Виртуальная лаборатория Аксёновой Евгении Александровны

← назад

aksenova Аксёнова Евгения Александровна
учитель истории и обществознания
Хоботовский филиал МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района

Ссылка на электронное портфолио
http://imc.68edu.ru

68 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Аксёновой Евгении Александровны

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на сетевом семинаре. Жду Ваших вопросов.

  2. Уважаемая Евгения Александровна, а какие приемы самоконтроля, на Ваш взгляд, самые эффективные при использовании интерактивного обучения?

    1. Здравствуйте. Спасибо за вопрос. Самыми эффективными приемами самоконтроля при использовании интерактивного обучения, на мой взгляд, являются входная диагностика, текущий контроль, рубежный и итоговый контроль.

      1. В основе интерактивного обучения лежат разнообразные виды общения. Но вести диалог дело не простое, каким основным правилам должны следовать учащиеся во время общения: ученик — ученик, ученик — группа? Спасибо.

        1. Спасибо за вопрос, Ольга Николаевна. Важным средством в развитии коммуникативных навыков является диалог, человеческая жизнь невозможна без общения (диалога). Диалог необходим во всех сферах жизни. Применяю следующие правила ведения диалога:
          – соблюдать очерёдность в разговоре;
          – выслушивать собеседника, не перебивая;
          – поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё;
          – проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
          – говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
          – использовать литературную лексику;
          – строить своё высказывание так, чтобы не обидеть собеседника.

  3. Уважаемая Евгения Александровна, используете ли Вы в своей работе приемы кооперативного обучения автора Кагана, если да, то на каких типах уроков?

    С уважением, Татьяна Юрьевна Сарычева.

    1. Здравствуйте, Татьяна Юрьевна. Я активно использую на своих уроках приемы кооперативного обучения автора Кагана. Прежде всего этот прием прослеживается при работе в парах, на уроках-семинарах, круглых столах. Деятельность в рамках этого приема структурирует деятельность учащихся и обеспечивает равные возможности участия в процессе всех школьников.

    2. Полностью с Вами согласна, что метод Кагана обеспечивает равные возможности участия учеников в дискуссии. Я применяю этот метод на своих уроках, так как он позволяет развивать еще и коммуникативные компетенции.

  4. Здравствуйте, Евгения Александровна. С большим интересам познакомилась с Вашим материалом. Меня интересует метод “Дебаты” Скажите, пожалуйста,какие особенности имеются в методе “Дебаты”? Какие темы вы выносили для обсуждения с использованием метода Дебаты?

    1. Здравствуйте, Нина Юрьевна. Спасибо за вопрос. Я активно использую метод “Дебаты” на уроках истории и обществознания. В дебатах принимают участие две команды учащихся. Основываясь на материалах исследования, одна из команд утверждает, что проблема может быть решена следующим образом и приводит свои доводы. Другая команда находит у оппонентов слабые места и пытается привести свои доводы. Данный метод имеет ряд особенностей. В отличие от других дебатов, дебаты по истории предлагают вероятностные ситуации, ход дебатов трудно прогнозировать. На уроках обсуждались следующие темы: “Восстание декабристов-подвиг или преступление”, “Досуг молодежи “вчера” и “сегодня”, “ЕГЭ: “за” и “против” и т.д.

  5. Здравствуйте Евгения Александровна! С интересом прочитала Вашу статью. В своей работе Вы рассказали о положительных моментах использования интерактивных методов обучения. Укажите трудности, с которыми Вам приходится сталкиваться при организации уроков с использованием интерактивного метода обучения?

    1. Здравствуйте, Лариса Анатольевна. Согласна, что интерактивное обучение не лишено недостатков. Соответственно, организуя такие уроки, я сталкиваюсь с некоторыми трудностями. Пожалуй, главная из проблем в том, что для проведения интерактивного урока уходит много времени на подготовку. Трудность также и в том, что детей надо постепенно приучать к работе в рамках интерактивного урока, создавая положительный настрой на взаимоотношения с одноклассниками, на сотрудничество по учебной проблеме. Но не стоит забывать о том, что если быть последовательным и настойчивым в организации уроков данного типа, то трудностей не возникнет!

  6. Уважаемая Евгения Александровна, выбранная вами тема,, действительно весь актуальна и перспективна. Хотелось бы уточнить, как вы решаете данную задачу на уроках истории?

    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Интерактивное обучение на уроках истории начинаю с работы в парах. Пара- идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Активно использую взаимопроверку, например, знания исторических дат. При проверке самостоятельного поиска новой информации использую прием “горячий стул”. Применение в практике преподавания истории интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся.

  7. Здравствуйте! Уважаемая Евгения Александровна! Гражданско-правовая культура, несомненно, – очень важный аспект современного общества. А какой результативности Вам удалось добиться в этом направлении благодаря используемой методике?

    1. Здравствуйте, Татьяна Александровна. Моя результативность- мои ученики-последователи. Ежегодно выпускники 9 и 11 классов поступают в учебные заведения на юридические факультеты.

  8. Уважаемая Евгения Александровна, добрый день! Тема вашего методического семинара мне очень интересна, считаю, что она и актуальна при современном подходе к образованию. Как вы думаете, на каких линиях строится диалог при интерактивном обучении,

    1. При интерактивном обучении диалог строится на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик – аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

    2. Спасибо за вопрос, Елена Ивановна. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традициооных методах обучения, но лишь на линиях “учитель- ученик” или “учитель- группа учащихся”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик- ученик” (работа в парах), “ученик-группа учащихся” (работа в группах), “ученик- аудитория” или “группа учащихся-аудитория” (презентация, работа в группе), “ученик- компьютер” и т. д.

  9. Добрый день, Евгения Александровна! Ваша статья интересна, а каковы плюсы и минусы интерактивной модели урока Вы видите?

    1. Здравствуйте, Елена Ивановна! Спасибо за вопрос. Преимуществ очень много, но главное – школьники учатся думать и сотрудничать, ведь только так можно найти оптимальное решение, а не просто правильное. К тому же в процессе работы данного типа ученики не просто получают знания, а пропускают эти знания через личный опыт, что существенно улучшает глубину понимания.
      Среди недостатков интерактивной модели урока я бы выделила следующие:
      – во-первых, включение в интерактив требует специальной подготовительной работы со школьниками с целью выработки активной позиции школьника. Например, некоторые стесняются высказать своё мнение, некоторые боятся попросить помощь, некоторые не умеют слушать других.
      – во-вторых, количество нового материала на интерактивном уроке может быть значительно меньше, чем при простом изложении учителем и пассивном восприятии учеником.
      -в-третьих, на подготовку учителем интерактивного урока уходит немало времени.

  10. Доброе утро, Евгения Александровна. Меня заинтересовала тема Вашего семинара. Ваши примеры из практики достаточно интересны, но описаны очень кратко. К примеру “Работа в парах”: как происходит взаимоконтроль? Каким образом закрепляется новый материал в паре?

    1. Добрый день, Марина Анатольевна. Спасибо за Ваш вопрос. Я активно использую на уроках “работу в парах”. Пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. Не следует навязывать партнёра, можно лишь посоветовать или попросить помочь товарищу. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучения». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».Работу в парах можно проводить для изучения нового материала, с последующим контролем в парах, например по истории средних веков в 6 классе по теме «Войны Юстиниана».

      1. Спасибо за ответ, но все же для полноценного взаимоконтроля, необходимы четкие и понятные критерии оценивания. Разрабатываете ли вы их для своих уроках и групповых занятий? И еще один вопрос. Можно ли где нибудь ознакомиться с вашими уроками с применением данной методики.

        1. Марина Анатольевна, спасибо за Ваш вопрос. Для полноценного взаимоконтроля я разрабатываю четкие критерии оценивания работы в группах: правильность изложения материала, логика изложения, четкость, культура, поведение в группе, умение сотрудничать. Материалы с использованием данной технологии размещены на моем сайте.

  11. Уважаемая Евгения Александровна, добрый день!
    Заметен ли прогресс качества знаний в Вашей деятельности в результате использования интерактивных методов обучения?

    1. Здравствуйте. Спасибо за Ваш вопрос. Активное применение интерактивных методов обучения позволяет наблюдать позитивную динамику успеваемости и качества знаний. За прошлый учебный год качество знаний в старших классах увеличилось на 4,2%. Особенно важны результаты в выпускных классах, которым предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ, поскольку полученная статистика позволит сделать объективные выводы о повышении качества знаний.

  12. Уважаемая Евгения Александровна!
    Ознакомилась с Вашей работой. В статье Вы делитесь опытом использования интересных приемов организации группового обучения. На своем опыте убедилась, что если ученикам для групповой работы предложить интересные творческие задания, равнодушных в классе не останется, да и уровень освоения материала будет выше, чем при использовании традиционных форм обучения. Сталкиваетесь при организации интерактивного обучения с какими-либо трудностями?

    1. Здравствуйте. Уважаемая, Наталия Ивановна, согласна, что интерактивное обучение не лишено недостатков. Я сталкиваюсь с некоторыми трудностями при проведении уроков. Во-первых, некоторые ребята стесняются высказать своё мнение, другие боятся попросить помощь, некоторые не умеют слушать других. Во-вторых, количество нового материала на интерактивном уроке может быть значительно меньше, чем при простом изложении учителем и пассивном восприятии учеником.

  13. Насколько оправдывает себя применение кейс-технологий в Вашей работе?

    1. Добрый день, Лариса Викторовна. Кейс-технологии с одной стороны – противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

      1. Спасибо Вам за исчерпывающий ответ, была рада познакомиться с Вашей точкой зрения .С уважением Лариса Палий

  14. Евгения Александровна, добрый день! С большим интересом ознакомилась с Вашей статьей, тема Вашего методического семинара интересна и актуальна. Скажите, пожалуйста, с какого класса Вы начинаете применять метод “Семинар” на своих занятиях?

    1. Данный вид учебных занятий предполагает обсуждение учащимися под руководством учителя подготовленных ими сообщений или докладов. В ходе проведения семинара по теме ” Защита прав ребенка” учащимся предлагаются для обсуждения темы: “Право ребенка на самозащиту”. Конечная цель семинара – формирование у учащихся знания правовой культуры по защите прав ребенка.
      Элементы семинарского занятия применяю с 5 класса. Как семинар в полном понимании этого вида занятия использую с 8 класса.

  15. Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса на Ваших уроках? Что предпринимаете для развития интереса?

  16. Оцените уровень психологической атмосферы в Ваших классах. Какие меры Вы предпринимаете для создания доверия, открытости?

    1. Спасибо за вопрос. Да, считаю. Огромный интерес у детей вызывает материалы СМИ, телевидения, Интернет.

    2. На моих уроках и занятиях царит атмосфера доверия. Доброжелательный тон, постоянное поощрение работающих делает детей раскрепощенными, позволяет высказывать свои мнения открыто и свободно.

  17. Проводите ли вы работу по вашей теме на уроках истории или ограничиваетесь только уроками обществознания?

    1. Спасибо за Ваш вопрос. Метод интерактивного обучения я активно использую как на уроках истории, так на на уроках обществознания. Метод интерактивного обучения очень эффективен, поскольку он способствует высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе, терпимость к мнениям и поступкам других.

  18. Уважаемая Евгения Александровна, какими чертами с вашей точки зрения должен обладать урок, чтобы называться интерактивным?

    1. Спасибо за вопрос. Я считаю, что только интерактивный урок ведет к достижению главной цели обучения на уроках истории – социализации личности и подготовки её к успешной будущей жизни.
      Черты интерактивного урока я бы выделила следующие:
      – доступность обучения;
      – наглядность обучения;
      – сознательность и активность в обучении;
      – самостоятельность;
      – прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков;
      – индивидуализация обучения;
      – связь теории и практики;
      – ориентирован на все уровни познания.

  19. Уважаемая Евгения Александровна!
    Как давно Вы используете интерактивное обучение? Заметили Вы изменения в профессиональной ориентации школьников со времени использования этой технологии?

    1. Я пришла в школу когда уже использовалась данная технология. Я ее преломила через призму своего видения. Мне нравится активная работа учащихся. А что касается изменений в профессиональной ориентации, так я точно могу сказать только одно: круг избираемых профессиональных видов деятельности стал значительно шире.

  20. Уважаемая Евгения Александровна, каким образом Вы оцениваете сформированность личностных, предметных и метапредметных умений своих учащихся?

    1. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Оценка предметных знаний, я думаю, не вызывает затруднений. Сложнее оценка достижения метапредметных результатов, она обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения.

    1. Важное место на уроках гражданско-правового направления занимают тренинги и игры, что способствует сплочению группы, выявлению лидеров и т.д. Тренинг – особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента.

  21. Евгения Александровна, Вы пишите, что используете такие приёмы как «мозговой штурм», дискуссии, деловые игры, синквейн. Эти приёмы применяют практически во всех ранее существовавших методиках. Что же нового используете в данной технологии?

    1. Новое стало возможным благодаря технике и интернету. Это и использование самой свежей информации, красочного и наглядного материала, использование видео, а самое главное все это доступно детям.

  22. Здравствуйте, Евгения Александровна! Какова Ваша роль при ведении диалогов различных видов: “ученик – ученик”, “ученик – группа учащихся”, “ученик – аудитория”?

    1. Здравствуйте, Лилия Валерьевна. При ведении диалогов профессиональная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть в общей проблеме тот уникальный поворот, который соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать процессу переопределения учебных проблем, не должен препятствовать постановке учащимися новых проблем на уроке.

      1. Спасибо за ответ! Евгения Александровна, я разделяю Ваше мнение.

        1. Я очень рада что в Вашем лице я нашла себе единомышленника.

  23. Добрый день, уважаемая Евгения Александровна! Какие на Ваш взгляд интерактивные методы являются наиболее эффективными при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию?

    1. На мой взгляд, технология интерактивного обучения максимально обеспечивает развитие творческого потенциала личности каждого ученика, помогает в подготовке к экзамену. Она в большей степени направлена на формирование общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. Учебные элементы в модуль включаем самые разнообразные: текстовые, табличные, иллюстрированные, словесные, игровые. Формы работы интерактивного обучения также различны:
      -индивидуальная самостоятельная работа,
      -работа в парах;
      -работа в группе;
      -фронтальная работа.

    1. Спасибо за вопрос, Наталия Ивановна. В своей работе я использую следующие ЭОР: презентации, интерактивные таблицы и карты, компьютерные тестирования и т.д. Предпочтения в своей работе я отдаю компьютерному тестированию.

  24. Уважаемая Евгения Александровна, добрый день! В своих методических материалах Вы подробно рассказали о применении в преподавании истории и обществознания интерактивных методов обучения, и сделали вывод о том, что они способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Позвольте уточняющий вопрос – как Вы отслеживаете повышение интеллектуальной активности обучающихся, какими критериями пользуетесь? Спасибо за ответ.

    1. Здравствуйте, Елена Геннадьевна. Спасибо за Ваш вопрос. На своих уроках я руководствуюсь следующими критериями отслеживания интеллектуальной активности учащихся: когнитивным, коммуникативным, деятельностным.

  25. Евгения Александровна, добрый день. Вы подробно описали интерактивные методики, но хочется услышать, а как же интерактивные методики формируют УУД и как Вы отслеживаете результаты.

    1. Здравствуйте, Лариса Николаевна. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Оценка предметных знаний, я думаю, не вызывает затруднений. Сложнее оценка достижения метапредметных результатов, она обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения.
      На своих уроках я руководствуюсь следующими критериями отслеживания интеллектуальной активности учащихся: когнитивным, коммуникативным, деятельностным.

  26. Уважаемая Евгения Александровна, как Вы используете интерактивные методы во внеклассной работе?

    1. Здравствуйте. Для решения воспитательных задач я использую следующие интерактивные формы и методы: экскурсии, кейс-метод, “мозговой штурм”, круглый стол, деловые и ролевые игры и т.д.

  27. Здравствуйте, Елена Геннадьевна. Спасибо за Ваш вопрос. На своих уроках я руководствуюсь следующими критериями отслеживания интеллектуальной активности учащихся: когнитивным, коммуникативным, деятельностным.

  28. Уважаемые участники семинара, благодарю вас за проявленный интерес к моей статье. Рада была общению с вами.

Обсуждение завершено