Виртуальная лаборатория Яковлевой Веры Борисовны

<< назад

Яковлева Яковлева Вера Борисовна
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Тамбов

Личностно-ориентированный подход как необходимое условие формирования толерантных установок у школьников

Статья:

“С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс движет общество вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее”

Читать полностью >>

Презентация:

yakovleva-prezentaciya

Смотреть презентацию >>

Видеоролик:

38 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Яковлевой Веры Борисовны

  1. Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в своей виртуальной лаборатории. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

  2. Уважаемая Вера Борисовна! Темой Вашей статьи заявлен личностный подход как необходимое условие формирования толерантных установок у школьников. Скажите, какие конкретно методические приемы Вы применяете на уроках для формирования толерантного отношения детей, например, к представителям других национальностей или других религиозных конфессий? Как Вы диагностируете результативность применения этих приёмов?

  3. Вера Борисовна, хотелось бы уточнить понятия: личностно-ориентированный подход имеет определенные технологии? или «одной из таких технологий является личностно-ориентированный подход?»
    Можно ли назвать педагогические технологии, которые в большей степени способствуют формированию толерантности школьников?

    1. Уважаемая Надежда Константиновна! Личностно-ориентированный подход реализуется мною через различные педагогические технологии: развития критического мышления, проектной деятельности, проблемного обучения. Эти приемы способствуют формированию толерантности, так как учат слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь отстоять свою.

      1. Вера Борисовна спасибо за ответ на второй вопрос, но я бы хотела получить ответ и на первый “Хотелось бы уточнить понятия: личностно-ориентированный подход имеет определенные технологии? или «одной из таких технологий является личностно-ориентированный подход?»

        1. Уважаемая Надежда Константиновна! Понятие личностно-ориентированного обучения используется и как целостная технология, и как подход, применяемый в других педагогических технологиях. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы.

  4. Елена Юрьевна, спасибо за вопрос.Я не делю детей по национальному признаку, так как мы все – граждане России. Личностно-ориентированный подход изначально подразумевает построение обучения, исходя из индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это возможно через индивидуальные беседы, задания, индивидуальное оценивание.Также практикую работу в парах и группах сменного состава. Толерантность диагностировать в том виде, как мы привыкли, невозможно. Результаты проявляются в желании и потребности ребенка участвовать в общественной жизни. Признаком формирования толерантности является также снижение уровня конфликтности в школьной среде.

  5. Уважаемая Вера Борисовна! Полностью с Вами согласен по вопросу формирования толерантности у школьников. Каковы, на Ваш взгляд, способы преоделения нехватки тех духовных скреп, о которых упоминает В.В. Путин в с воем послании к Федеральному Собранию в декабре 2012 г.

    1. Владимир Викторович, спасибо за вопрос. Среди “способов преодоления нехватки духовных скреп” выступает формирование патриотических чувств, духовно-нравственной личности с идеалами гуманизма и сформированным толерантным сознанием.

  6. Добрый день! Уважаемая вера Борисовна, скажите пожалуйста какие методы и приёмы используются для формирования межконфессиональных и межнациональных толерантных установок у школьников? Существуют ли,на Ваш взгляд, подобные проблемы между детьми.

    1. Уважаемая Татьяна Александровна! Межнациональные проблемы во взаимоотношениях между людьми всегда актуальны. В основе личностно-ориентированного подхода лежит индивидуализация процесса обучения через сочетание групповых и парных форм работы, что, в конечном итоге, и формирует толерантные установки у ребенка.

  7. Вера Борисовна, скажите, реализованы ли по вашей теме какие-либо интернет-проекты с детьми? А также, где вы ещё публиковались по данной теме:сетевые сообщества, публикации в газетах или научных сборниках и.т. д) Спасибо!

    1. Татьяна Александровна! Мы с детьми широко используем возможности Интернет-простанства для участия в проектной деятельности: приняли участие в Интернет-викторине по истории, в настоящее время участвуем в Интернет-форуме по патриотическому воспитанию. Сама являюсь участником педагогических сообществ “Открытый класс”, “Педсовет.ру”, “Сеть творческих учителей”, где опубликованы мои работы.

  8. Добрый день, уважаемая Вера Борисовна! Ваша статья вызвала у меня огромный интерес.Применяете ли Вы, используя личностно-ориентированный подход для формирования толерантности, метод эмпатии.

    1. Спасибо за вопрос, Ольга! Эмпатия подразумевает сочувствие, сопереживание другому человеку, что созвучно понятию толерантности. Проявлению эмпатии способствуют средства эмоционального воздействия: просмотр видеороликов, отрывков из фильмов, анализ художественных текстов.

  9. Здравствуйте Вера Борисовна! Вы пишите, что если уровень упрощенного задания выбирает ученик, которые испытывает определенные трудности в усвоении, то его оценка будет выше. А как это отразится на “отметке”? Не испытываете ли вы затруднения при выставлении отметок, особенно итоговых при личностно-ориентированном подходе в обучении?

    1. Елена Евгеньевна, затруднений при выставлении отметок нет, так как дети заранее ознакомлены с критериями оценивания. Выбирая тот или иной уровень, ребенок сознательно рассчитывает на получение конкретной отметки. Переходя от одного уровня заданий к другому, дети имеют возможность добиться более высокого результата. На основании проделанной работы выставляются и итоговые отметки.

  10. Уважаемая Вера Борисовна! Скажите, пожалуйста, влияет ли, на Ваш взгляд, процесс формирования толерантности на жизненное самоопределение школьников?

    1. Добрый день, Елена Юрьевна! Умение принять чужую точку зрения и отстоять свою без толерантных установок невозможно. Процесс самоопределения школьников, безусловно, идет в контексте и под влиянием толерантного мышления. За порогом школы толерантному человеку легче найти свое место в жизни.

  11. Здравствуйте,Вера Борисовна!Меня очень заинтересовала Ваша статья.В своей статье Вы пишите, что большое внимание уделяете рефлексии.Позвольте узнать: на каком этапе урока вы используете данный метод и какие виды рефлексии вы используете?

    1. Светлана, количество времени на рефлексию зависит от типологии урока, от его цели и задач. Я чаще использую её на завершающем этапе урока.Это может быть написание творческих работ, исторических сочинений, эссе, синквейнов, разработка проектов, проведение самостоятельных исследований.

      1. Спасибо большое, Вера Борисовна, за исчерпывающий ответ!

  12. Здравствуйте Вера Борисовна! Прочла вашу статью считаю что технология личностно-ориентированного обучения актуальна и в новой школе Удается ли Вам получить качественную подготовку обучающихся К ЕГЭ и ГИА ?

    1. Лариса Викторовна, личностно-ориентированное обучение обеспечивает качественную подготовку к итоговой аттестации, так как содержание КИМов включает в себя разноуровневые задания. Ребенок имеет возможность отработать именно те блоки заданий, в которых испытывает затруднения. Мои ученики показывают стабильно высокие результаты.

  13. Уважаемая Вера Борисовна, возникают ли в ходе уроков столкновения различных точек зрения обучающихся по изучаемой проблеме? Каковы Ваши действия в данных ситуациях? Какой педагогический инструментарий Вы используете по воспитанию толерантности у обучающихся, стремлению к уважительному общению друг с другом?

    1. Добрый день, Любовь Алексеевна! Конфликты в школе неизбежны, задача педагога – придать им конструктивность, то есть обозначить проблему и найти пути её решения. При разработке стратегии поведения в конфликте первостепенную роль играет сформированность толерантных установок. Педагогический инструментарий: создание проблемных ситуаций, мозговой штурм, психологический тренинг, ситуативные игры и др.

  14. Вера Борисовна, скажите пожайлуста, а как Вы развиваете у обучаемых способность к формированию самооценки, ведь при данном подходе к обучению на первый план выступает все-таки не “отметка”, а “оценка”?

    1. Елена Евгеньевна, самооценка личности может быть завышенной и заниженной. Своей задачей вижу помощь ребенку в развитии умения оценивать себя объективно. Объективная самооценка складывается под влиянием оценки учителя, мнения одноклассников, результативности деятельности самого обучающегося.

  15. Уважаемая Вера Борисовна! В продолжение темы толерантности. В последнее время в нашей стране делается упор на патриотизм, возрождение национальных традиций, национальной культуры, национальной идентификации. Как, на Ваш взгляд, это сочетается с понятие толернтности?

    1. Идея воспитания толерантности не исключает национальной идентификации. Формирование толерантности не ведет к разжиганию национальной розни. Можно любить своё Отечество, его культуру и историю и в то же время с уважением относиться к другим народам

  16. Уважаемая Вера Борисовна, сотрудничаете ли Вы с психолого-педагогической службой по вопросам толерантности? Если да, каким практическим опытом работы Вы можете поделиться?

    1. В нашей школе существует психолого-педагогическая служба, осуществляющая помощь в диагностике личностных качеств ребенка, в предупреждении девиантного поведения обучающихся. Могу поделиться опытом проведения социометрических исследований, изучения психологического профиля класса, определения темперамента личности ребенка и др.

  17. Вера Борисовна, что проводимая Вами работа положительно сказывается на взаимоотношениях Ваших обучающихся внутри коллектива, с родителями, с педагогами, работающими в классе? Заранее благодарю.

    1. На протяжении ряда лет наша школа является школой-лабораторией инновационного развития по теме “Формирование толерантности в учебно-воспитательном процессе” Совместная работа всего педагогического коллектива положительно сказывается на микроклимате в школе и микрорайоне.

  18. Здравствуйте, Вера Борисовна. Возникают ли у Вас трудности общения в поликультурной среде? И как Вы их решаете?

    1. Нина Геннадиевна, использование методов толерантного воспитания ведет к сглаживанию и урегулированию конфликтов, которые могут возникнуть в школе, где учатся дети различных национальностей и культур.

Обсуждение завершено