31 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Кулаевой Лилии Валерьевны”
Доброе утро, коллеги! Рада приветствовать вас на своём сайте! Надеюсь на благотворную работу и желаю всем удачи!
Лилия Валерьевна, на своих уроках Вы учите ребят решать проблемы, используя технологию ТРИЗ. Дети высказывают различные предположения. Скажите, а при выборе удачного варианта решения проблемы происходит коллективное обсуждение или каждый принимает решение индивидуально?
Добрый день, Лилия Валерьевна.В своей статье вы говорите, что «.. новая педагогическая система имеет проблемно-ориентированную направленность. Этим она сближается с развивающим обучением В.В. Давыдова и Б.Д. Эльконина. В отличие от развивающего обучения ТРИЗ-педагогика предлагает инструменты для разрешения проблем, …» Скажите пожалуйста какие , конкретно инструменты предлагаются для разрешения проблемы?
Нина Юрьевна, спасибо за вопрос! Под инструментами в данной статье подразумевались техники, которые я использую в своей деятельности. Например, метамодель “Взаимодействие” научит установлению связей между объектами, а метамодель “Мозговой штурм” – высказывать собственное мнение, аргументировать его, отстаивать свою позицию. Метамодель ” Метод маленьких человечков” научит моделированию различных объектов окружающего мира на уровне мельчайших элементов . Широко использую на уроках технику развития творческого воображения (РТВ). Один из любимых приёмов – сочинение загадок. Он может использоваться на любом уроке,этапе урока, а также и во внеклассной деятельности.
Здравствуйте, Лилия Валерьевна , основная суть ТРИЗ – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. Кроме развития творческого воображения, какие ещё стороны этой технологии Вы реализуете?
Уважаемая Алевтина Владиславовна, спасибо за вопрос. Чтобы научить ребенка решать изобретательские задачи, находить нестандартные их решения, сначала надо научить творческому воображению, свободе мышления. Это целесообразнее делать с раннего возраста ( желательно с дошкольного) . Возможности ТРИЗ широки и многогранны, и их надо вводить постепенно. Приемы ТРИЗ применяю на разных этапах урока для мотивации к обучению, постановки целей и темы урока, развития интереса к учебному материалу, а также на этапе рефлексии.
Большое спасибо за вопрос! Например, на уроке в первом классе при обсуждении темы “Хвойные деревья. Новогодняя ёлка” (этап объяснения нового материала) идёт индивидуальная работа. Каждый ребёнок сам для себя определяет верный вариант, тот, который ему близок в данный момент. После обсуждения всех вариантов решения проблемы дети коллективно приходят к единому мнению путём доказательства своей правоты.
Добрый день, Лилия Валерьевна! Добиться положительных результатов при использовании технологии ТРИЗ можно только при систематическом использовании данной технологии. Вы представили примеры использования данной технологии при преподавании разных предметов, в разных классах на различных этапах урока. Какова систематичность использования развивающих заданий и отражено ли это в каких-то Ваших рабочих документах?
Добрый день, Ирина Михайловна! В Вашем вопросе уже есть ответ. Да, только систематическое использование приемов ТРИЗ дает положительные результаты. Многие педагоги не догадываются, что они активно используют различные приемы, природа которых из ТРИЗ – технологии. Использование заданий отражаются в технологических картах, портфолио и в материалах, обобщающих мой опыт работы.
Здравствуйте, Лилия Валерьевна! Имеются ли какие-либо проблемы в применении ТРИЗ в современном образовании?
Уважаемая Евгения Александровна, пока в принимаемых документах по развитию образования еще не говорится о важности использования ТРИЗ, данная технология не получила адекватной государственной поддержки. В большинстве школ ( в том числе и нашей) не вводится предмет ТРИЗ из-за отсутствия средств и кадров. Но мною приемы ТРИЗ используются наряду с другими на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Существенная проблема, возникающая в моей работе, – это увлекающиеся дети и нехватка времени.
Спасибо.
Лилия Валерьевна, ТРИЗ- технологии существуют достаточно долгое время. Что нового для себя Вы открыли для себя в этих технологиях?
Уважаемая, Лариса Викторовна, хотя первая статья о психологии изобретательского творчества ( ТРИЗ) опубликована в 1956 году, а в 80- х годах зарождается ТРИЗ- педагогика, я познакомилась с данной технологией и её приемами относительно недавно и влюбилась в неё. Поначалу некоторые приёмы были мне знакомы, но чем больше я погружалась в ТРИЗ, тем больше я открывала для себя нового, интересного и применимого к своей работе. ТРИЗ предлагает инструменты для разрешения проблем, учит организации исследовательской деятельности, развивает умения прогнозировать и оценивать творческое решение.
Спасибо за исчерпывающий ответ
Лилия Валерьевна, каковы основные методы Вашей педагогической деятельности?
Уважаемая Алевтина Владиславовна, наибольшего эффекта деятельности ученика и учителя на уроке возможно достичь, синтезируя несколько методов в соответствии с целью урока. Наиболее результативными в моей практике являются поисково-исследовательские методы , проектная деятельность и методы проблемного обучения.
Лилия Валерьевна, в своей работе Вы представили результаты диагностики уровня развития воображения учащихся. По каким критериям Вы определяли этот уровень?
С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.
Уважаемая Татьяна Юрьевна, спасибо за вопрос. Данные критерии представлены в методике О.А. Дьяченко. После выполнения учеником определённого задания, подсчитывается коэффициент оригинальности (количество неповторяющихся изображений). Чем меньше таких рисунков в группе исследуемых, тем выше коэффициент оригинальности, соответственно, выше уровень развития воображения учащегося.
Лилия Валерьевна, очень заинтересовал представленный вами материал и ваш опыт работы. Напишите, пожалуйста, а какое продолжение имеет используемая вами технология во внеурочной деятельности.
Уважаемая Елена, практически все приемы ТРИЗ широко используются мною во внеурочной деятельности. Например: при проведении экскурсий применяю прием «Вхождение в картину», на «Празднике наук» с интересом ученики используют прием «Составление загадок и метафор», после посещения читального зала библиотеки обобщаем прочитанный материал, придумывая рассказ- фантазию и прием «Путешествие во времени».
Уважаемая Лилия Валерьевна, каковы результаты участия Ваших учащихся в творческих конкурсах?
Ирина Михайловна, с результатами участия моих учеников в творческих конкурсах Вы можете ознакомиться на моём сайте kulaevaL.wix.com
Добрый день, Лилия Валерьевна! Скажите, пожалуйста, при работе с “волшебными телевизорами” кто заполняет их экран 9учитель или ученики)? Как с этими заданиями(работа с “телевизорами”) справляются дети с низким уровнем развития воображения?
Уважаемая Ульяна Сергеевна, использованию приема «Волшебный телевизор» предшествовала большая работа по развитию творческого воображения. Задания данного вида не вызывают у учащихся затруднений. Заполнение таблицы ( «волшебного телевизора») происходит на интерактивной доске, с которой дети работают систематически.
Лилия Валерьевна, как Вы считаете, на каких этапах урока применение ТРИЗ наиболее эффективно?
Евгения Александровна, применение ТРИЗ – технологий эффективно на разных этапах урока, но особенно мне удаётся на этапе актуализации знаний, а также на других этапах с целью поддержания интереса к материалу.
Лилия Валерьевна, как методику ТРИЗ можно использовать на уроках ИЗО?
Уважаемая Елена, на уроках изобразительного искусства для привлечения внимания к деталям объекта использую приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др.
Уважаемая Лилия Валерьевна, какие трудности Вы испытываете при развитии способности воображения младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики? И как Вы их решаете?
Уважаемая Валентина Александровна, существенная проблема, возникающая в моей работе, – это увлекающиеся дети и нехватка времени. Решаю её активным использованием приемов ТРИЗ во внеурочной деятельности. Проблем было бы меньше, если бы приемы ТРИЗ применялись с более раннего возраста.
Доброе утро, коллеги! Рада приветствовать вас на своём сайте! Надеюсь на благотворную работу и желаю всем удачи!
Лилия Валерьевна, на своих уроках Вы учите ребят решать проблемы, используя технологию ТРИЗ. Дети высказывают различные предположения. Скажите, а при выборе удачного варианта решения проблемы происходит коллективное обсуждение или каждый принимает решение индивидуально?
Добрый день, Лилия Валерьевна.В своей статье вы говорите, что «.. новая педагогическая система имеет проблемно-ориентированную направленность. Этим она сближается с развивающим обучением В.В. Давыдова и Б.Д. Эльконина. В отличие от развивающего обучения ТРИЗ-педагогика предлагает инструменты для разрешения проблем, …» Скажите пожалуйста какие , конкретно инструменты предлагаются для разрешения проблемы?
Нина Юрьевна, спасибо за вопрос! Под инструментами в данной статье подразумевались техники, которые я использую в своей деятельности. Например, метамодель “Взаимодействие” научит установлению связей между объектами, а метамодель “Мозговой штурм” – высказывать собственное мнение, аргументировать его, отстаивать свою позицию. Метамодель ” Метод маленьких человечков” научит моделированию различных объектов окружающего мира на уровне мельчайших элементов . Широко использую на уроках технику развития творческого воображения (РТВ). Один из любимых приёмов – сочинение загадок. Он может использоваться на любом уроке,этапе урока, а также и во внеклассной деятельности.
Здравствуйте, Лилия Валерьевна , основная суть ТРИЗ – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. Кроме развития творческого воображения, какие ещё стороны этой технологии Вы реализуете?
Уважаемая Алевтина Владиславовна, спасибо за вопрос. Чтобы научить ребенка решать изобретательские задачи, находить нестандартные их решения, сначала надо научить творческому воображению, свободе мышления. Это целесообразнее делать с раннего возраста ( желательно с дошкольного) . Возможности ТРИЗ широки и многогранны, и их надо вводить постепенно. Приемы ТРИЗ применяю на разных этапах урока для мотивации к обучению, постановки целей и темы урока, развития интереса к учебному материалу, а также на этапе рефлексии.
Большое спасибо за вопрос! Например, на уроке в первом классе при обсуждении темы “Хвойные деревья. Новогодняя ёлка” (этап объяснения нового материала) идёт индивидуальная работа. Каждый ребёнок сам для себя определяет верный вариант, тот, который ему близок в данный момент. После обсуждения всех вариантов решения проблемы дети коллективно приходят к единому мнению путём доказательства своей правоты.
Добрый день, Лилия Валерьевна! Добиться положительных результатов при использовании технологии ТРИЗ можно только при систематическом использовании данной технологии. Вы представили примеры использования данной технологии при преподавании разных предметов, в разных классах на различных этапах урока. Какова систематичность использования развивающих заданий и отражено ли это в каких-то Ваших рабочих документах?
Добрый день, Ирина Михайловна! В Вашем вопросе уже есть ответ. Да, только систематическое использование приемов ТРИЗ дает положительные результаты. Многие педагоги не догадываются, что они активно используют различные приемы, природа которых из ТРИЗ – технологии. Использование заданий отражаются в технологических картах, портфолио и в материалах, обобщающих мой опыт работы.
Здравствуйте, Лилия Валерьевна! Имеются ли какие-либо проблемы в применении ТРИЗ в современном образовании?
Уважаемая Евгения Александровна, пока в принимаемых документах по развитию образования еще не говорится о важности использования ТРИЗ, данная технология не получила адекватной государственной поддержки. В большинстве школ ( в том числе и нашей) не вводится предмет ТРИЗ из-за отсутствия средств и кадров. Но мною приемы ТРИЗ используются наряду с другими на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Существенная проблема, возникающая в моей работе, – это увлекающиеся дети и нехватка времени.
Спасибо.
Лилия Валерьевна, ТРИЗ- технологии существуют достаточно долгое время. Что нового для себя Вы открыли для себя в этих технологиях?
Уважаемая, Лариса Викторовна, хотя первая статья о психологии изобретательского творчества ( ТРИЗ) опубликована в 1956 году, а в 80- х годах зарождается ТРИЗ- педагогика, я познакомилась с данной технологией и её приемами относительно недавно и влюбилась в неё. Поначалу некоторые приёмы были мне знакомы, но чем больше я погружалась в ТРИЗ, тем больше я открывала для себя нового, интересного и применимого к своей работе. ТРИЗ предлагает инструменты для разрешения проблем, учит организации исследовательской деятельности, развивает умения прогнозировать и оценивать творческое решение.
Спасибо за исчерпывающий ответ
Лилия Валерьевна, каковы основные методы Вашей педагогической деятельности?
Уважаемая Алевтина Владиславовна, наибольшего эффекта деятельности ученика и учителя на уроке возможно достичь, синтезируя несколько методов в соответствии с целью урока. Наиболее результативными в моей практике являются поисково-исследовательские методы , проектная деятельность и методы проблемного обучения.
Лилия Валерьевна, в своей работе Вы представили результаты диагностики уровня развития воображения учащихся. По каким критериям Вы определяли этот уровень?
С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.
Уважаемая Татьяна Юрьевна, спасибо за вопрос. Данные критерии представлены в методике О.А. Дьяченко. После выполнения учеником определённого задания, подсчитывается коэффициент оригинальности (количество неповторяющихся изображений). Чем меньше таких рисунков в группе исследуемых, тем выше коэффициент оригинальности, соответственно, выше уровень развития воображения учащегося.
Лилия Валерьевна, очень заинтересовал представленный вами материал и ваш опыт работы. Напишите, пожалуйста, а какое продолжение имеет используемая вами технология во внеурочной деятельности.
Уважаемая Елена, практически все приемы ТРИЗ широко используются мною во внеурочной деятельности. Например: при проведении экскурсий применяю прием «Вхождение в картину», на «Празднике наук» с интересом ученики используют прием «Составление загадок и метафор», после посещения читального зала библиотеки обобщаем прочитанный материал, придумывая рассказ- фантазию и прием «Путешествие во времени».
Уважаемая Лилия Валерьевна, каковы результаты участия Ваших учащихся в творческих конкурсах?
Ирина Михайловна, с результатами участия моих учеников в творческих конкурсах Вы можете ознакомиться на моём сайте kulaevaL.wix.com
Добрый день, Лилия Валерьевна! Скажите, пожалуйста, при работе с “волшебными телевизорами” кто заполняет их экран 9учитель или ученики)? Как с этими заданиями(работа с “телевизорами”) справляются дети с низким уровнем развития воображения?
Уважаемая Ульяна Сергеевна, использованию приема «Волшебный телевизор» предшествовала большая работа по развитию творческого воображения. Задания данного вида не вызывают у учащихся затруднений. Заполнение таблицы ( «волшебного телевизора») происходит на интерактивной доске, с которой дети работают систематически.
Лилия Валерьевна, как Вы считаете, на каких этапах урока применение ТРИЗ наиболее эффективно?
Евгения Александровна, применение ТРИЗ – технологий эффективно на разных этапах урока, но особенно мне удаётся на этапе актуализации знаний, а также на других этапах с целью поддержания интереса к материалу.
Лилия Валерьевна, как методику ТРИЗ можно использовать на уроках ИЗО?
Уважаемая Елена, на уроках изобразительного искусства для привлечения внимания к деталям объекта использую приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др.
Уважаемая Лилия Валерьевна, какие трудности Вы испытываете при развитии способности воображения младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики? И как Вы их решаете?
Уважаемая Валентина Александровна, существенная проблема, возникающая в моей работе, – это увлекающиеся дети и нехватка времени. Решаю её активным использованием приемов ТРИЗ во внеурочной деятельности. Проблем было бы меньше, если бы приемы ТРИЗ применялись с более раннего возраста.