Арцыбашева Юлия Геннадьевна учитель музыки МОУ Избердеевская начальная школа-детский сад Петровского района


Тема: «Использование  арт-терапевтических
технологий и приемов на уроках музыки
»

1. Презентация «Использование  арт-терапевтических технологий и приемов на уроках музыки»
(.pdf -1,26 Mb, для загрузки файла требуется время)

2. Статья «Использование  арт-терапевтических
технологий и приемов на уроках музыки»
(.pdf -224 kb, для загрузки файла требуется время)

3. Видеоролик

46 комментариев на странице “Арцыбашева Юлия Геннадьевна учитель музыки МОУ Избердеевская начальная школа-детский сад Петровского района

  1. Уважаемая Юлия Геннадьевна!
    Мне очень приятно, что Вы так внимательны к здоровью детей. Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из важнейших направлений “Нашей новой школы”. Проблема перегрузки детей, усталость,а, следовательно, слабое восприятие информации – проблема не новая. Многие в своей работе используют здоровьесберегающие технологии. Вы вопрос сохранения здоровья решаете несколько необычно. Я попытаюсь элементы Вашего опыта использовать в своей работе.

  2. Уважаемая, Юлия Геннадиевна!
    Ваш опыт работы безусловно интересен. Скажите, каковы особенности применения арт -терапии при проведении уроков, для детей девиантного поведения?

    1. Уважаемая Ольга Юрьевна!
      Для детей с девиантным поведением можно использовать все виды арт – терапии, но больше внимания необходимо уделить применению технологий, направленных на разрядку психомоторного напряжения, коррекцию переживаний, повышение самооценки, профилактику асоциального поведения.

  3. Уважаемый Сергей Александрович!
    Я рада, что моя работа вызвала у Вас интерес и желание применять некоторые здоровьесберегающие технологии в деятельности. Я, как учитель музыки, также высоко оцениваю Ваш опыт по развитию творческих способностей детей и их нестандартного мышления на уроках математики. У Вас очень интересный подход к раскрытию темы, много конкретных примеров из жизни. Вы не просто учитель математики и физики, Вы – творец!

    1. Спасибо за высокую оценку моей работы. Меня заинтересовала арт-технология. Хотолось бы узнать, можно ли использовать её на уроках математики, способствует ли она развитию интелектуального уровня и познавательного интереса ребенка?
      С уважением Кузьмин.

      1. Использование арт-терапевтических технологий возможно на любых уроках, в том числе и на уроках математики. Арт-терапия развивает у детей такие виды памяти, как зрительную и слуховую, что положительно влияет на формирование интеллекта и познавательной сферы ребёнка.

  4. Уважаемая Юлия Геннадьевна! Известно, что многие музыканты имели “цветной” слух. Как Вы используете на уроках сочетания мело- и изотерапии и какой эффект это оказывает на обучающихся?

    1. Уважаемая Елена Евгеньевна! На мой взгляд Вы выбрали очень интересную тему. Вам, конечно, известно, что в образовательных учреждениях введен новый курс “Основы православной культуры и светской этики”. Какую роль в формировании картины мира у детей играет введение нового курса? Какие, по -Вашему, уроки можно интегрировать с данными уроками?
      Отвечая на заданный Вами вопрос, хочу отметить, что мелотерапия воздействует на слуховую и зрительную систему детей акустическими сигналами различного спектра. У детей возникают определенные образы, которые они выражают в рисунке, что создает положительный эмоциональный настрой у обучающихся, снимает психоэмоцинальное напряжение.

  5. Уважаемая Юлия Геннадьевна!
    На мой взгляд, вы продемонстрировали интересный, нестандартный подход в преподавании своего предмета. Хотелось бы узнать более подробно, как вы выстраиваете систему работы, используя различные виды арт-технологий, о которых вы пишите в своей статье: сочетаете ли вы их в рамках одного занятия или работаете с использованием каждой последовательно? И на каких этапах занятия их использование является наиболее эффективным?
    Заранее, спасибо.

    1. Уважаемая Елена Александровна!
      При использовании различных видов арт – терапии я учитываю особенности класса, содержание урока. Обычно применяю не один вид арт – терапии.
      Выбор этапа урока для применения той или иной технологии важен. Если вокалотерапию или дыхательную терапию целесообразно использовать в начале урока не только как вид арт – терапии, но и как подготовку к предстоящей певческой деятельности, то драматерапию или танцевально – двигательную терапию можно применить в конце урока, поставив яркую точку в нем.

      1. Спасибо за ответ, Юлия Геннадьевна.
        Тема, которую вы затронули, несомненно, актуальна, и пока еще в школах недостаточное применение находят арт-технологии. Как вы организуете работу по использованию драмотерапии? Такие занятия требуют предварительной подготовки детей или это экспромт?

        1. Уважаемая Елена Александровна!
          Я согласна, что использование арт – терапии актуально, но в образовательных учреждениях используется недостаточно.
          Я применяю инсценирование песен, что может проходить экспромтом. А вот постановка музыкальных спектаклей, естественно, требует предварительной подготовки.

  6. Уважаемая Юлия Геннадьевна!
    Проблема, поднятая в Вашей статье, очень мне близка и понятна. Я работаю с дошкольниками и многое из того, что Вы используете в своей деятельности, применяю как при организации образовательного процесса, так и при проведении режимных моментов. Сказкотерапия (“Сказка, закрой глазки”) , танцевально – двигательная терапия( музыкальные занятия и музыкальные переменки), цветотерапия ( “Раскрасим пасмурный день”, “Цветная гимнастика для глаз”, “Перекрасим настроение”) – эти приемы очень любимы мной и детьми.
    Удачи Вам!

    1. Уважаемая Елена Валентиновна!
      В своей статье Вы ставите очень актуальную проблему, говорите о том, у современных детей низкий уровень речевого развития. Да, дети сейчас больше общаются с компьютером и телевизором. Зачастую в этом виноваты родители. Как Вы работаете с родителями в решении этой проблемы?

  7. Уважаемая, Юлия Геннадьевна.
    В животноводстве был проведён следующий эксперимент. При доении коров включали классическую музыку. Надои сильно увеличились. Через некоторое время коровам включили рэп и они перестали доиться. Как вы считаете музыка влияет только на эмоциональное состояние или на физическое тоже?

    1. Уважаемый Андрей Викторович!
      Конечно же, музыка влияет не только на эмоциональное здоровье детей, но и на физическое, о чем я неоднократно говорила в своей статье.

      1. Уважаемая Юлия Геннадьевна! Общение с Вами оказалось для меня очень полезным! Мне всегда хотелось применять элементы арт-терапиии . Теперь , изучив Вашу статью, я обязательно попробую этот метод на своих уроках.

        1. Уважаемый Андрей Викторович! Я очень рада, что вы заинтересовались арт-терапией. При возникновении вопросов, готова Вам помочь.

  8. Использование показанных Вами приемов с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, безусловно, способствует как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению. Ваш опыт не просто интересен, он очень актуален, особенно в начальной школе. А видите ли Вы возможность применения каких-либо элементов этой технологии в старшей школе?

    1. Спасибо за вопрос! Да, я вижу возможность применения каких-либо элементов арт – терапии в старшей школе. Это может быть релаксационная пауза под спокойную музыку, слушание звуков природы, музыкально – творческие задания и др.

  9. Уважаемая Юлия! Как Вы думаете, с какого возраста необходимо приучать ребенка к хорошей (в моем понимании – классической) музыке, чтобы сформировать у него хороший музыкальный вкус?

    1. Никто не будет отрицать тот факт, что музыка играет весьма важную роль в жизни любого человека. Поэтому не удивительно, что в развитии ребёнка она также играет огромную роль. Классическая музыка является очень мощным средством всестороннего формирования личности и духовного мира ребенка. Она рождает в юном сознании новые эмоциональные переживания, расширяет кругозор, развивает воображение и способствует развитию правильного отношения к окружающему миру. Многочисленные исследования доказали тот факт, что первые звуки ребенок начинает слышать уже на двадцать пятой неделе внутриутробного развития. Именно поэтому будущим мамам советуют чаще слушать классическую музыку. Все это самым положительным образом скажется на развитии малыша. Именно таким образом формируются самые первые навыки социального поведения. Если же музыка полностью завоюет сердце и душу ребенка, то может стать делом всей его жизни.

  10. Как часто предполагает программа Баклановой использование арт – терапевтических технологий?

    1. Данной программа предполагает использование арт – терапии почти на каждом уроке, сочетание на одном уроке нескольких видов арт – терапевтических приемов и упражнений (слушание звуков природы и изобразительную деятельность, арт – упражнения и музыкально – пластическую деятельность и т.п.)

  11. Уважаемая Юлия Геннадьевна, я полностью согласна с вами, что использование арт-терапии необходимо в современной школе при загруженности и напряжённости деятельности обучающихся. Скажите пожалуйста, как могу я, учитель английского языка, использовать элементы арт-терапии на своих уроках?
    С уважением М. Маркина.

    1. Уважаемая Маргарита Александровна!
      На своих уроках Вы можете использовать релаксации под музыку, выполнять танцевально – двигательные упражнения с использованием музыки зарубежных композиторов, применять дыхательные упражнения, вокалотерапию при исполнении песен на английском языке.

  12. Уважаемая Юлия Геннадьевна! Представленный Вами материал достаточно теоретизирован. Меня, в затронутой Вами теме, заинтересовала методическая сторона включения в канву сценарного хода урока элементов музыкальной терапии. Чем для Вас является арт-терапия − формой, средством, содержанием урока? И почему? («Практически на каждом уроке можно применять различные арт-терапевтические технологии, учитывая тему урока и его содержание»).
    Как семантический, арт-терапевтический контекст данной программы позволит детям постичь главную идею уроков искусства? Позволяет ли набор арт-терапевтических приемов реализовать надпредметную цель урока музыки?! И как?
    Спасибо.

    1. Уважаемая Елена Геннадьевна!
      Для меня арт – терапия, прежде всего, средство, способствующее не только эмоциональной и физической разрядке на уроке, но и помогающее решать его задачи. Например, при изучении темы “Высоко в горах” в 1 классе по программе Т.И. Баклановой на уроке применяется слушание звуков гор как арт – терапевтическое упражнение, упражнения “Эхо в горах”, “Горка”, “Горный ручеек”, “Пробуждающийся гейзер” и др. Данные упражнения не только развивают певческое дыхание, музыкальный слух, чистоту интонирования, но и способствуют развитию коммуникативных способностей, памяти, внимания, мышления, имеют воспитательный потенциал, связывают музыку с жизнью человека.
      Семантический контекст данной программы заключается в формировании образной картины окружающего мира средствами музыкального искусства. Арт – терапевтический контекст дает учителю возможность формировать у детей музыкально – релаксационную культуру.

  13. Уважаемая Юлия Геннадьевна! Расскажите подробнее о развитии дыхательной музыкотерапии посредстом игры на духовых музыкальных инструментах. Какой процент Ваших воспитанников включён в этот вид деятельности и где они этим занимаются7
    С уважением, С.А.Мячина.

    1. Уважаемая Светлана Алексеевна!
      Школа, в которой я работаю, имеет высокий уровень материально – технического оснащения, имеется достаточное количество духовых музыкальных инструментов. Поэтому все мои воспитанники на уроках музыки включены в данный вид деятельности.
      Игра на духовых музыкальных инструментах влияет на ритм дыхания, моделирует эмоциональное состояние, оказывает положительное влияние на легкие, бронхи, восстанавливает иммунобиологические процессы в организме ребенка.

  14. Здравствуйте, Юлия Геннадьевна!
    Приведенные Вами статистические данные получены в результате обследования Ваших учеников? С какой целью приведены данные по близорукости учащихся?

    1. Здравствуйте, Анна!
      Приведённые мною статистические данные получены в результате обследования российских школьников с целью доказательства актуальности и общей масштабности проблемы (в том числе и данные по близорукости).

  15. Здравствуйте, уважаемая Юлия Геннадьевна! Меня очень заинтересовало использование арт-терапевтических методик на уроке музыки. Думаю, что воспользуюсь Вашим опытом и в своей практике так же буду использовать элементы арт-терапии. Юлия Геннадьевна, говоря об эффективности методов сохранения эмоционального и физического здоровья, Вы отмечаете положительные результаты: снижение уровня тревожности, повышение самооценки. Используете ли Вы в своей практике диагностические методы для выявления проблем эмоционального здоровья? Т.е., работая с детьми, выбираете арт-терапевтические технологии, учитывая индивидуальные особенности личности ребенка? Спасибо.

    1. Уважаемая Анжелика Анатольевна!
      Я учитываю индивидуальные особенности личности ребёнка, выбирая арт-терапевтические технологии. В своей практике для выявления проблем эмоционального здоровья обучающихся использую следующие диагностические методы: цветовой тест М.Люшера, методику А.Н.Лутошкина “Цветопись”, тест “Красивый рисунок” и др.

  16. Юлия Геннадьевна! Приятно видеть, что в организации здоровьесберегающего учебного процесса Вы выбрали арт-терапевтические методы обучения. Хотелось бы услышать, каким образом арт-терапевтические приемы позволяют сформировать музыкальную культуру и духовную культуру? Не разбивает ли данная методика урок на составные части?

    1. Уважаемая Лариса Павловна! Данная методика не разбивает урок на составные части. Формирование музыкальной и духовной культуры осуществляется через использование произведений фольклора, классической музыки, просмотр репродукций картин известных художников, применение народных сказок, игру на музыкальных инструментах.

      1. Юлия Геннадьевна, к сожалению, когда увлеченность арт-педагогической техникой является доминантой урока, теряется основа – САМ УРОК…. Просмотр картин и прослушивание записей музыкальных фрагментов, даже исполнение произведений создают калейдоскопичность, фрагментарность урока, который становится более или менее красивым развлечением! А вот организовать процесс СОпереживания, СОтворчества, СОбытийности урока данная технология, увы не позволяет.

        1. Уважаемая Елена Геннадьевна! Арт-терапевтические технологии на моих уроках музыки не являются доминантой урока, используются мною в таком количестве, которое предполагает программа Т.И.Баклановой, данная программа соответствует требованиям стандартам нового поколения.

  17. Уважаемая Юлия Геннадьевна! Сохранение психологического здоровья школьника – важнейшая составляющая успешного обучения и приоритетная задача современной школы. Влияют ли арт-терапевтические методики на учебную деятельность обучающегося?

    1. Уважаемая Оксана Викторовна!
      Применение арт-терапевтических технологий способствует развитию внимания, памяти, мышления, созданию эмоционального благополучия, что естественно оказывает положительное влияние на учебную деятельность обучающегося.

  18. Уважаемая Юлия Геннадьевна! Спасибо за статью. Ваша технология интересна мне как учителю иностранного языка. Музыкальные средства на уроке имеют большое значение для мотивации, релаксации, эмоционального фона урока. Требует ли подготовка к урокам при использовании данной технологии большей интенсивности от учителя?
    С уважением, Константинова С.

  19. Добрый день, Светлана!
    При подготовке к урокам с применением арт-терапии требуется подготовка большей интенсивности, так как необходимо определить место и направленность её использования в ходе урока, приготовить оборудование.

  20. Как Вы думаете, если часто использовать на уроках музыки слайд – шоу, не вызовет ли это привыкание у детей, потерю интереса к просмотру презентации? Что делать, чтобы этого не случилось?

    1. Здравствуйте Оксана! Использование на уроках музыки слайд-шоу допустимо, но в разумных количествах. А что думаете Вы?

  21. Добрый день, Оксана! Спасибо за вопрос.
    Я думаю, что везде нужна умеренность. Кроме того, работая с детьми, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
    Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
    Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

  22. Уважаемые коллеги! Использовать или нет арт-терапевтические методики , в какой дозировке, какие приемы и методы – вы это решите сами в процессе работы с детьми. Но, необходимо, чтобы педагог видел и понимал, данная методика не самоцель и не должна затмевать предметную/метапредменую основу образовательного процесса. К сожалению, автор дискуссии, не сумел до конца разделить содержание предмета, формы, средства и концептуальную основу музыкального искусства в школе. :(((

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *