Попов Арсений Анатольевич

<< назад

учитель ОБЖ, МОУ СОШ №9 г. Мичуринска

Развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий в рамках учебной дисциплины ОБЖ

Статья:

В своей жизни мы периодически сталкиваемся с ситуациями, когда необходимо выполнить какое-то задание, но из-за отсутствия желания, заинтересованности в нем, очень трудно добиться высокого результата
Читать полностью >>

Презентация:

Развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий в рамках учебной дисциплины ОБЖ

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=poY0RpmAKwc&w=480&h=360]

53 комментариев на странице “Попов Арсений Анатольевич

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Я рад приветствовать Вас в своей виртуальной лаборатории. Готов ответить на Ваши вопросы. Надеюсь на интересное плодотворное общение.

  2. Доброе утро, Арсений! Ваш опыт использования флеш-программ показался мне крайне интересным. Как давно Вы используете флеш-программы и возможно ли применение подобных программ на уроках музыки. С уважением, Ольга Комбарова.

  3. Уважаемый Арсений Анатольевич, Ваш опыт очень интересен. По ходу знакомства с Вашими материалами у меня возник вопрос: какое значение имеет для Вас цитата Е. Капеляна? Почему Вы остановили свое (и наще) внимание именно на нее?

    С уважением, Свелана Владимировна Федотова

    1. Уважаемая, Светлана Владимировна, спасибо за вопрос.
      Я с большим уважением отношусь к классическим методам и приемам в образовании, но убежден, что их нужно разумно сочетать с современными педагогическими технологиями.

      1. Спасибо Арсений Анатольевич, за ответ по существу. Меня же больше интересует вопрос привлечения авторитетов в поддержку Вашей позиции, которое, как я понимаю, Вы осуществляете и в процессе обучения. Предмет ОБЖ, на первый взгляд, далек от искусства. Вы могли бы аргументировать свою профессиональную позицию с помощью цитат методистов, педагогов и т.д. Однако Вы обращаетесь к другой сфере. Это осознанный прием или случайная находка?

        1. Уважаемая Светлана Владимировна. Дело в том, что, во-первых, я убежден, что каждый учитель, независимо от предметной области, в которой он работает, должен использовать межпредметные связи. Во-вторых, моя семья и я лично напрямую связаны с искусством (я отчасти являюсь художником). Кроме того, мое убеждение, что любой учитель должен быть человеком образованным. Я люблю театр, кино, литературу. И считаю, что такие деятели искусств, как Ефим Капелян, заслуживают внимания и уважения.

          1. Хороший прием моей подачи, Арсений Анатольевич. Делать что-либо технически или “руками” можно научить, как известно, даже обезьяну. А мыслить образно и говорить афористически удается чаще всего людям искусства. Рада за Ваших
            детей, “купающихся” в такой межпредметной среде. Привлекают ли Ваши учащиеся в своей самостоятельной работе с ИКТ межпредметные связи, прежде всего, литературу и искусство?

  4. Уважаемая Ольга Викторовна, спасибо за вопрос, очень приятно, что мой опыт показался Вам интересен.
    Созданием и реализацией флеш-программ я занимаюсь около восьми лет. Убежден, что их использование возможно и даже эффективно в рамках любой школьной дисциплины. Флеш-технология поддерживает работу со звуковыми файлами, что может быть Вам полезно на уроках музыки.
    Буда рад ответить на любые Ваши вопросы.
    P.S. Если Вас интересуют технические вопросы по флеш-технолгоии, Вы можете обратиться ко мне и после методического семинара.

  5. Здравствуйте Арсений Анатольевич! На Ваш взгляд,не приведёт ли постоянное использование ИКТ к программированию личности ребёнка, который сможет выполнять работу только по алгоритму?

    1. Уважаемая Светлана Александровна, спасибо за вопрос.
      Ваш вопрос очень актуален, поэтому отвечу по пунктам:
      1. В моей работе я использую различные методы и технологии, поэтому о постоянном использовании ИКТ на уроке речь не идет. Также я соблюдаю нормы СанПиН по гигиеническим требованиям к режиму образовательного процесса для обучающихся каждого возраста.
      2. Я не учу детей работать по готовым алгоритмам, напротив, я стараюсь ставить проблемные задачи, требующие творческих решений.

  6. Здравствуйте, Арсений Анатольевич! Вашу статью прочитала с удовольствием. Рада, что Вы приверженец ИКТ в рамках ОБЖ. Если у Вас в школе в кабинете ОБЖ стоит интерактивная доска, то это заслуга не только Ваша, но и администрации школы. К сожалению, бытует мнение, что ОБЖ – второстепенный предмет. Как переломить общественное мнение и доказать, что ОБЖ – один из важнейших предметов?

    1. Ольга Станиславовна, важность предмета ОБЖ доказывает со временем сама жизнь. Если знания, полученные в рамках изучения этого предмета, будут полезны обучающимся и выпускникам, это, в конечном счете, и «сломает» общественное мнение. Могу также сказать, что мнение общества по отношению к ОБЖ уже меняется. По результатам опроса, проведенного мной на сайте, большинство респондентов ответило, что ОБЖ – предмет такой же важный, как и предметы, традиционно считающиеся «основными», часть – что это один из наиболее важных предметов, очень небольшая часть – что этот предмет менее важен, чем другие, и никто – что этот предмет должен быть факультативным, или что он не нужен совсем.
      Что же касается интерактивной доски, то у меня в кабинете ее нет. Но администрация школы идет мне навстречу и ставит часть уроков в кабинет информатики или другие кабинеты, оборудованные ей.

  7. Уважаемый Арсений Анатольевич! Какие индивидуальные приёмы развития познавательного интереса Вы используете в процессе формирования УУД обучающихся?

    1. Спасибо за вопрос, Светлана Александровна. Для формирования универсальных учебных действий в своей деятельности я использую проблемные ситуации, практикоориентированные задания, подсказки, вызывающие догадки и другие приемы.

  8. Добрый день, Арсений Анатольевич! Имеете ли Вы в своем кабинете все необходимое оборудование для проведения уроков с использованием ИКТ? Если нет, то как Вы выходите из положения?
    С уважением, Смертина Ольга Викторовна

    1. Здравствуйте, Ольга Викторовна. Этот вопрос мы уже выше обсуждали с Ольгой Станиславовной, добавлю, что мой кабинет не имеет необходимого для этого оборудования. Кабинет ОБЖ включает достаточно много специализированного оборудования, поэтому просить администрацию укомплектовать его еще и интерактивной доской или компьютерами было бы с моей стороны просто неудобно. Довольно часто я провожу свои уроки в кабинете информатики, даже одно время был заведующим этим кабинетом.

  9. Добрый день Арсений Анатольевич!
    1.А, как Вы сочетаете хорошую информативность знаний учащихся и суммарное, вредное воздействие компьютера?
    2. Какую роль, Вы уделяете практической направленности в преподавании Вами предмета ОБЖ и в чём это выражается? С уважением, Сивкова Людмила Борисовна.

    1. Спасибо, Людмила Борисовна, вопрос очень интересен. Отвечаю по пунктам:
      1. Сменой видов деятельности, нормированием времени, проводимого обучающимися за компьютерами, согласно требованиям СанПиН. Возможно, знакомясь с моими материалами, у многих моих коллег сложилось впечатление, что на моих уроках дети слишком много времени проводит за монитором. Уверяю Вас, это далеко не так, время работы за компьютером значительно меньше, чем те же нормы СанПиН. Так, даже на своем открытом уроке, где я позиционировал себя как учителя, активно применяющего ИКТ, дети работали непосредственно за компьютером менее пяти минут.
      2. Практическая направленность – неотъемлемое качество предмета ОБЖ. Каждый преподаватель-организатор должен, как я считаю, уделять этому вопросу большое внимание. Из своего опыта могу сказать, что там, где позволяла местность (например, сельская школа, где я проработал восемь лет) многие занятия проводились на природе, например, создание временных укрытий, ориентирование и тому подобные. В условиях городской школы применяю метод моделирования, как, например, создание фильтров, обуви, костров, укрытий и других предметов из уменьшенных моделей или в натуральную величину. Сюда же могу отнести и формирование навыков при использовании флеш-приложений.

  10. Здравствуйте, Арсений Анатольевич! Не кажется ли Вам, что повышение степени интеративности учебного процесса не дает всем ученикам проявить себя на уроке. Что делать отстающим и менее активным? Как их вовлечь в учебный процесс?

    1. Уважаемая Ольга Викторовна, спасибо за вопрос. Дело в том, что интерактивность учебного прцесса я направляю на развитие у детей познавательного интереса, что приводит к вовлечению всех воспитанников в учебный процесс, повышению мотивации, их активности на уроке и результативности.

  11. Уважаемый Арсений Анатольевич, в своей статье вы говорите об обобщении и распространении опыта учащихся по предмету с помощью электронного портфолио. Мне кажется эта идея интересной и мне хотелось бы побольше об этом узнать. Что включает в себя данное портфолио, из каких разделов состоит?

  12. Уважаемый Арсений Анатольевич! Вот такой факт: – исследования японских ученых в вопросе исследования использования ИКТ-технологий в процессе обучения детей свидетельствует об отрыве теоретических знаний от практики. Предмет ОБЖ – практический. Не считаете ли Вы, что использование ИКТ уменьшает практическую направленность предмета?

    1. Ольга Станиславовна, свою задачу как учителя я вижу как раз в том, чтобы задания, созданные с использованием ИКТ, имели максимальную практическую направленность. Собственно говоря, сам я начал работу в этом направлении только потому, что в условиях учебного кабинета в отдельных случаях разумнее использовать ИКТ, формируя навыки на основе теоретических знаний. Там же, где, по моему мнению, более уместна практическая деятельность, используются практические задания.

  13. Арсений Анатольевич, я сама работаю над темой использования творческих заданий. Какие творческие задания Вы предлагаете обучающимся для развития их познавательного интереса и творческой активности с использованием ЦОР?

    1. Уважаемая Ольга Викторовна, в качестве творческих заданий в своей практике я использую моделирование проблемных ситуаций с помощью флеш-программы: “представьте, что ваш самолет потерпел крушение”, ориентирование в лесу и т.д.

  14. Здравствуйте, Арсений Анатольевич!
    В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Согласитесь, Ваш предмет имеет больше практическую направленность – использование ИКТ технологий это замечательно, но хотелось бы узнать в процентном соотношении практические занятия на природе, полосе препятствий и пр. превалируют над кабинетными занятиями с ИКТ?

    1. Николай Васильевич, в соответствии с программой ОБЖ кабинетных занятий все же больше, чем занятий на природе. Но те занятия, на которых предусмотрена подобная деятельность, проводятся на природе, во дворе школы. Например, как только установится сухая погода, девятые классы будут учиться преодолению препятствий. Большой популярностью пользуется сделанный мной в прошлом году скалодром, который тоже используется на таких занятиях. На улице проходит подготовка десятиклассников к учебным сборам на базе воинской части. С шестиклассниками во дворе школы ставим палатки. Вообще, как я считаю, практические занятия проводятся достаточно эффективно. Добавлю, что я – руководитель стрелкового и туристического кружков, инструктор детско-юношеского туризма, что помогает мне и в урочной деятельности.

      1. Арсений Анатольевич, по окончании института я год преподавал ОБЖ. Самыми яркими воспоминаниями у меня осталось участие в районных и областных турслетах, на которых мы достойно представляли наш район, а Вы со своими обучающимися принимали участие в таких соревнованиях, каких результатов Вы добились?

        1. Да, Николай Васильевич, наша школьная команда – постоянный участник подобных соревнований, как городских, так и областных – областного туристического слета, областной военно-туристической игры “В зоне повышенного внимания” и так далее. Неоднократно мои воспитанники становились призерами и победителями туристических соревнований, в том числе уже и в этом году. С этого года по предложению местной станции туристов я буду готовить сборную города Мичуринска к участию в туристических соревнованиях.

  15. Уважаемая Наталья Васильевна, очень приятно, что мой опыт оказался для Вас интересным. Электронное портфолио моих воспитанников включает карты самодиагностики уровня развития познавательного интереса и творческой активности обучающихся, дипломы и громоты за участие и победы в конкурсах, олимпиадах, туристических и спортивных соревнованиях, творческие проекты, разработанные воспитанниками.
    Практика показывает, что данная форма представления информации о себе интересна и значима для обучающихся. Они с удовольствием создают портфолио и регулярно корректируют его содержание.

  16. Уважаемый Арсений Анатольевич! Представленный Вами материал по теме «Развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий в рамках учебной дисциплины ОБЖ» достаточно интересный. А с какими трудностями в своей работе Вы сталкиваетесь?

    1. Уважаемая Наталия Алексеевна, спасибо за положительную оценку представленного мною материала.
      Конечно, в своей практике я сталкиваюсь с разными проблемами. В первую очередь, это трудности технического плана: не каждый раз удается проводить уроки в кабинете информатики или другом, оборудованном интерактивной доской. Не всегда имеющиеся в наличие цифровые образовательные ресурсы соответствуют индивидуальным особенностям моих воспитанников и моим педагогическим задачам, поэтому зачастую приходится создавать собственные, адаптированные ресурсы.

  17. Уважаемый Арсений Анатольевич! Это замечательно, что Вы прививаете своим ученикам навыки работы с информационно-коммуникационными средствами обучения. Скажите, пожалуйста, используете ли вы элементы других технологий (кроме ИКТ) в своей педагогической деятельности?
    С уважением, Чекмезова М.В.

    1. Спасибо, уважаемая Марина Владимировна, за вопрос.
      Конечно, свой образовательный процесс я строю в тесной взаимосвязи разных педагогических технологий. Это и проектная, исследовательская и здоровьесберегающие технологии, проблемный метод, метод помелирования и другие.

  18. Уважаемый Арсений Анатольевич! Тема Вашей статьи очень актуальна и интересна. Но ИКТ-технологии сейчас очень широко используются всеми учителями-предметниками как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На Ваш взгляд, не вредит ли это здоровью детей? Не снижается ли мотивация обучающихся при такой “всепредметной визуализации” к обучению?
    С уважением, Татьяна Анатольевна.

    1. Уважаемая Татьяна Анатольевна, спасибо за вопрос. Использование мною возможностей ИКТ в педагогической практике не означает отказ от классических методов. Свой образовательный процессс я строю с учетом санитарно-гигиенических норм, в том числе нормирование времени работы с ПК, интерактивной доской и другими средствами ИКТ. Ну а уровень мотивации обучающихся, как показывает практика, только возрастает.

      1. Спасибо, Арсений Анатольевич! Желаем Вам удачи и успехов!
        С уважением, Татьяна Анатольевна.

  19. Уважаемый Арсений Анатольевич!
    Очень приятно видеть в специалисте ОБЖ высокий уровень знаний в области психологии и ИКТ.
    Читая методическую статью, мне захотелось побывать на Вашем уроке. А как это связано с практикой? Ведь предназначение уроков ОБЖ – привязанность к жизни, к практике. Каким образом Вы связываете данную методику с практикой и применением в жизни.
    Желаю Вам удачи.

  20. Арсений Анатольевич! Чем ещё, кроме средств ИКТ, можно разнообразить урок, чтобы поддержать интерес обучающихся к Вашему предмету?
    Ольга Викторовна Смертина.

    1. Ольга Викторовна, спасибо, что вы используете выражение “поддержать интерес” Мне очень приятно, что Вы считаете, что он (интерес обучающихся) на моих уроках присутствует. Познавательный интерес можно поддержать различными способами и средствами: сообщениями об интересных фактах, использованием видеоресурсов (например, для природных явлений), моделировании (укрытия, удочки из подручных средств), практическая деятельность, соревновательные элементы. Это только первое, что пришло на ум)

  21. Уважаемая Галина Истахоровна, спасибо за вопрос. Одна из моих основных задач – формирование практических навыков по предмету, а ИКТ, в том числе флеш-технология – только инструмент в достижении поставленных целей. Я стараюсь создавать такие приложения, которые, в том числе, формируют практические умения и навыки.

  22. Арсений Анатольевич, Вы самостоятельно составляете флеш-программы для своих уроков, которые, несомненно, очень интересны детям. Обращаются ли к Вам за помощью в составлении таких программ Ваши коллеги, преподаватели других предметов?
    Ольга Викторовна Смертина.

  23. Добрый день, Арсений Анатольевич.
    Материалы, представленные вами на семинаре, подтверждают высокий уровень владения ИКТ и творческий подход в их использовании в образовательном процессе.
    Хотелось бы уточнить, какое именно место в вашей работе занимают дистанционные технологии, упоминаемые вами и в статье, и в презентации? Как часто они вами используются и какие педагогические проблемы позволяют решать?

    1. Здравствуйте, уважаемая Елена Александровна! Спасибо за внимание к моим материалам. В своей педагогической деятельности я использую такие дистанционные технологии, как работа с обучающимися в электронных дневниках, общение посредством электронной почты, программы Skype. Это особенно актуально во время отмены занятий в связи с морозами, длительной болезни ребенка, его отъездом, при подготовке к контрольным работам и олимпиадам.

  24. Ольга Викторовна, коллеги чаще интересуются технологией создания, перенимают же опыт немногие. Но те, кто начинает заниматься флеш-анимацией, приходят к мнению, что эта технология значительно превосходит по возможностям, например, программы для создания мультимедийных презентаций. Флеш-анимация требует усилий и увлеченности (кстати, начинал я с мультфильмов). Добавлю, что к флеш-анимации меня приобщил также педагог, лауреат конкурса Учитель года, Н.Н. Шатрова. А еще я делюсь своими разработками с учителями города, иногда делаю небольшие программы для коллег.

  25. Уважаемая Светлана Владимировна! Конечно, мои ученики используют межпредметные связи и в учебной практике (цитируя стихи, отрывки из произведений, вспоминая картины при изучении соответствующих тем и понятий) и в ходе внеучебной деятельности, напримре, при подготовке проектов, внеклассных мероприятий и т.д. Ну а про посиделки у костра во время походов и туристических слетов и говорить нечего…

  26. Уважаемые коллеги, наш семинар подходит к концу, возможно, это сообщение станет последним.
    Я благодарю всех Вас за интересные вопросы.
    Надеюсь, что наше общение будет продолжено за рамками конкурса. Удачи!

Обсуждение завершено