Дубонина Галина Истахоровна

<< назад

учитель математики
Филиал МБОУ Избердеевской СОШ им. Героя Советского Союза В.В.Кораблина в с. Дубовое, Петровский район

Организация обучения математике в работе с одаренными детьми

Статья:

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет более сложной, чем задача развития способностей обучающихся
Читать полностью >>

Презентация:

Организация обучения математике в работе с одаренными детьми

Видеоролик:

http://video.yandex.ru/users/gdubonina/view/1/

34 комментариев на странице “Дубонина Галина Истахоровна

  1. Здравствуйте, Галина Истахоровна! Изучив Вашу статью, у меня возник вопрос: какие индивидуальные приёмы активизации творческой деятельности вы применяете в работе с одарёнными детьми?

    1. Уважаемая Светлана Александровна.
      Спасибо за вопрос.
      В своей статье я осветила такие индивидуальные приемы как исследовательские задачи, математические проекты. Помимо них я широко использую эвристические задачи, которые помогают развить гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, его диалектичностъ, способность выдвигать гипотезы и уметь их проверять.

  2. Здравствуйте, уважаемая Галина Истахоровна!
    Проблема работы с одаренными детьми в настоящее время актуальна как никогда. В рамках подготовки детей к ЕГЭ мы бросаем все силы на то, чтобы все наши выпускники сдали ЕГЭ, забывая о том, что есть те, кто может и хочет знать математику на высоком уровне. Существует много способов работы с одаренными детьми. Но какими бы способами и методами мы не пользовались конечный результат зависит от личности, увлеченности учителя, его знаний и профессионального мастерства. Изменились нравственные ценности в обществе, меняются потребности, мотивированы знания крайне плохо.
    Но я считаю, что это временные явления. В любом цивилизованном обществе знания всегда ценились достойно! Наша с Вами задача увидеть и развить зачатки одаренности, каким бы трудно это не было.
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна.

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна.
      Благодарю Вас за комментарий. Полностью с Вами согласна, что роль педагога остается ведущей в любое время. Наша задача – увидеть талант в каждом ребенке. Увидеть, развить и закрепить для его же блага и блага государства.

  3. Уважаемая Галина Истахоровна! На мой взгляд, Ваша системе работы с одарёнными детьми отвечает требованиям к современному образованию. Поясните, пожалуйста, какие виды проектов Вы используете в рамках применения метода проектов в учебной деятельности?
    С уважением, Чекмезова М.В.

    1. Уважаемая Марина Владимировна.
      Благодарю Вас за вопрос. Мне удобнее использовать краткосрочные проекты, так как они позволяют обучающимся быстрее увидеть результаты своей деятельности. Эти проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, предметными и очень часто школьными (здоровое питание), но обязательно тематические. Так детям интереснее.

  4. Здравствуйте, Галина Истохоровна. Ознакомившись с вашей статьёй, нашла тему, затронутую вами, актуальной и интересной. Хочу спросить, какова ваша система выявления одарённости детей.

    1. Уважаемая Наталья Васильевна.
      Спасибо за вопрос. В своей статье я уже указала и совместную работу с психологом, и методики выявления одаренности, и формы выявления. Самое главное – это комплексный подход к исследованию, о котором указано в статье.

      1. Галина Истохоровна, считаете ли Вы, что использование возможностей дистанционного профильного обучения, в том числе контента “Телешкола”, для развития одарённости детей – неотъемлемая часть работы современной школы?
        С уважением, Попова Ольга Станиславовна

        1. Уважаемая Ольга Станиславовна!
          Использование контента “Телешкола” желательно, так как предоставляет широкую возможность выхода на богатый материал для углубленного изучения предмета. Как неотъемлемую часть обучения я его не воспринимаю.

  5. Добрый день, Галина Истахоровна. Ваша проблема очень актуальна и хотелось бы узнать, как Вы сочетаете на уроке работу с одаренными детьми и детьми с низкой мотивацией.
    В школе, где я работаю, учителя математики для работы с одаренными детьми применяют “кейс”- технологии. применяете ли Вы такие формы работы.
    С уважением, Ольга Викторовна

    1. Уважаемая Ольга Викторовна.
      Благодарю за вопрос. Хотя тема моей статьи касается одаренных детей, я, как и всякий учитель, должна учить всех детей, исходя из правила: «Каждый ребенок талантлив». Моя методика работы со слабо мотивированными детьми изложена в моей методической разработке на сайте. Она включает в себя урочную и внеурочную деятельность, работу с родителями, сугубо индивидуальный подход. Что касается «кейс» технологий, то я применяю лишь их элементы, так как считаю, что мне необходимо более подробно разработать данный материал, мой стаж работы в школе небольшой.

  6. Уважаемая, Галина Истахоровна. Проблема одаренности, на мой взгляд, одна из самых актуальных.
    Одаренность – конечно дар,
    Богом данный, данный свыше.
    Одаренность – это огонь,
    Не гаси, поддержи его, слышишь.
    Одаренность – пытливый ум,
    Почемучка еще с пеленок.
    Одаренный – философ и шут,
    В общем, трудный еще ребенок.
    Я хотел бы у вас уточнить, с помощью каких методик вы выявляете одаренных детей и какими особенностями познавательного развития отличаются эти дети от остальных?

    1. Уважаемый Николай Васильевич!
      Спасибо за вопрос. В своей статье я уже указала методики выявления и развития одаренности, а так же формы ее выявления. Там же вы найдете имена замечательных авторов этих методик, работающих в этом направлении. Я основываюсь на научных методах педагогов и психологов. На моем сайте вы можете найти более подробные разработки для урочной и внеурочной работы, работы с родителями.

  7. Галина Истахоровна! Какое место в вашей работе занимает исследовательская деятельность обучающихся?

    1. Уважаемая Ольга Викторовна!
      Спасибо Вам за вопрос. Как я отметила в своей статье, исследовательская деятельность занимает одно из первых мест в работе с одаренными детьми. В моем видеоролике представлен фрагмент детской исследовательской работы, изложенный в виде презентации. Именно исследовательская работа помогает развить творческие способности ребенка.

  8. Добрый день, Галина Истахоровна! Работа с одарёнными детьми – кропотливая и очень нелёгкая. Очень приятно, что Вы хорошо владеете теоретической базой обсуждаемого явления. У меня следующие вопросы.
    1. Как на уроке Вы осуществляете индивидуальный подход (об этом заявлено в Ваших материалах)?
    2. Обоснуйте, пожалуйста, Вашу позицию по «развитию в подростке психологии лидера». Может, речь всё-таки идёт о педагогической поддержке, методах стимулирования и поощрения?
    3. Самое интригующее: какие нетрадиционные уроки-вебинары, форумы, он-лайн-конкурсы Вы проводите?
    4. Особое внимание в работе с одарёнными детьми Вы акцентируете на подготовке к олимпиадам. Может, в рамках обмена опытом Вы можете поделиться накопленными задачами олимпиадного характера?
    Спасибо! Удачи!

    1. Уважаемая Галина Леонидовна!
      Спасибо за внимательное прочтение моей статьи.
      Индивидуальный подход на уроке я осуществляю уже ставшими традиционными способами: разноуровневые задания, эвристические задачи, тематические проекты, исследовательская деятельность. Особое место занимает оценка достижений обучающихся, направленная на результат деятельности конкретного ребенка, а не на изложенный в полной мере материал.
      Что касается развития в подростке психологии лидера, здесь мое мнение таково: одаренный ребенок должен осознавать ответственность за Богом данный талант. И эту ответственность прививает ему, прежде всего, учитель, давая понять его особенность и уникальность. А осознав это, он должен суметь повести за собой остальных.
      В течение этого года мои ученики принимали участие в уроках-вебинарах, организованных во взаимодействии с учителями базовой школы и филиалов (углубленное изучение решения уравнений с параметром, уроки высшей математики в университетских классах и др.). Что касается он-лайн конкурсов, Вы можете найти информацию в моем электронном портфолио.
      Материал по подготовке к олимпиадам у меня накоплен. К сожалению, время не позволяет мне подробно рассказать Вам о нем, но я готова сотрудничать с Вами более тесно. В дальнейшем на моем сайте эта информация будет размещена, но мы можем с Вами выйти на прямой контакт в сети.

  9. Уважаемая Галина Истахоровна! Наша школа также реализует программу “Одаренные дети”. С раннего возраста одарённых детей отличает высокая познавательная активность. Процесс взаимодействия ребёнка с миром, познание последствий дают ему возможность двигаться по реальному содержанию объекта, как бы погружаясь в него и, что очень важно, изменяться. Доказана дифференциация всех детей в каждом возрасте по их творческому потенциалу – от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одарённости. Получен большой фактический материал, позволивший создать первичное представление о структуре одарённости. А как Вы работаете по вопросам детской одаренности с родителями? Являются ли родители (законные представители) Вашими союзниками в этом трудном, но увлекательном процессе?
    С уважением, Татьяна Анатольевна

    1. Уважаемая Татьяна Анатольевна!
      Спасибо за вопрос. Конечно же, родители – мои самые надежные союзники. Что касается методов работы, то все начинается с психолога. Именно психолого-педагогический настрой дает толчок к вовлечению родителей в активную деятельность. Затем – мои функции. В первую очередь, я привлекаю не только родителей, но и всю семью к содействию в подготовке внеклассных мероприятий: поиск, организация, материальная помощь. Часто семья становится участником викторин и других мероприятий. Следующая ступень – подготовка к олимпиадам. Здесь родители незаменимы. Они помогают детям психологически настроиться на испытания, посещают университеты разных городов, где проводятся олимпиады, вместе с детьми, оказывают материальную поддержку. Желаю и Вам таких родителей.

      1. Спасибо, Галина Истахоровна, за такой подробный ответ. Здесь прослеживается система работы с родителями в такой сложной работе. Я уверена, что это дает хорошие результаты. Удачи Вам!
        С уважением, Татьяна Анатольевна.

  10. Уважаемая Галина Истахоровна! Для успешной работы с одаренными детьми какие личностные качества педагога Вы считаете приоритетными?

    1. Уважаемая Ольга Александровна!
      С одаренными детьми должен работать творчески мыслящий, высококвалифицированный педагог, который обладает хорошей теоретической подготовкой, имеет представление о возможных моделях работы с одаренными детьми. Он должен уметь создавать на уроке атмосферу, которая вдохновляет ученика, развивает его интересы, стимулирует мыслительную деятельность ребенка.

  11. Добрый день, уважаемая Галина Истахоровна. Развитие детской одаренности, безусловно, является одним из приоритетных направлений работы современной школы. Имеется ли, на Ваш взгляд, разница между понятиями “одаренность” и “талантливость”? Если да, то каких детей в Вашей практике больше: математически талантливых или одаренных?

    1. Уважаемый Арсений Анатольевич!
      Спасибо за вопрос. Одаренным называют человека, у которого с рождения немало задатков к развитию самых разных способностей. Талантливым называют человека, который уже достиг значительных успехов в развитии у себя различных способностей. Моя цель – одаренных детей сделать талантливыми.
      Одаренные у нас все дети, да и талантливых тоже становится все больше…

  12. Галина Истахоровна, скажите пожалуйста, какие взаимоотношения складываются между одаренными и менее успешными детьми, прогнозируете ли Вы ситуации взаимопомощи и взаимообучения на уроке и каким образом учитываются индивидуальные возможности обучающихся.

    1. Уважаемая Ольга Викторовна!
      Взаимоотношения между одаренными и менее успешными детьми благоприятные, первые оказывают помощь менее успешным детям, конфликты между ними отсутствуют. Да, ситуации взаимопомощи и взаимообучения на уроке прогнозирую. Индивидуальные возможности обучающихся мной учитываются. Использую дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания. Обучающиеся выполняют индивидуальные разноуровневые, творческие и занимательные задания, решают задачи-минутки, готовят сообщения, участвуют в олимпиадах, исследовательской работе.

  13. Уважаемая Галина Истахоровна, в своей статье Вы не указали УМК, который Вы используете в практике своей работы. Скажите, пожалуйста, какое, на Ваш взгляд, программное обеспечение позволяет добиться высоких результатов в развитии детской одарённости по математике?
    С уважением, Н.А. Тарасова.

    1. Уважаемая Наталия Алексеевна!
      Спасибо за вопрос. В своей работе я использую УМК под редакцией Виленкина Н. Я. (5-6 классы) и Мордковича А. Г., Погорелова А. В. (7-11 классы), который обеспечивает базовый уровень.
      Физико-математическая школа “Омега” подготовила цикл пособий для одаренных обучающихся, Абрамсон Я. И. – автор нетрадиционной программы по математике и др.

  14. Уважаемая Галина Истахоровна! Скажите пожалуйста, на каких этапах урока Вы проводите работу с одаренными детьми?

    1. Уважаемая Ольга Александровна!
      Это нужно делать на всех этапах.

  15. Уважаемые коллеги!
    Спасибо за общение! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. До скорой встречи.

Обсуждение завершено