Чекмезова Марина Владимировна

<< назад

учитель английского языка
МБОУ Первомайская СОШ

 Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся

Статья:

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство
Читать полностью >>

Презентация:

Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=NBBsDVOqW7M&w=480&h=360]

42 комментариев на странице “Чекмезова Марина Владимировна

  1. Здравствуйте, Марина Владимировна!
    Согласна с Вами, что проектный метод обучения очень эффективен для развития творческих и интеллектуальных способностей. Я тоже его использую в практике своей работы. Скажите, пожалуйста, чем Вы руководствуетесь при выборе темы проекта? Даете ли Вы ученикам свободу выбора, или сами предлагаете им конкретные темы?
    С уважением, Попова Ольга Станиславовна.

    1. Добрый день, Ольга Станиславовна! Благодарю за вопрос. Выбор темы проекта зависит от возрастных особенностей обучающихся и содержания программного материала. Однако прежде всего я учитываю актуальность выбора темы и возможность применения исследований своих учеников на практике. Все темы для исследований мы выбираем вместе с обучающимися.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  2. Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги!

  3. Добрый день!
    Согласна с Вами, Марина Владимировна, в том,что исследовательская деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся. Организация
    исследовательской деятельности выступает фактором саморазвития, самоопределения,
    оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление учащихся. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационном пространстве, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для возникающих в жизни проблем.И все это возможно достичь, используя исследовательскую деятельность.Хочу поделиться опытом своей работы по использованию исследовательской деятельности. Я начинаю заниматься исследовательской деятельностью с младшими школьниками посредством игр-исследований. Для начала я знакомлю их с методами исследования (прочитать в книге и найти информацию, расспросить друг друга или узнать у взрослых), потом предлагаю им небольшую проблему, делю на группы, предлагаю источники информации, прошу заносить информацию на листочки, только очень кратко. Потом всю информацию переносим в таблицу.И заслушиваем сообщение по результатам исследования. Младшие школьники могут приготовить небольшое сообщение, но ведь это только начало их большого исследовательского пути.
    Марина Владимировна, мне хотелось бы поподробнее познакомиться с Вашей работой по использованию кейс-технологии. Где можно посмотреть разработки Ваших уроков по этой проблеме?
    С уважением, Людмила Борисовна Сивкова

    1. Уважаемая Людмила Борисовна! Спасибо за содержательное сообщение. Некоторые приёмы кейс-технологии можно найти в моих разработках на сайте nsportal.ru. В ближайшее время Вы сможете подробнее ознакомиться с ними на моём персональном сайте.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  4. Марина Владимировна! Я согласна в вами в том, что исследовательская деятельность является действенным механизмом повышения качества образования в свете реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Как часто вы используете этот вид деятельности на уроках и во внеурочной деятельности?

    1. Уважаемая Ольга Викторовна! Я стараюсь на каждом уроке отводить определённое время формированию исследовательских навыков учащихся, так как это способствует развитию у них умений видеть проблемы и находить пути их решения, что продиктовано требованиями современного общества. Во внеклассной работе я также применяю данную технологию в подготовке различных мероприятий, предоставляя детям возможность самостоятельного поиска и отбора информации, её дальнейшей обработки и использования.

  5. Уважаемая Марина Владимировна! Вы считаете, что применение кейс – метода является более эффективным, чем применение метода проектов. Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор. Спасибо.

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна! Как Вы могли заметить, в своей статье я указала на то, что кейс-метод относится “к числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка”, ни в коем случае не умаляя значения проектной методики в учебном процессе. Тем не менее кейс-технологию считаю действительно эффективным методом обучения, поскольку её можно использовать в развитии умения читать и понимать литературу на английском языке, что является основой формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  6. Добрый день, Марина Владимировна.
    Абсолютна с вами согласна, что формирование исследовательских навыков в современной школе является одной из первостепенных задач, поскольку они позволяют развить у обобучающихся такие качества, как самостоятельность, самоорганизация, готовность к сотрудничеству в решении проблем, информационная культура, гибкость мышления и способность находить наиболее эффективные пути решения проблем.
    Хотелось бы подробнее узнать, какие приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся вы используете при организации и проведении проекта?

    1. Уважаемая Елена Александровна! Метод проектов предполагает обсуждение и решение проблемной ситуации, актуальной для обучающихся. На начальной ступени обучения английскому языку целесообразно использовать игровые приёмы обучения, а также составление мини-диалогов и создание рисунков по определённой теме. На средней и старшей ступенях обучения на первый план выходят анализ проблемных ситуаций и постановка проблемных вопросов, а также диалог на равных с учителем.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  7. Здравствуйте, Марина Владимировна!
    В процессе исследовательской деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире. Хотелось бы узнать какие требования Вы предъявляете обучающимся к использованию методов проекта?

    1. Добрый день, Николай Васильевич! Действительно существуют определённые требования к проектам обучающихся. Они зависят от возраста детей и темы проекта. Однако любой проект должен быть содержательным, интересным, отражать актуальные для всех обучающихся вопросы и содержать в себе определённую проблему и пути её решения.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  8. Уважаемая Марина Владимировна огромное спасибо за ответы! Скажите пожалуйста, используете ли Вы серию лабораторных работ для проверки качества знаний по целой теме или разделу, при этом какую технологию оценивания Вы применяете?
    С уважением Попова ольга Станиславовна!

    1. Уважаемая Ольга Станиславовна! Я считаю более целесообразным использовать фронтальные лабораторные работы при изучении нового грамматического явления. Однако применяю данный вид исследовательской деятельности и для проверки знаний и умений по определённому разделу. В данном случае работа проходит в форме тестирования, где результаты оцениваются исходя из суммы набранных обучающимися баллов.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  9. Здравствуйте, Марина Владимировна! Как удаётся включить в активную познавательную деятельность обучающихся с разным уровнем образовательных потребностей?

    1. Здравствуйте, Светлана Александровна! Заинтересованность всех обучающихся обеспечивается путём создания творческих групп таким образом, что обучающиеся с разными способностями имеют возможность работать сообща. К тому же большую роль здесь играет использование интерактивной доски, поскольку дети любого уровня обученности всегда изъявляют желание проявить свои способности.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  10. Здравствуйте, Марина Владимировна! Исследовательская деятельность, как известно, занимает одно из ведущих мест в учебном процессе и предусматривает достижение различных учебных и воспитательных задач. Считаете ли Вы, что педагогу необходимо помнить о том, что когда он позволяет ученику самостоятельно что-то открывать или изобретать, развивается его творческая активность, в связи с этим какова роль педагога на различных этапах исследовательской деятельности. С уважением, Ольга Викторовна.

    1. Уважаемая Ольга Викторовна! Без участия педагога детям будет трудно определить проблему и наметить ход исследования. Однако не стоит навязывать обучающимся свою точку зрения. Я согласна с Вами в том, что для развития творческой активности детям требуется определённая самостоятельность, а педагог в ходе осуществления исследовательской деятельности должен оставаться советчиком, консультантом, который всегда готов прийти на помощь.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  11. Уважаемая Марина Владимировна!
    Ознакомившись с Вашей статьей, я хочу задать такой вопрос: «Какие другие формы развития познавательной активности обучающихся, кроме исследовательской, Вы используете?»
    Спасибо, желаю Вам удачи.

    1. Здравствуйте, Галина Истахоровна! В своей статье я рассматриваю развитие познавательной активности обучающихся именно через организацию исследовательской деятельности. А в целом я использую также элементы технологии критического мышления и приёмы игровых технологий.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  12. Уважаемая Марина Владимировна, я согласна с Вашим мнением о том, что педагог должен оставаться советчиком и консультантом на всех этапах исследовательской деятельности. Рассматриваете ли Вы возможность проведения уроков в интеграции с уроками музыки.
    С уважением Ольга Викторовна

    1. Уважаемая Ольга Викторовна! Несомненно, музыка является средством формирования эстетического вкуса у обучающихся, поэтому я стараюсь использовать музыкальные физкультминутки, паузы для релаксации. Вместе с обучающимися мы создаём творческие проекты о роли музыки в нашей жизни, об известных композиторах. Идея создания интегрированного урока (английский язык и музыка) кажется мне вполне осуществимой. Спасибо.
      С уважением, Чекмезова М.В.

    1. Добрый день, Арсений Анатольевич! Проектный метод является эффективным на всех ступенях обучения английскому языку. В зависимости от возраста обучающихся меняется структура и глубина исследования, способы решения проблемы, уровень самостоятельности обучающихся в выборе темы. Главное, чтобы проблема была актуальной!
      С уважением, Чекмезова М.В.

  13. Добрый день, Марина Владимировна! В практике работы учителей английского языка нашей школы – неоднократное участие делегации в международном конкурсе английского языка “Good luck”, которое помогает развитию языковой практики школьников. Каким образом Вы решаете проблему недостатка общения школьников с носителями изучаемого языка?

    1. Уважаемая Наталия ! В обучении английскому языку действительно встаёт такая проблема – недостаток общения с носителями языка. Поскольку для учителей иностранного языка важно сформировать коммуникативную компетенцию у обучающихся, мы стараемся находить способы решения этой проблемы: просматриваем фильмы и читаем книги на английском языке, уделяем большое внимание упражнениям по аудированию, работаем с компьютерными программами на английском языке и участвуем в олимпиадах на разных сайтах.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  14. Добрый день, уважаемая Марина Владимировна! Скажите, пожалуйста, каким образом исследовательский метод находит применение в вашей внеурочной деятельности по предмету?
    С уважением Наталья Васильевна. Желаю творческих успехов.

    1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Внеклассная деятельность по английскому языку может осуществляться в разных формах.На мой взгляд, целесообразным является подготовка групповых проектов, когда обучающиеся из разных классов имеют возможность работать вместе и поделиться друг с другом своим опытом. Одной из форм осуществления внеурочной деятельности является организация общешкольных мероприятий, для подготовки к которым учащиеся исследуют особенности образа жизни в странах изучаемого языка. Таким образом не только развиваются исследовательские навыки, но и происходит формирование социокультурной компетентности обучающихся.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  15. Уважаемая Марина Владимировна, какие показатели Вашей работы свидетельствую об эффективности применения кейс-метода?

    1. Уважаемая Светлана Александровна! Обучающиеся видят в применении кейс-метода игру, обеспечивающую овладение практическим использованием материала. Анализ конкретных ситуаций способствует взрослению учащихся, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учёбе.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  16. Марина Владимировна! Владение иностранным языком, особенно английским, является необходимым условием успешности в современном мире. Ощущаете ли Вы повышение интереса к Вашему предмету со стороны обучающихся в связи с этим? Какое количество часов в учебном плане Вы считает оптимальным для качественного изучения иностранного языка?

    1. Уважаемая Ольга Викторовна! Роль английского языка в современном мире действительно возрастает. Нельзя сказать, что интерес к предмету возрастает сам по себе. Я стараюсь использовать такие методы и приёмы в работе, которые способствуют включению в процесс получения новых знаний каждого ученика, развитию его познавательной активности. Английскому языку в учебном плане общеобразовательной школы отводится определённое количество часов. Безусловно, увеличение количества часов в большей степени могло бы повлиять на формирование коммуникативной компетенции учащихся, однако все предметы занимают своё место в учебном плане. Нельзя утверждать, что какой-либо учебный предмет важнее остальных. Я стараюсь так построить свою работу и деятельность учащихся, чтобы развить у них необходимые навыки в рамках отведённого для этого времени.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  17. Уважаемая Марина Владимировна! Работа над проектами всегда вызывает у обучающихся творческую активность. Создание проектов при изучении английского языка особенно интересно. Не могли бы Вы поделиться информацией, какие виды проектов Вы наиболее часть используете? Приведите, пожалуйста, примеры исследовательских проектов.

    1. Уважаемый Арсений Анатольевич! В зависимости от возраста обучающихся я использую исследовательские, игровые, творческие проекты. Тематика исследовательских проектов может быть разнообразной:
      “Why do people pay so much attantion to image”

      “MANCHESTER UNITED” is the greatest football club of England.

      “The English language is a language of modern world ”
      Вы можете познакомиться с данными работами на моём сайте.
      С уважением, Чекмезова М.В.

  18. Уважаемая Марина Владимировна! В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность обучающихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Каким образом Вы формируете проектные группы?
    С уважением, Татьяна Анатольевна.

    1. Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! В формировании творческих групп учитываю уровень обученности и качества знаний, а также уровень развития интереса к предмету. Стараюсь, чтобы в одной группе работали учащиеся с разными способностями и разным уровнем познавательной активности.
      С уважением, Чекмезова М.В.

      1. Спасибо, Марина Владимировна! Желаю успехов Вашим детям в освоении знаний, а Вам – радости от общения с детьми!
        С уважением, Татьяна Анатольевна.

  19. Уважаемая Марина Владимировна! Ваша статья несомненно интересна. Как Вы считаете в какой форме начинать исследовательскую деятельность по иностранному языку с обучающимися начальных классов?

    1. Добрый день, Ольга Александровна! На начальной ступени обучения целесообразно начать с совместного анализа проблемных ситуаций, создания рисунков на актуальные темы, а также с составления мини-исследований (“Моя семья”, “Наша квартира” и др.).
      С уважением, Чекмезова М.В.

  20. Марина Владимировна, спасибо Вам за интересные вопросы и участие в диалоге! С уважением, Комбарова О. В.

Обсуждение завершено