Смертина Ольга Викторовна

<< назад

учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №35 г. Тамбова

Творческий подход в обучении русскому языку и литературе обучающихся среднего школьного возраста

Статья:

Проблемы, решаемые учителем русского языка и литературы, разнообразны, но каждый урок, какой бы ни была его структура, имеет перед собой конкретные цели: обучающие, развивающие и воспитательные
Читать полностью >>

Презентация:

Творческий подход в обучении русскому языку и литературе

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=0Tm27TEv72s&w=480&h=360]

31 комментариев на странице “Смертина Ольга Викторовна

  1. Ольга Викторовна! Спасибо за статью. Материал содержательный, доступный. Возник вопрос: какие темы вы изучаете, используя “круговой принцип”?Приведите 2-3 примера. Работают ли дети практически на уроках такого типа?

    1. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Прием “круговой принцип” я использую на уроках русского языка при изучении частей речи и для закрепления теоретических знаний о них. На уроках литературы данный прием успешно используется при анализе прочитанных произведений, что позволяет дать более глубокую оценку тексту.

  2. Уважаемая Ольга Викторовна! Тема, рассмотренная Вами в статье, на мой взгляд, очень интересна. Моя образовательная деятельность отчасти так же связана с творчеством. Не могли бы Вы поделиться информацией, на работах каких авторов, меня интересуют, в первую очередь, психологи, Вы основывали свою деятельность?

    1. Здравствуйте, Арсений Анатольевич! Уровень сформированности творческих способностей обучающихся позволяют мне определить тест Дэвиса, который направлен на изучение креативности как качества личности, тест П.Торренса, оценивающий вербальную и образную. креативность, а также школьный тест умственносго развити (ШТУР) и групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

  3. Добрый день, Ольга Викторовна! Мне импонирует Ваш опыт работы по созданию игровой ситуации на уроке. В. Сухомлинский говорил: «Хорошая игра похожа на хорошую работу».

    1. Добрый день, Николай Васильевич! Я благодарна Вам за положительную оценку моего опыта.

  4. Здравствуйте, уважаемая Ольга Викторовна! Нельзя не согласиться с Вами в том, что проблема развития детской одаренности важна в наше время, в каждом ребенке скрыт талант, который должен развиваться. Вы проводите большую работу в этом направлении, но в ней не прослеживается система. Так разве только игровая методика, личностно-ориентированный подход и развитие критического мышления способствуют развитию детской одаренности? Хотелось бы узнать, каковы результаты проведенной работы. Спасибо.

  5. Здравствуйте, уважаемая Ольга Станиславовна! Дейстивтельно, для развития детской одаренности существуют различные технологии. Имея небольшой опыт работы, я применяю только некоторые из них, которые позволяют мне повысить качество моей работы. Оценить ее результаты Вы можете, познакомившись с диаграммой, представленной в презентации.

    1. Спасибо за ответ, Ольга Викторовна. Меня заинтересовала диаграмма, иллюстрирующая креативность учащихся и словесно-логическое мышление. С помощью каких методик Вы отслеживаете эти качества? Мне бы тоже хотелось использовать их в работе. Спасибо.

      1. Я советую Вам познакомиться с методикой П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского “Уровень обучаемости учащихся на уроках”, а также с диагностикой креативности П.Торренса, тестом Дэвиса и тестом Гилфорда, позволяющими оценить вербальную и образную креативность

        1. Спасибо, Ольга Викторовна, за ответ. Не совсем понимаю, каким образом создание синквейна, даймонда, монофона (определеная структура стихотворного текста) помогает развитию критического мышления? Мне кажется, это разные вещи.

          1. Уважаемая Ольга Станиславовна! На мой взгляд, приём синквейна очень хорошо вписывается в технологию критического мышления, поскольку на данном этапе обучающиеся учатся критически оценивать ситуацию или предмет. Я считаю, что молодой педагог идёт по правильному пути, учитывая требования к современной системе образования и используя новые педагогические технологии.
            С уважением, Чекмезова М.В.

          2. Эти приемы являются классическими приемами ТРКМ посредством чтения и письма. Подобные виды работы лучше других развивают образную речь, мышление, логику – составляющие критического мышления как способности к анализу и обобщению. С уважением, Ольга Викторовна.

  6. Добрый день, уважаемая Ольга Викторовна. Тема, над которой Вы работаете, безусловно, интересна. А каков практический выход вашей деятельности в этом направлении?

    1. Здравствуйте, Наталия Алексеевна! Практическим результатом моей деятельности является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, благодаря которым творчески мыслящий ребенок успешно овладевает всеми школьными дисциплинами.

  7. Здравствуйте, Ольга Викторовна! Ваш материал, безусловно, интересен. У меня возник вопрос, какие нетрадиционные формы урока Вы используете для развития творческих способностей?

    1. Здравствуйте, спасибо за вопрос! Совместно с педагогами своей школы я практикую интегрированные уроки, а также провожу уроки – путешествия и активно использую приемы игровой технологии, что и было отмечено мною в статье.

  8. Уважаемая Ольга Викторовна!
    Я с удовольствием прочитала Вашу статью. Я не специалист по русскому языку, но считаю, что развитие критического мышления присутствует всегда, на уроках любого типа, тем более на уроках математики, учителем которой я являюсь.
    Желаю Вам дальнейших творческих успехов и поисков интересных решений.

    1. Здравствуйте, Галина Истахоровна! Вы абсолютно правы в том, что технология развития критического мышления является универсальной и может быть реализована на любом школьном предмете. Это надпредметная технология. Думаю, этим и обусловена ее популярность.

  9. Добрый день, Ольга Викторовна.
    С интересом познакомилась с представленным здесь опытом вашей работы. Конечно, использование лингвистических игр повышает мотивацию обучения, а создание стихотворных форм является не менее увлекательной игрой, стимулирующей творческое развитие обучающихся.
    Хотелось бы узнать, используете ли вы в своей работе какие-либо еще приемы технологии развития критического мышления, помимо создания синквейна, и насколько вообще вам близка концепция данной технологии?

    1. Спасибо за интересный вопрос. Концепция технологии развития критического мышления, действительно, мне близка. Я считаю, что развитие умения вырабатывать собственное мнение, анализировать ситуацию – требование времени. Кроме того, данная технология удачно вписывается в классическую традиционную систему обучения, ее элементы могут использоваться фрагментарно.
      Помимо перечисленных в статье приемов, я использую также составление кластеров, таблицы “тонких” и “толстых” вопросов, на уроках литературы применяю “Чтение с остановками”.

  10. Ольга Викторовна, хоть моя специальность и далека от литературы, я все же люблю поэзию. И соглашусь с Вами, что синквейн и даймонд способствуют развитию творческой активности. А как же такие “старые русские” приемы, как акростих и буриме?

    1. Применение такой литературной формы, как акростих, и игра в буриме, действительно, способствуют повышению мотивации к изучению предмета и развивают творческое начало обучающихся, но в своей деятельности я отдаю предпочтение приемам используемой мной технологии.

  11. Уважаемая Ольга Викторовна! Мне было интересно познакомиться с Вашим опытом работы. Некоторые из описанных приемов я использую в своей работе (например составление синквейна). Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового (Википедия). Оно помогает раскрыть способности ребенка, сделать процесс познания более индивидуальным. Помогают ли формы и методы, используемые в Вашей работе выявлять одаренных детей? Как Вы предполагаете использовать их творческий потенциал?
    С уважением, Татьяна Анатольевна.

    1. Одаренные дети всегда заявляют о себе, и названные формы и методы работы лишь помогают им проявиться. Педагогу важно вовремя заметить “росток” таланта и дать ему раскрыться. Широкий спектр проводимых сегодня творческих конкурсов различного уровня позволяют детскому таланту проявить себя в полной мере. Я предлагаю не использовать, а развивать этот потенциал.

      1. Спасибо, Ольга Викторовна! Желаю удачи Вам в работе и талантливых учеников!
        С уважением, Татьяна Анатольевна.

        1. Спасибо большое за Вашу поддержку!

  12. Уважаемая Ольга Викторовна, применяемые Вами технологии развития творческого мышления детей очень эффективны. Имею в виду, прежде всего, синквейны и даймонды. Однако у меня возникли вопросы. Вы работаете с учащимися 5-6 классов. Почему же в приеме “Пирамида” Вы приводите пример истории на материале “Мастера и Маргариты”? И еще. Почему Вы определили форму своей работы с детьми как “методический семинар”?

  13. Здравствуйте, уважаемая Светлана Владимировна!
    С 5-6 классами я работаю в этом году, но опыт преподавания литературы старшеклассникам у меня есть.
    Отвечаю на второй вопрос. Формы организации работы с детьми я использую самые разнообразные, применяя различные приемы тех технологий, о которых я говорила выше, а “методический семинар” – это, прежде всего, обмен мнениями с коллегами и возможность трансляции своего опыта в профессиональном сообществе.

  14. Ольга Викторовна, спасибо Вам за интересный диалог, творческих успехов! С уважением Комбарова О. В.

  15. Уважаемые коллеги! Спасибо за плодотворное сотрудничество. Мне был полезен анализ моей профессиональной деятельности, знакомство с опытом работы коллег и приятно общение с Вами! С уважением, Ольга Викторовна.

Обсуждение завершено