Табуньщикова Оксана Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов г.Тамбова


Тема: «Формирование критического мышления как одно из условий социализации современной личности»

1. Презентация «Формирование критического мышления как одно из условий социализации современной личности»
(.pdf -592 kb, для загрузки файла требуется время)

2. Статья «Формирование критического мышления как одно из условий социализации современной личности»
(.pdf -260 kb, для загрузки файла требуется время)

3. Видеоролик

 

41 комментариев на странице “Табуньщикова Оксана Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов г.Тамбова

  1. Уважаемая Оксана Викторовна!
    Представленный Вами материал по формированию критического мышления учащихся достаточно содержательный и обстоятельный.
    Меня в Вашей статье заинтересовал аспект коммуникативного потенциала личности.
    Какие формы организации деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков?
    Какие приёмы, формирующие умение работать с вопросами, Вы используете в своей деятельности?
    Спасибо.
    С уважением
    Е.Ю. Бойко, ТОИПКРО

    1. Уважаемая Елена Юрьевна!Я считаю, что технология развития критического мышления наиболее полно способствует развитию коммуникативных навыков. Она предполагает широкое использование парных, групповых форм работы (в группах сменного состава), что помогает формированию умения общаться, формулировать и высказывать свою точку зрения, воспитывает навыки толерантного поведения.
      Среди приёмов, наиболее часто используемых при работе с вопросами, хочу выделить приём “Толстые и тонкие вопросы”, требующий от обучающегося умения задавать вопросы, предполагающие односложный (“тонкий вопрос”) или развёрнутый (“толстый вопрос”) ответ.

  2. Уважаемая Оксана Виктовна.
    Ваш материал, безусловно, представляет интерес. Я хотела бы уточнить, какие педагогические методы Вы считаете универсальными для использования в рамках технологии развития критического мышления?

    1. Добрый день, Ольга Валерьевна!
      Учителя различных предметов могут применять на своих уроках методы и приёмы интерактивного взаимодействия – синквейн, акростих, составление кластера, инсерт, “корзина идей” и другие.

  3. Оксана Викторовна, Ваш материал мне очень понравился четкостью изложения, полнотой раскрытия темы, краткостью. Спасибо! Удачи Вам в работе и победы в конкурсе!

    1. Спасибо большое за поддержку! Мне, как и другим конкурсантам, она сейчас крайне необходима!

  4. Уважаемая Оксана Викторовна! В своей работе Вы пишите, что развивая критическое мышление можно добиться создания идеального коллектива. Что Вы подразумеваете под этим понятием?

    1. По моему мнению, группа обучающихся, способных совместно вырабатывать пути решения, свободно высказывающих свою точку зрения, уважающих мнение оппонентов, адекватно относящихся к критике, проявляющих толерантное отношение друг к другу и есть тот коллектив, с которым хотелось бы работать каждому учителю.

      1. Оксана Викторовна, спасибо за содержательный ответ. С уважением Андрей Викторович.

  5. Уважаемая Оксана Викторовна! Представленная Вами статья полно раскрывает сущность и варианты использования технологии критического мышления в образовательном процессе. Но хотелось бы узнать, сталкиваетесь ли Вы с трудностями при ее применении? Если да, то с какими.
    Спасибо.

    1. Уважаемая Юлия Михайловна! Основная трудность – несформированность у обучающихся универсальных учебных умений и навыков. Чем больше учителей, работающих в школе, используют данную технологию, тем выше будет результат.

  6. Здравствуйте, Оксана Викторовна!
    Современной школе предлагается достаточно большое количество технологий. Технология развития критического мышления представляется мне очень эффективной, т.к. позволяет развивать мыслительные навыки обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения на основе умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Технология позволяет научить ребенка работать с разными источниками информации, анализировать различные стороны явлений, что пригодится им в дальнейшем обучении, а учиться приходится всю жизнь). Мои ученики с удовольствием работают по этой технологии, надеюсь, также как и Ваши.
    Оксана Викторовна, как в рамках учебного плана Вы реализуете образовательный маршрут детей?

    1. В учебном плане уроку ОБЖ отводится 1 час в неделю, что не позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в данном направлении. Уместнее говорить об этом в рамках профильного обучения.

  7. Уважаемая Оксана Викторовна!
    Думаю, что Ваш подход к обучению интересен. Учитель должен не только давать определенную сумму знаний, а создавать условия для успешного развития детей. Если ученик мыслит самостоятельно, умеет оценивать себя, других, умеет корректно высказывать свою точку зрения, он будет успешным в дальнейшем. Я тоже стараюсь учить детей не принимать все сказанное на веру. Мыслить, анализировать, спорить, отстаивать свою позицию я учу на каждом уроке. После окончани школы многие родители и ученики меня за это благодарят. Да, наши подходы близки. Приемы развития нестандартного мышления и критического похожи, хотя предметы, которые мы преподаем, казалось бы далеки.
    С. Кузьмин

    1. Уважаемый Сергей Александрович! Приятно, что учителя современной школы имеют общую цель – формирование конкурентоспособной личности. Спасибо за поддержку!

  8. Уважаемая Юлия Михайловна! Основная трудность – несформированность у обучающихся универсальных учебных умений и навыков. Чем больше учителей, работающих в школе, используют данную технологию, тем выше будет результат.

  9. Оксана Викторовна! Так с какого же класса, на Ваш взгляд, оптимально начинать использование данной технологии? И бывает ли поздно начинать ее применение?

  10. Начинать применение элементов технологии развития критического мышления возможно с начала обучения ребёнка, если учитель владеет этой технологией. Она носит универсальный характер, позволяет использовать её в любом возрасте.

  11. Оксана Викторовна!
    Представленная статья, на мой взгляд, полно раскрывает технологию критического мышления. Как Вы думаете, можно ли совмещать традиционные формы и методы обучения с технологией развития критического мышления? Можно ли применять данные технологии фрагментарно?
    Спасибо.

    1. Уважаемая Елена Владимировна! Данная технология тем и хороша, что удачно вписывается в классическую традиционную систему обучения. Её элементы могут использоваться фрагментарно на каждом этапе урока различных предметных областей.

  12. Добрый день, Оксана Викторовна. С большим интересом слежу за Вашей полемикой с коллегами. Очень рада , что учитель ОБЖ достойно представляет нашу профессию. В концепции развития современной школы предмет ОБЖ становится одним из приоритетных. Как Вы считаете, это оправдано?

    1. Благодарю Вас, Наталия, за проявленный интерес к преподаваемому мной предмету. ОБЖ является жизненно важным предметом, позволяющим сформировать у обучающегося навыки жизни в современном обществе и способствующим успешной социализации. Сама жизнь и события, происходящие в мире, подтверждают актуальность, необходимость и важность данного предмета.

  13. Уважаемая Оксана Викторовна!
    Честно говоря, с технологией развития критического мышления я знакома, скорее, понаслышке.
    Тот материал, который Вы представили в своей статье, заслуживает внимания, ведь социализация личности – одна из важнейших проблем, которую, на мой взгляд, необходимо решать уже на первых стадиях образовательного процесса.
    Не могли бы Вы мне подсказать, у каких авторов можно ознакомиться с использованием данной технологии в условиях младшей школы?
    Заранее благодарна Вам С.А. Мячина

    1. Светлана Алексеевна! Основоположниками данной технологии являются американские педагоги Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. Технология развития критического мышления специально не адаптирована для начальной школы, но успешно применяется в 1-4 классах в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Хочется посоветовать Вам познакомиться с работами С. Заир-Бек, К. Муштавинской , а также обратить внимание на статью Вашей коллеги, учителя начальных классов Ульяновой О.В., размещённую на сайте «Открытый урок. Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/518834/
      Надеюсь, эта информация Вам будет полезна.
      С уважением, Оксана Викторовна.

  14. Уважаемая Оксана Викторовна! Изложенная в Вашей статье технология развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.) найдет успешное применение на уроках математики. Спасибо вам за интересное изложение материала.
    С уважением, Светлана Павловна.

    1. Светлана Алексеевна! Основоположниками данной технологии являются американские педагоги Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. Технология развития критического мышления специально не адаптирована для начальной школы, но успешно применяется в 1-4 классах в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Хочется посоветовать Вам познакомиться с работами С. Заир-Бек, К. Муштавинской , а также обратить внимание на статью Вашей коллеги, учителя начальных классов Ульяновой О.В., размещённую на сайте “Открытый урок. Фестиваль педагогических идей” http://festival.1september.ru/articles/518834/
      Надеюсь, эта информация Вам будет полезна.
      Оксана Викторовна.

    2. Светлана Павловна! Ответ по вопросу критического мышления для начальной школы предназначался Мячиной С.А. А Вас я благодарю за высокую оценку моей работы. Спасибо!

  15. Уважаемая коллега! Очень приятно, что в своей работе большое внимание Вы уделяете формированию критического мышления. Современный школьник должен адекватно оценивать себя, свою позицию, высказывать свое мнение. Вы применяете разные технологии. Какие из них являются наиболее целесообразными?

    1. Уважаемая Елена Николаевна! В своей работе я использую элементы и приёмы различных технологий: информационных, здоровьесберегающих, КСО, проблемного обучения, проектной деятельности. Но ведущей технологией в моей работе является технология развития критического мышления, так как она помогает мне реализовать поставленные перед современным учителем задачи.
      С уважением, О.В. Табуньщикова.

  16. Уважаемая Оксана Викторовна! Критичность мышления – это то, что так необходимо в современном обществе. Ваш опыт очень интересен. Считаю, что отдельные элементы технологии можно использовать с младшими детьми, что и постараюсь делать.
    С уважением, Елена Валентиновна.

    1. Уважаемая Елена Валентиновна! Мне приятно, что мой опыт Вас заинтересовал. Технология развития критического мышления специально не адаптирована для начальной школы, но успешно применяется в 1-4 классах в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Возможно, Вам будет интересна статья Вашей коллеги, учителя начальных классов Ульяновой О.В., размещённая на сайте «Открытый урок. Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/518834/
      Желаю удачи! С уважением, Оксана Викторовна.

  17. Уважаемая Оксана Викторовна!
    Спасибо за Вашу работу – она вызвала у меня неподдельный интерес!
    Ваша работа – кропотливый труд, системность.
    Не могли бы Вы сказать, где можно ознакомиться с вашим опытом работы?
    С уважением, Л.А.Журавлёва

    1. Уважаемая Лилия Анатольевна! Благодарю Вас за высокую оценку моего труда, подробнее с опытом моей работы Вы можете ознакомиться на сайте http://ok-tabunshikova.ucoz.ru/

    2. Лилия Анатольевна, тема действительно актуальна и представляет сегодня интерес. Но у каждого “кропотливого труда”, в нашем случае – статьи, должны быть источники, ссылки на авторов, которые не первый год работают и чей опыт, безусловно, использовался при написании данной статьи. Уважаемая Оксана Викторовна, на чей методологический и методический опыт Вы опираетесь в своей деятельности?
      С уважением, Татьяна Викторовна Мирзаева

      1. Уважаемая Татьяна Викторовна! Основоположниками данной технологии являются американские педагоги Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. Среди отечественных педагогов – Л.С. Выготский, С. Заир-Бек, К. Муштавинская и ряд других.
        С уважением, Табуньщикова О.В.

  18. Уважаемая Оксана Викторовна! По каким критериям Вы определяете уровень исследовательской культуры обучающегося?

    1. Уважаемая Юлия Геннадьевна! Исследовательская культура включает в себя уровень самостоятельности учебной деятельности ученика. Использую методику П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского “Уровень обучаемости учащихся на уроках”.
      Оксана Викторовна

    1. Уважаемая Нелли Васильевна! Технология развития критического мышления тесно связана с проектной деятельностью, в организации которой ведущим для меня является метод социальных проектов.

  19. Уважаемая Оксана Викторовна! Мне очень понравились методические приемы, которые Вы используете на уроках по развитию критического мышления. Данная технология мне тоже близка, она предполагает совместное творчество учителя и ученика, тесное сотрудничество. Желаю успехов в педагогической деятельности! С уважением, Солопова А.А.

    1. Спасибо большое, Анжелика Анатольевна! Желаю Вам удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *