Виртуальная лаборатория Осиповой Марии Юрьевны

<< назад

Осипова Осипова Мария Юрьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарева
Ржаксинский район

Самостоятельная работа как одна из форм организации
системно – деятельностного подхода
к обучению и воспитанию подрастающего поколения

Статья:

“Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и  повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества”

Читать полностью >>

Презентация:

Презентация Осиповой М.Ю. Смотреть презентацию >>

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=ZinuMqUS7QA&w=480&h=360]

29 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Осиповой Марии Юрьевны

  1. Добрый день, Мария Юрьевна! Как вы считаете, каковы требования к организации самостоятельной работы детей?

  2. Здравствуйте, Мария Юрьевна.Использование мультимедийных учебных пособий в достижении ууд позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал, что перекликается с Вашей темой. Используете ли Вы в своей работе мультимедийные учебники и пособия?Какие?

    1. Светлана, я бы с радостью использовала мультимедийные учебники, но, к сожалению, наша школа ими не оснащена. Но мы активно пользуемся Интернетом, находим там электронные учебники, сравниваем учебники разных авторов, выбираем что-то интересное для себя. Безграничны возможности интерактивной доски. Мы этим пользуемся. У нас есть компьютерный класс, где каждый ребенок может самостоятельно поработать с тестами, проектами и др. Конечно, я стремлюсь к использованию новых технологий. А мультимедийные средства дают широкие возможности для организации самостоятельной работы.

      1. Спасибо большое, Мария Юрьевна за исчерпывающий ответ!

  3. Татьяна, самое главное, на мой взгляд, в организации самостоятельной работы- это желание детей самостоятельно работать и желание учителя помочь им в этом. И очень важно, чтобы была система, а не от случая к случаю. Подробнее о требованиях к организации самостоятельной работы я рассказала в своей статье. Я рада, что Вас заинтересовала эта тема.

  4. Добрый день, Мария Юрьевна! В Вашей методической статье рассматриваются способы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках литературы и русского языка. Какова, по-Вашему, роль самостоятельной работы при подготовке к государственной итоговой аттестации? С какими материалами, кроме учебника, самостоятельно работают Ваши дети?

    1. Вера Борисовна, я думаю, что как раз при подготовке к ГИА навыки самостоятельной работы, которые формируются на уроках, будут очень нужны. Ведь работа по подготовке к ГИА – это по большей части и есть самостоятельная работа детей. К сожалению, на изучение русского языка в старших классах отводится очень мало времени. У меня в 10-11 классах русский язык идет 1 час в неделю! И очень хорошо, если к этому времени у детей я смогу сформировать умение самостоятельно работать над какой- то проблемой. Иначе им придется очень трудно при подготовке к экзамену. А сдавать русский язык должны все, это обязательный экзамен. Поэтому роль самостоятельной работы, на мой взгляд очень велика. Конечно, дети работают самостоятельно не только с учебниками. Это и карточки, и Интернет- ресурсы, и тесты, и картины, и презентации и многое другое. Спасибо за вопрос.

  5. Здравствуйте, Мария Юрьевна! В своей статье Вы подробно остановились на различных видах самостоятельной работы. Скажите, а сколько времени на уроке Вы уделяете самостоятельной работе обучающихся? Используете ли Вы на уроках в качестве самостоятельной деятельности обучающихся онлайн-тренажеры для подготовки К ЕГЭ И ГИА?
    С уважением Дубень Л.В.

    1. Лариса, мне нравиться развивать в детях самостоятельность. И это очень пригодится им в дальнейшей жизни. Я думаю, Вы со мной согласитесь. Поэтому самостоятельная работа в той или иной мере присутствует практически на каждом моем уроке. С онлайн- тестами, мы на уроках знакомимся, учимся работать с ними. В дальнейшем же дети работают с ними самостоятельно. Если возникают вопросы, то мы решаем их вместе в классе.

      1. Спасибо за ответ, Мария Юрьевна.

  6. Здравствуйте, уважаемая Мария Юрьевна! Какие методы и приемы мотивации самостоятельной работы обучающихся Вы применяете в своей деятельности?

    1. Елена Юрьевна, я думаю, самая лучшая мотивация- это то, что в жизни им все вопросы придется решать самостоятельно. И к этому нужно быть готовым.

  7. Здравствуйте, Мария Юрьевна! Познакомилась с Вашей статьёй, нашла для себя много интересного. Действительно, наша задача – научить детей учиться самостоятельно, но у меня к Вам вопрос: какие формы и методы самостоятельной работы Вы применяете?

    1. Лариса Викторовна, Вы затронули очень интересную для меня тему. Я готова говорить о формах и методах самостоятельной работы часами. К сожалению, наше время ограничено. Я коснулась некоторых моментов этого вопроса в своей статье. Мне очень интересны нетрадиционные формы организации самостоятельной работы детей. Особенно нравятся нестандартные уроки: урок фантазирования, урок-игра, урок взаимообучения, урок-КВН, игра «Следствие ведут знатоки», аукцион знаний, урок-диспут, урок-турнир, урок-эврика, игра «Волшебный конверт», урок-конкурс, урок творчества и др. Давайте пообщаемся на эту тему после методического семинара. Я уверена, что нам будет интересно.

  8. Добрый день, уважаемая Мария Юрьевна! Спасибо за содержательную статью. Роль самостоятельной работы в процессе обучения очевидна. Но ,на Ваш взгляд, относительно временных рамок, какую часть урока должна занимать самостоятельная работа обучающихся? С уважением, Желтикова Ольга

    1. Ольга, я думаю, что временные рамки для самостоятельной работы будет выбирать учитель в зависимости от типа урока и его задач. Это может быть как целый урок (сочинение), так и одна минута от урока( работа с тестовым заданием). Спасибо за вопрос.

  9. Уважаемая Марина Юрьевна! В своей работе Вы упомянули о том, что вы уделяете большое внимание составлению опорных конспектов. Скажите пожайлуста, кто занимается этой работой: учитель или ученик?

    1. Елена Евгеньевна, мне самой очень помогают опорные конспекты. Я научилась с ними работать, когда сама была школьницей. Спасибо учителю Паджевой Л. В. за это. Теперь учу своих детей такой работе. В наше стремительное время опорные конспекты помогают экономить время, развивают умения анализировать и обобщать материал. Таким образом, с опорными конспектами мы работаем вместе с детьми.

  10. Уважаемая Мария Юрьевна! Какие современные технологии Вы используете при организации самостоятельноой работы на уроках русского языка и литературы?

    1. Владимир Викторович, мне интересны такие современные технологии, как: проекты, исследования, разноуровневое обучение, компьютерные технологии, проблемное обучение. Спасибо за вопрос!

  11. Елена Викторовна, конечно мы участвуем в конкурсах различных уровней. Самое активное участие мы принимаем в конкурсах школьного уровня. Свои исследовательские работы и проекты представляем и на районный уровень. Мы постоянные участники районных ученических конференций. Мои дети приняли активное участие в сетевом проекте “Цветущий поселок”. Много сил с детьми отдаем исследовательской деятельности, которая лежит в основе нашего школьного музея. У нас богатый материал. Работа детей не осталась незамеченной. Руководителю музея вручено благодарственное письмо Областной Думы. Недавно мы отметили 100-летний юбилей школы, где были представлены исследовательские работы детей. Нас показывали по ГТРК. Ученики имеют благодарственные письма и грамоты именно за свою исследовательскую деятельность. Нам есть,чем гордиться! Спасибо за вопрос!

  12. Добрый день, Марина Юрьевна! Спасибо за содержательную статью. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Вспомним слова Л.Н.Толстого: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”. Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению творчеству. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.
    Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
    Меня интересует вопрос: “Какие технологии вы используете, организуя самостоятельную работу обучающихся на уроке”? Спасибо.

    1. Уважаемая Елена Валерьевна, мне интересны такие современные технологии, как: проекты, исследования, разноуровневое обучение, компьютерные технологии, проблемное обучение. Спасибо за вопрос!

  13. Уважаемая Мария Юрьевна!
    Главная цель любого урока – это воспитание человека, умеющего самостоятельно анализировать факты, явления, события, добывать знания. Одним словом, каждый учитель должен формировать личность человека, не боящегося мыслить и высказываться. Вы работаете над очень важной проблемой. Проделали огромную работу. У Вас много интересных наработок и идей.
    К сожалению, часто дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботятся о том, чтобы содержание написанного соответствовало заданной теме, панически боятся экзаменов.
    Обидно, что русская литература становится недостаточно востребованной, дети считают её неинтересной, а книги, дожидаясь своих читателей, покрываются слоями пыли на полках библиотек.
    Как Вы заинтересовываете детей, как приобщаете их к чтению?

    1. Ирина Викторовна, Вы задали актуальный на сегодняшний день вопрос. Приобщить ребенка к чтению сложно. Я стараюсь, чтобы была система в этом вопросе. Мы читаем и обсуждаем книги, посещаем библиотеки, смотрим фильмы о писателях и по произведениям, обсуждаем, спорим, каждый высказывает свою точку зрения. Готовим проекты, доклады, статьи о жизни и творчестве писателей. Занимаемся исследовательской деятельностью. История нашего села так или иначе связана с интересными людьми, среди них есть и писатели. История Тамбовской области тоже. Мы организуем выставки, презентации, участвуем в конкурсах и др. Конечно, начинают работать единицы. Но зато потом к нам присоединяется все больше и больше детей. Это приятно. Детям нравиться читать. Нужно только заинтересовать их чтением. А это можно сделать только системно.Спасибо за вопрос!

  14. Здравствуйте Мария Юрьевна! С большим интересом познакомилась с Вашей статьей “Самостоятельная работа как одна из форм организации системно – деятельностного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения”. Скажите пожалуйста, какие метапредметные результаты деятельности Вы предполагаете в итоге реализации своего опыта?
    С уважение Светлана Семеновна

  15. Светлана Семеновна, в итоге своей деятельности я предполагаю достигнуть следующие метапредметные результаты:
    -самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
    – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
    – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
    – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
    – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    – пользоваться словарями, справочниками;
    – осуществлять анализ и синтез;
    – устанавливать причинно-следственные связи;
    – строить рассуждения;
    – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
    – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
    – высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    – задавать вопросы.
    Спасибо за вопрос, Светлана Семеновна!

Обсуждение завершено