Виртуальная лаборатория Левиной Нины Геннадиевны

<< назад

Левина Левина Нина Геннадиевна
Учитель биологии
МБОУ «Цнинская СОШ №1»
Тамбовский район

Формирование экологической культуры  обучающихся
на  уроках биологии и  во внеурочной деятельности

Статья:

“В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит экологическому образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде”

Читать полностью >>

Презентация:

Презентация Левиной Н.Г.

Смотреть презентацию >>

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=LXdImMwWFDw&w=560&h=315]

53 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Левиной Нины Геннадиевны

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать. Предлагаю вам обсудить данную тему. Готова ответить на ваши вопросы.

  2. Здравствуйте, Нина Геннадиевна! В чём Вы видите основную цель экологического воспитания?

  3. Добрый день, Наталья Александровна! Главная цель экологического воспитания – формирование у обучающихся экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни.

  4. Здравствуйте, Нина Геннадиевна. Опубликованный Вами материал содержательный и интересный. Мы, взрослые, часто говорим о проблемах экологического образования. Как Вы считаете, почему экологическое образование так привлекательно для обучающихся?

    1. Здравствуйте, Наталия Петровна. Мне хочется ответить Вам словами Л.Н. Толстого: ” Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”.
      Считаю, что экологическое образование дает ребенку ощущение счастья.

  5. Нина Геннадиевна, какие социально-значимые проекты вами выполнены и применены?

    1. Добрый день, Татьяна. У нас в школе разработана программа “Чистый поселок”, в рамках этой программы разрабатываются и реализуются различные проекты. В данной работе задействованы все социальные структуры: сельский совет, поликлиника, предприятия промышленной зоны и другие. Из реализуемых проектов в рамках этой программы могу назвать, например, ” Посади дерево”, “Чистые пруды”, “Чистый дом” и другие.

  6. Сейчас много говорят об инновациях в образовании. Но традиционная система обучения тоже имеет много положительного. Например, в отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Используете ли Вы созданную им педагогическую систему в своей деятельности?

    1. Здравствуйте, Ирина Геннадьевна. Я не только знакома с системой В.А. Сухомлинского, но и активно применяю её. Включая детей в разнообразную деятельность, решаю комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает воспитывать в детях доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию, помогает ребенку приобрести богатый опыт по взаимодействию с окружающим миром.

  7. Здравствуйте, уважаемая Нина Геннадиевна! Сегодня много методик и практик по формированию экологической культуры обучающихся. Например, происходит организация учебных занятий вне классной комнаты. Как Вы относитесь к этой форме занятий и используете ли в своей практике?

    1. Добрый день, Елена Валерьевна. К организации внеклассных учебных занятий отношусь положительно. В своей практике применяю экскурсии, походы, работу на учебно-опытном участке.

  8. В советское время в каждой школе наступал такой день, когда весь класс выводили либо в школьный двор, либо в городские парки и каждый школьник высаживал дерево. А потом постоянно мог приходить и ухаживать за своим деревом, а иногда и именные таблички на уроках труда выжигали на фанерке, а после устанавливали рядом с деревом. На мой взгляд, это была замечательная традиция и с воспитательной точки зрения, и с точки зрения экологии. Стоит ли возродить эту традицию?

    1. Добрый день, Светлана Александровна. Согласна с Вами, что традиция посадки деревьев была замечательная. Ее обязательно надо возродить в рамках Всероссийских экологических акций по озеленению территорий. В нашей школе эта акция проходит уже пятый год. В этом году в окрестностях школы появится новая аллея, посвященная В.И. Вернадскому.

  9. Здравствуйте, Нина Геннадиевна. Ведете ли Вы какие-либо кружки по данной проблеме и как это влияет на формирование уровня экологической культуры?

    1. Добрый день, Ольга Сергеевна. Я веду кружок “Экологический театр”. С одной стороны, он позволяет развить творческие способности детей, а с другой,- помогает формировать экологическую культуру, рассказывать о проблемах экологии в игровой форме.

  10. Добрый день, Нина Геннадиевна. Какие игровые формы работы по экологическому воспитанию в 5-х классах Вы можете предложить?

    1. Здравствуйте, Жанна Анатольевна. В своей работе я применяю следующие формы работы:
      – игровые обучающие ситуации
      – игры с использованием игрового персонажа
      – игровые обучающие ситуации
      – выставки игровых персонажей с описанием использования
      – игра-путешествие с элементами сюжетной игры
      – подвижные игры с элементами имитации
      – экологические сказки

  11. Уважаемая Нина Геннадиевна! В своей статье Вы отразили обучение биологии в рамках ФГОС. А как Вы относитесь к проектной технологии? Имеется ли в Вашей практике наработки по данной теме?

    1. Елена Валерьевна, проектная технология в моей работе играет ведущую роль. Считаю, что она способствует формированию исследовательских навыков, позволяет развить познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда. В моей практике много наработок по данной теме. Мои ученики- постоянные участники различных конкурсов проектов, где занимают призовые места на различных уровнях.

  12. Здравствуйте, уважаемая Нина Геннадьевна! Как вы организуете работу по диагностике и формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса при воспитании у обучающихся экологической культуры?

    1. Уважаемая Елена Юрьевна! Формирование УУД происходит в ходе всего образовательного процесса. При формировании экологической культуры как на уроках, так и во внеурочной деятельности использую разнообразные формы и методы, способствующие развитию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных действий. Считаю очень эффективной работу в группах, исследовательскую деятельность, проектную деятельность и т.д. Это способствует формированию коммуникативных навыков (дети учатся высказывать свое мнение, учитывать мнение других, отстаивать свою точку зрения и др.), развивает познавательный интерес (они наблюдают, экспериментируют, ищут необходимую информацию и др.), формирует личностные УУД (любовь к Родине, ценность жизни, здоровый образ жизни и т.д.). Если говорить о диагностике, то я использую разные формы, такие как беседа, самооценка, анкетирование, мониторинги разных видов (на критериальной и содержательной основе), обобщение и анализ полученной информации и т.д.

  13. Добрый день, Нина Геннадьевна! Проблема экологического воспитания на современном этапе очень значима. Мне хотелось бы услышать примеры реализованных проектов обучающимися старшей ступени. Какова их практическая направленность и результативность?

    1. Здравствуйте, Светлана Михайловна. Обучающиеся старшей ступени работали над проектами: “Мониторинг окружающей среды (территория школы)”, “Влияние шума на организм школьников”, “Биоиндикация почв учебно-опытного участка” и др. На основании данных исследований определяется экологическое состояние посёлка Строитель и предлагаются пути решения данных проблем.

  14. Нина Геннадьевна здравствуйте. Скажите пожалуйста, какую практическую работу по охране окружающей среды Вы проводите у себя в поселке с детьми? Видители Вы результаты своей работы?
    С уважением Елена Елена Евгеньевна.

    1. Здравствуйте, Елена Евгеньевна. Я совместно с детьми провожу следующие виды работы: защита окружающей среды (подкормка животных, изготовление кормушек и домиков для птиц), пропаганда идей охраны природы (буклеты, плакаты), привлекаю к участию в “Экологическом патруле”. Результаты работы видны: наш посёлок стал чище и красивее.

    1. Здравствуйте, Елена Викторовна. Практическая направленность моей деятельности – это наблюдение и эксперимент. Данная работа приучает к дисциплине, организованности, воспитывает бережное отношение к природе.

  15. Добрый день, уважаемая Нина Геннадиевна! Мня очень заинтересовала ваша тема. В связи с этим у меня возник вопрос: ” Участие в каких творческих конкурсах учениками, на Ваш взгляд, способствует формированию экологической культуры?” С уважением, Желтикова Ольга.

  16. Добрый день, уважаемая Нина Геннадиевна!На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Как Вы думаете, как можно восстановить потерю экологической грамотности у обучающихся?С уважением, Баранова Светлана.

    1. Здравствуйте, Светлана. Потерю экологической грамотности можно восстановить, если будет осуществляться непрерывное экологическое образование: ДОУ – школа – ВУЗ – производство. Не стоит забывать, конечно, и о формировании социально-экологических представлений в семье.

  17. Здравствуйте, уважаемая Нина Геннадиевна! Я преподаю литературу в среднем звене. Скажите, пожалуйста,у Вас есть опыт интегрирования экологии с литературой?

    1. Добрый день, Элла Владимировна! В наше время становится актуальным формирование у обучающихся единой научной картины мира, воспитание гуманистического мировоззрения и диалектического мышления, формирование метапредметных компетенций. Этому способствуют интегрированные уроки. В моей практике есть бинарные уроки с учителями литературы по рассказу Евгения Носова “Кукла”, стихотворению М.Волошина “Машина”, В.Астафьева “Царь-рыба”, В.Распутина “Прощание с Матёрой”.и т.д.

  18. Уважаемая Ольга, спасибо за вопрос. Я с детьми принимаю участие в различных творческих конкурсах: “Марш парков”, “Вернадские чтения”, конкурс исследовательских проектов “Я и Земля” и др. Мне кажется, все данные конкурсы способствуют формированию экологической культуры

  19. Уважаемая Нина Геннадиевна! Согласна со всеми предыдущими комментариями о значимости экологического воспитания в школе. Но к сожалению практика показывает, что после того как дети оказываются за стенами школы, они ведут себя по-другому. Как Вы относитесь к этому? Какая работа проводится с родителями обучающихся кроме родительских собраний?

    1. Уважаемая Светлана Семеновна! Я считаю, что кроме родительских собраний необходимо изыскивать и другие формы работы. Я организую совместные экскурсии, однодневные походы, поездки в заповедники и заказники, что оказывает положительное влияние и на детей и на взрослых.

  20. Уважаемая Нина Геннадиевна. Проводите ли Вы интегрированные уроки? Как на таких уроках формируете у обучающихся метапредметные компетенции?

    1. Елена Валерьевна, подобный вопрос был задан Эллой Владимировной, поэтому я немного повторюсь. Интегрированные уроки я провожу, так как они способствуют воспитанию гуманистического мировоззрения и диалектического мышления, формированию метапредметных компетенций. В моей практике есть бинарные уроки с учителями русского языка и литературы по рассказу Евгения Носова “Кукла”, стихотворению М.Волошина “Машина”, В.Астафьева “Царь-рыба”, В.Распутина “Прощание с Матёрой”.и т.д.

      1. Уважаемая Нина Геннадиевна! Конкретизируйте, пожалуйста, ответ. Мне интересны формы работы по формированию метапредметных компетенций.

        1. Елена Валерьевна, моим детям очень нравятся виртуальные экскурсии (МХК, ИЗО, экология), полевые экскурсии (география, краеведение, экология), экологический эксперимент (технология, химия ,экология),

  21. Нина Геннадиевна! Скажите пожайлуста, какую практическую работу по охране окружающей среды Вы проводите у себя в поселке с детьми? Видите ли Вы результаты своей работы?

    1. Елена Евгеньевна, я уже ответила на Ваш вопрос. Пожалуйста, посмотрите выше.

  22. Уважаемая Нина Геннадьевна!
    Занимаетесь ли Вы с учащимися исследовательской деятельностью? Ведь формирование научного экологического мировоззрения зависит от этой важной формы деятельности.

    1. Елена Евгеньевна, особое место в исследовательской деятельности занимает работа на учебно-опытном участке.Такая работа обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе.

  23. Уважаемая Нина Геннадиевна! Насколько помогает региональный компонент “Экология Тамбовской области” 6-8 классы в формировании экологической культуры?

    1. Уважаемая Людмила Валентиновна! Я считаю, что главной целью данных курсов является овладение знаниями по экологии растений и животных своего края и бережного отношения к природе Тамбовской области, а также механизмами взаимодействия человека с окружающей средой.

      1. Напряжение сказывается, проблемы с техникой дают о себе знать. Произошёл сбой.

  24. В школе изучается предмет «Литературное краеведение». Возможно ли осуществление экологического воспитания в процессе изучения данного предмета?

  25. Добрый день, Нина Геннадьевна! Обмениваетесь ли Вы опытом по осуществлению экологической деятельности в рамках развития сотрудничества детских коллективов? И на каком уровне?

    1. Здравствуйте, Лариса Викторовна! Да, ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция учащихся Тамбовского района “Новое поколение. Путь в науку”, где мы с ребятами принимаем активное участие, кроме этого мы выезжаем по приглашению на конференции в школы города.

  26. Экологическое воспитание в процессе изучения предмета “Литературное краеведение” возможно. Например, совместно с учителем литературы были проведены театрализованное представление «Легенда о Цне», конкурс стихов тамбовских поэтов «Тамбовский край, ты часть моей России!» и другие.

  27. Добрый день, Нина Геннадиевна! Скажите, пожалуйста, в каких Интернет-проектах Вы участвуете с детьми, где можно найти Ваши материалы и публикации?

    1. Уважаемая Светлана Борисовна! Материалы и публикации Вы можете найти на моем сайте в сети Интернет, на сайтах “Методисты”, “Про школу”, “Опенкласс”, “Сеть творческих учителей” и др.

  28. Добрый день, Нина Геннадиевна! Каким образом экологическое воспитание способствует формированию УУД?

Обсуждение завершено