Виртуальная лаборатория Шелпаковой Татьяны Александровны

<< назад

Шелпакова Т.А. Шелпакова Татьяна Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «ООШ»
г.Котовск

Проектная деятельность
как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Статья:

“Модернизация Российского  образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и преобразования в обществе требуют от меня как учителя нового подхода к процессу обучения”

Читать полностью >>

Презентация:

Презентация Шелпаковой Т.А.

Смотреть презентацию >>

Видеоролик:

[googleapps domain=”docs” dir=”file/d/0B7ILMYCx4PEQdS1fMTRuUnBHVG8/preview” query=”” width=”640″ height=”385″ /]

72 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Шелпаковой Татьяны Александровны

  1. Здравствуйте, Татьяна Александровна!Скажите, пожалуйста, а почему вы в своей работе решили использовать проектные технологии?

    1. Доброе утро, Светлана! Я считаю, что использование проектных технологий способствует развитию творческих способностей обучающихся и адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения, личные качества.

      1. Спасибо большое, Татьяна Александровна за ответ!

  2. Добрый день, уважаемая Татьяна Александровна! Ознакомилась с Вашей статьей. Вы правы, проектная деятельность необходима, она интересна, познавательна, но меня, как маму, интересует следующий вопрос:можно ли проекты отнести к здоровье сберегающим технологиям? С уважением О. В.

    1. Спасибо за вопрос. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими.

  3. Здравствуйте, Татьяна Александровна! Какие формы презентаций проектов Вы чаще всего используете?

    1. Я считаю, что при проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки, демонстрация готового продукта, праздник, выставка, спектакль, реклама и т. д.

  4. Доброе утро, Светлана! Я считаю, что использование проектных технологий способствует развитию творческих способностей обучающихся и адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения, личные качества.

  5. Как обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом?

    1. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются мотивационные механизмы.

  6. Добрый день, Татьяна Александровна! Как вы считаете, можно ли сказать, что использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования?

    1. Здравствуйте, Ольга! Извините, что долго не отвечала. Я считаю, что может. Этот метод обусловлен тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям и направлена на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

  7. Здравствуйте, Татьяна Александровна! хотелось бы узнать подробнее, какие наиболее важные педагогические приемы Вы используете в методе проектов?

  8. Благодарю за вопрос! Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе. Одним из важных приемов является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся.
    Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

  9. Уважаемая Татьяна Александровна! В своей статье Вы подробно рассказываете об этапах работы над проектом, о формах, которые Вы используете; а как Вы организуете индивидуальный подход к обучающимся в проектной деятельности?

    1. Здравствуйте, Александр и спасибо за вопрос! Я считаю, что следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат.

  10. Здравствуйте, Татьяна! Проектная деятельность- это очень хорошо. Как Вы думаете родители могут принимать участие в разработке проектов вместе с детьми?И какие это даст результаты?

    1. Здравствуйте, Мария Юрьевна, спасибо за вопрос. Я считаю, что привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Но необходимо, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом. Они могут помочь советом, информацией, проявлением заинтересованности. Это сближает детей с родителями и облегчает взаимопонимание.

      1. Спасибо за ответ, Татьяна! Я полностью с Вами согласна, нужна сделать так, чтобы родители не брали на себя большую часть работы над проектом.

  11. Добрый день, Татьяна Александровна! Из Вашей статьи ясно, что в своей педагогической практике Вы используете исследовательские, практико-ориентированные, творческие и ролево-игровые проекты. Знакомо ли Вам понятие “сетевой проект” ?

    1. Здравствуйте, Юлия Викторовна! “Сетевой проект”, подразумеваем – “телекоммуникационный”. Под сетевым проектом надо понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования

  12. Татьяна Александровна, скажите пожалуйста, какое место имеет оценка работы учеников в проектной деятельности?

    1. Это очень важный вопрос – оценка работы обучающихся. Я считаю, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок и интерес к творчеству у детей не иссякал.

  13. Здравствуйте, Татьяна Александровна!Как Вы считаете, в чём главное отличие проектной деятельности от исследовательской?

    1. Спасибо за вопрос! Проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование

  14. Добрый день, Татьяна Александровна! Меня, как родителя, интересует вопрос: какое значение имеет проект для самого ученика?

    1. Добрый день, Ольга! Я считаю, что, прежде всего, это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

  15. Здравствуйте, Татьяна Александровна! Я ознакомилась с Вашей статьей о проектной деятельности. Видно, что Вы не первый год работаете над этим вопросом. Ваши материалы очень полезны для меня, так как тоже в своей работе применяю метод проектов. Скажите, пожалуйста, были ли в Вашей работе с обучающимися начальных классов долгосрочные проекты? Если были, то какие?

    1. Добрый день, Светлана Михайловна. Долгосрочные проекты в моей работе были. Например, “Моя семья”, “История моего города”, “Мы – внуки Победы”.

  16. Добрый день, Татьяна Александровна! Как вы считаете, возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?

    1. Спасибо за вопрос! Я считаю, что проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.

  17. Добрый день, Татьяна Александровна! В своей статье Вы рассказываете о проектах “Одежда”, “Живая азбука”, “Режим дня”. Этот опыт показался мне очень интересным. Скажите пожалуйста, а по каким критериям Вы оцениваете эффективность проектной деятельности во внеурочное время?

    1. Добрый день, Анна! Критериями эффективности использования проектных технологий во внеурочной деятельности у детей начальных классов считаю: повышение комфортности ребёнка в образовательном учреждении, динамика познавательной активности учащихся младших классов, повышение уровня информированности родителей.

  18. Татьяна Александровна, меня, как родителя, интересует вопрос: скажите пожалуйста. зачем современному школьнику необходимо владеть проектированием?

    1. Наталья, проектирование помогает решать различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

  19. Добрый день, Татьяна Александровна! Ваша статья очень интересна и познавательна. Не могли бы Вы приведите примеры факторов, которые, по Вашему мнению, влияют На ход работы над проектом. С уважением, Желтикова Ольга.

    1. Добрый день, Ольга! Считаю, что на ход работы над проектом влияет высокая заинтересованность учащихся в результатах своего труда, мотивация к определенному виду деятельности, методическое и материальное обеспечение школы и кабинета.

  20. Здравствуйте, Татьяна Александровна! Вы пишете, что работа над проектами в начальной школе формирует определенный ряд умений, в том числе и умение ставить простые эксперименты. В какую экспериментальную деятельность Вы включаете младших школьников при работе над проектами?

    1. Вера Борисовна, на уроках я провожу простые эксперименты в виде опытов, наблюдений, практических работ.

  21. Добрый день, Татьяна Александровна! Любая деятельность имеет преимущества и недостатки. Видите ли Вы “минусы” проектной деятельности?

    1. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание “засветиться” на каком-нибудь конкурсе. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой “Выставку достижений учителей”.

  22. Здравствуйте, Татьяна Александровна!Какие универсальные учебные действия можно сформировать у младших школьников, включая их в проектную деятельность?

    1. Здравствуйте, Галина Ивановна! Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие УУД: определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия, выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности, проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

  23. Здравствуйте Татьяна Александровна! Роль проектной деятельности в раскрытии творческого потенциала личности неоспоримо велика. Но увлекаясь таким видом деятельности не прерываем ли мы логику, системность, последовательность изучения материала в начальной школе. Как часто Вы с детьми работаете над проектами по основным предметам и какую практическую направленность они имеют?

    1. Здравствуйте Елена Евгеньевна! Проектная деятельность не только не нарушает логику изучения материала, но расширяет и углубляет его содержание. Мы с детьми составляем проекты по разделам изученных тем. Это развивает гибкость мышления, пытливость ума, способность предвидения, самостоятельность учеников.

      1. Спасибо, Татьяна Александровна! Вы используете проектную деятельность как метод работы над развитием речи. Что натолкнуло Вас именно на работу в этом направлении?

  24. Здравствуйте, Татьяна Александровна! Скажите, пожалуйста, Вы используете проектную деятельность только на уроках? Или проектная деятельность имеет место быть и во внеурочное время?С уважением Лариса Дубень.

    1. Уважаемая Лариса Викторовна! Конечно, я активно использую проектную деятельность во внеурочное время. Я составила программы дополнительного образования “Расти здоровым”, ” Чтобы долго нам прожить – надо с ППД дружить”, реализация которых позволяет использовать проектную деятельность.

      1. Спасибо за ответ, Татьяна Александровна! Желаю Вам успехов в работе!

  25. Уважаемая Татьяна Александровна, с большим интересом познакомилась с Вашей статьей. Считаю данную технологию актуальной и востребованной в современной школе. Применение проектной деятельности в начальном звене послужит хорошей базой для освоения программ на последующих ступенях обучения по новым ФГОС

    1. Уважаемая Любовь Алексеевна! Спасибо за высокую оценку моей работы!

  26. Здравствуйте, Татьяна Александровна! Скажите пожалуйста, какую цель вы ставите перед собой, обучая детей проектной деятельности?

    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Прежде всего: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

  27. Добрый день, Татьяна Александровна! Хотелось бы узнать, как Вы выбираете тему проекта для младших школьников?

    1. Добрый день, Юлия!Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.

  28. Здравствуйте , Татьяна Александровна!Скажите пожалуйста, какой проект Вы считаете идеальным?

    1. Здравствуйте , Елена Борисовна! Идеальным я считаю тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

  29. Татьяна Александровна! Как Вы считаете готовы ли дети младшего школьного возраста к проектной деятельности?

    1. Спасибо, Александр за вопрос. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И конечно же на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

  30. Здравствуйте, Татьяна Александровна!Скажите пожалуйста, какие требования предъявляются к учителю, реализующему проектную деятельность?

    1. Здравствуйте, Галина Алековна! Я думаю, что учителю проектного обучения нужно овладеть методическими приемами, освоить технические средства, но самое главное, работать над собой, чтобы изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении субъект – субъектного взаимодействия и сотрудничества в проектной деятельности не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников.

  31. Здравствуйте,Татьяна Александровна! Какова роль учителя при создании проекта с детьми?

    1. Уважаемая Елена! Моя роль заключается в консультации обучающихся по разным вопросам, моделировании различных ситуаций, создании ситуаций выбора и свободы самоопределения. Задаю провоцирующие вопросы, для размышления, самостоятельной оценки деятельности.

  32. Уважаемая Татьяна Александровна! Какую роль вы отводите такой важнейшей стадии детского проекта как проблема (первое П)? Как вы работаете над постановкой проблемы, поделитесь опытом, пожалуйста!

    1. Уважаемая Елена Юрьевна! Я рада поделиться с вами своим опытом. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Я выявляю причины проблемы.
      Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом её факторов, подтверждённым количественными показателями. Эти показатели основаны на ранее проведённых исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации).

  33. Татьяна Александровна, проектная деятельность предусматривает постоянный поиск информации. И не секрет, что не все младшие школьники могут переработать её. Как родители ваших учеников относятся к повышению объёма заданий?

    1. Ирина Викторовна, мои родители охотно поддерживают стремление детей к проектной деятельности, помогают им в поиске информации, контролируют их деятельность и радуются их успехам. Я не думаю, что мои ученики слишком перегружены, ведь творческие успехи детей- это один из основных стержней формирования позитивного отношения к учёбе.

  34. Татьяна Александровна, Привлекаете ли Вы родителей обучающихся к созданию проектов? Если да, то как? Какую часть работы по созданию проекта могут выполнить родители со своими детьми?

    1. Елена Викторовна, мои родители активно участвуют в проектной деятельности – помогают в поиске информации, контролируют их деятельность и радуются успехам своих детей.

  35. Уважаемая Татьяна Александровна, очень понравилась Ваша презентация к статье. В ней Вы приводите результаты анкетирования. Каким образом Вы определили заинтересованность учащихся в том или ином виде проектной деятельности?

    1. Уважаемая Елена Евгеньевна! Заинтересованность учащихся в том или ином виде проектной деятельности я определила по результатам анкетирования. Вопросы анкеты есть в презентации.

  36. Уважаемые коллеги! Спасибо за общение, за интерес к моей работе. Всем успехов, здоровья!

Обсуждение завершено