. В своей статье Вы рассказали о положительных моментах в дистанционном обучении. А есть ли “минусы” такой технологии?
    С уважением Дубень Л.В.

    1. Уважаемая Лариса Викторовна, согласна, что дистанционное обучение не лишено недостатков. Так, в своей работе я столкнулась со следующими проблемами:
      1. определение степени самостоятельности выполнения предлагаемых учителем домашних заданий
      2. контроль темпа выполнения учащимися домашних заданий
      Спасибо за актуальный вопрос.

      1. Спасибо за ответ, Елена Валерьевна! Дистанционное образование, в большинстве своем, не предусматривает личное общение с преподавателем, а также общение между обучаемыми. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Скажите, а у Вас возникают такие проблемы? И как Вы их решаете?

        1. Лариса Викторовна, эмоциональный отклик со стороны собеседников в дистанционном обучении все равно присутствует, особенно при использовании оборудования для организации уроков-телемостов, поэтому говорить о потере живого общения, на мой взгляд, не стоит. В Дневник.ру также существует возможность проведения конференций и виртуального общения между обучающимися.

          1. Спасибо за ответ! Удачи в работе!

  11. Здравствуйте, Елена Валерьевна. Я с интересом прочитала Вашу статью. Меня очень заинтересовало Ваше использование архивных документов. Есть ли какой-то видимый результат использования архивных данных?

    1. Уважаемая Ирина Викторовна, если Вы имеете в виду использование архивных материалов при проведении телемоста, то нужно отметить следующее. У учащихся отмечается активизация познавательной деятельности при работе с первоисточником.
      Если же речь идет об архивах, прикрепленных к урокам, то видимым результатом здесь выступает возможность самостоятельной коррекции знаний обучающимися и, как следствие,повышение качества знаний.

  12. Спасибо большое за ответ. Вы широко применяете различные формы дистанционного обучения, в том числе при осуществлении контроля знаний обучающихся. Насколько, на Ваш взгляд, объективно оценивание знаний обучающихся при использовании данной технологии? С уважением, Желтикова Ольга.

    1. Уважаемая Ольга, при осуществлении контроля знаний на уроке проблема объективности оценивания не возникает. При составлении тестов, предназначенных для выполнения в домашних условиях, учителю следует выбирать те программы, в которых предусмотрена возможность ограничения времени ответа (например, My Test).

  13. Здравствуйте, Елена Валерьевна!
    Вам повезло, что Вы работаете в такой школе, где можно использовать передовые технологии обучения. Придет время, когда во всех школах будут созданы такие условия, Вы тогда поделитесь своим опытом. А пока вопрос, который волнует меня как учителя начальных классов. Часто мои второклассники приходят с заданиями, которые выполнили не они сами, а их родители. А ведь при дистанционном обучении это может быть массовым явлением. И получится, что Вы учите и оцениваете не детей, а их родителей?

    1. Уважаемая Елена Евгеньевна, в среднем и старшем звене родители контролируют, как правило, только наличие выполненных домашних работ, а не их содержание. Даже в случае оказания помощи детям родителями учитель на уроке определит степень усвоения материала.

  14. Уважаемая Елена Валерьевна, Вы активно используете дистанционные формы обучения и отмечаете его положительные стороны, а имеются ли отрицательные моменты? Как Вы считаете, наносит ли вред психологическому здоровью ребенка замена человеческого общения на общение “человек-компьютер”?

    1. Уважаемая Любовь Алексеевна, человеческое общение не ограничивается рамками школы, поэтому применение дистанционного обучения не только не наносит вред психологическому здоровью обучающихся, но и является настоятельной необходимостью общаться в актуальном для молодежи цифровом формате.

  15. Елена Валерьевна, Вы много говорите о реализации ФГОС нового поколения, формировании УУД, а как Вы прокомментируйте фразу « Учитель будет учить детей!»

    1. Уважаемая Надежда Константиновна, в статье подчеркивается, что новые формы организации и проведения уроков способствуют изменению роли учителя в образовательном процессе. Учитель будет учить детей, выступая в качестве координатора учебной деятельности. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

  16. Елена Валерьевна, с интересом прочитала Вашу статью, полностью поддерживаю Вашу позицию и тоже считаю, что за дистанционным образованием – будущее.Расскажите, как Вы выстраиваете индивидуальный образовательный маршрут. Если можно, приведите пример.С уважением, Баранова Светлана!

    1. Уважаемая Светлана, построение индивидуального образовательного маршрута при проведении урока имеет следующий алгоритм. Сначала обучающиеся выполняют одинаковые задания, а затем осуществляют работу в микрогруппах, сформированных по познавательным потребностям обучающихся. На завершающем этапе обучающиеся получают дифференцированные задания, расположенные на странице учителя в Дневнике.ру во вкладке «Файлы».

    1. Елена Викторовна, спасибо за вопрос. Дистанционное общение с родителями я осуществляю практически ежедневно с помощью образовательной сети Дневник.ру. Она позволяет вести личную переписку и комментировать выставленную оценку.

  17. Уважаемая Елена Валерьевна! Основным минусом всех форм дистанционного обучения можно назвать недостаточно тесное общение преподавателя с учащимися. Именно этот фактор оказывает наибольшее влияние на качество образовательного процесса, поскольку основой успеха получения новых знаний и навыков является взаимопонимание и контакт преподавателя с аудиторией. Как Вы решаете эту проблему?

    1. Уважаемый Владимир Викторович, опыт нашего образовательного учреждения позволяет сделать вывод о повышении качества знаний при условии использования форм дистанционного обучения. Новые технологии (виртуальные конференции, телемосты) сохраняют возможность достаточно тесного общения учителя и обучающихся.

  18. Здравствуйте, Елена Валерьевна.В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений ее работы является пропаганда здорового образа жизни. Может ли дистанционное обучение нанести вред здоровью ребенка?

    1. Уважаемая Нина Геннадиевна, мы соблюдаем правила работы за компьютером, организуем смену видов и форм деятельности, используем специальную гимнастику для профилактики ухудшения зрения.

  19. Елена Валерьевна! На сколько я понимаю дистанционное обучение актуально для территорий удаленных от больших школ, где дети не вполной мере получают качественное образование! Зачем дистанционное обучение в вашем кадетском корпусе? Не является ли это лишней нагрузкой для детей? Как можно отследить соблюдают ли правила работы за компьютером ученики дома?

    1. Спасибо за вопрос. Применение элементов дистанционного обучения актуально не только “для территорий, удаленных от больших школ”. Именно для получения более качественного образования, формирования навыков самостоятельного получения информации оно и необходимо. Оно не является лишней нагрузкой при соблюдении соответствующих правил. Дома контроль за деятельностью обучающихся осуществляют родители, получившие необходимые рекомендации.

  20. Уважаемые участники семинара, благодарю вас за проявленный интерес к моей статье. Рада была общению с вами.

Обсуждение завершено