Виртуальная лаборатория Егоровой Любови Алексеевны

<< назад

Егорова Егорова Любовь Алексеевна
Учитель физики
Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №2
в д. Чичерино
Токарёвский район

Физический эксперимент как  метод активизации
познавательной и мыслительной деятельности обучающихся

Статья:

“Развитие современного общества требует формирования всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Велика в этом плане роль знаний по физике”

Читать полностью >>

Презентация:

Презентация Егоровой

Смотреть презентацию >>

Видеоролик:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=mNSt76RvCOE&w=480&h=360]

27 комментариев на странице “Виртуальная лаборатория Егоровой Любови Алексеевны

  1. Любовь Алексеевна, познакомилась С вашей статьей, абсолютно согласна, что формирование учебной мотивации – одна из центральных проблем современной школы. Считаю необходимым для себя изучать систему мотивов моих обучающихся, типы мотивации. Поделитесь, методиками каких авторов Вы пользуетесь.

    1. Елена Викторовна, большое Вам спасибо за интерес к моему методическому опыту по данной проблеме и за вопрос.
      При определении мотивации обучающихся я использовала материалы книги И.Юдиной “Портфолио ученика средней школы” – “Методика изучения мотивации учения подростков”. Тест состоит из 6 блоков. Я использовала 3 первых блока: 1 – отражает личностный смысл, 2 – способность к целеполаганию, 3 – указывает на иные мотивы. В книге имеется оценочная таблица, определяющая уровень мотивации

  2. Здравствуйте, Любовь Алексеевна.
    Ваша статья раскрывает методы активизации познавательной деятельности через физический эксперимент. А как Вы считаете, возможно ли применение данного метода на других уроках, не связанных с опытами и экспериментами, например, на обществознании?

    1. Уважаемая Елена Валерьевна! Физический эксперимент, как правильно Вы сказали, активизирует познавательную деятельность. Я считаю, что применение данного метода возможно и на других уроках, в том числе, и на уроках обществознания. Эксперимент можно проводить не только с физическими приборами. На мой взгляд, Вы на уроках обществознания можете использовать, компьютерный (виртуальный), психологический и поисковый эксперименты.

  3. Любовь Алексеевна здравствуйте ознакомилась с вашей статьей Следует согласиться физический эксперимент – неотемлемая часть урока физики Хотелось бы уточнить оснащение вашего кабинета физики демонстрационным оборудованием и роль эксперимента при создании проблемной ситуации на уроке На примере хотя бы одной темы

    1. Здравствуйте, Лариса Викторовна! Кабинет физики оснащен необходимым демонстрационным и лабораторным оборудованием. Чтобы провести эксперимент, надо поставить проблему. Эксперимент или подтвердит гипотезу или опровергнет. Проведение эксперимента – это доказательство. Например, при изучении темы “Испарение” (8 класс) в начале урока ученики выдвигают гипотезы о зависимости скорости испарения жидкости от внешних условий (опираясь на жизненный опыт), а в ходе экспериментов проверяют истинность выдвинутых гипотез.

  4. Здравствуйте, уважаемая Любовь Алексеевна! Как Вы используете метод физического эксперимента при подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ?

    1. Елена Юрьевна, спасибо за вопрос! Подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ я уделяю большое внимание. В работах ГИА есть отдельный блок, который посвящен выполнению экспериментов. А в работах ЕГЭ есть задания, которые опираются на полученный детьми опыт в ходе выполнения лабораторных и практических работ (задания А6 – Статика, А3 – Силы в природе, А15 – Оптика). В урочное и внеурочное время (кружок, неделя физики и др.) я уделяю большое внимание проведению физического эксперимента. Мини-опыты, фронтальный эксперимент, опыты в домашних условиях – все это способствует формированию экспериментальной грамотности обучающихся, а, следовательно, повышению результатов на ГИА и ЕГЭ.

  5. Здравствуйте уважаемая Любовь Алексеевна! Я целиком и полностью с Вами согласна. Учение должно быть увлеченным. Ваш предмет позволяет Вам это сделать! Но как без знания теории можно грамотно трактовать результаты эксперимента? Для слабого ученика владение основными понятиями – уже хорошо. А для сильного? Не считаете ли Вы, что при увлечении игровыми моментами может пострадать теоретическая база знаний предмета.

    1. Уважаемая Елена Евгеньевна! Несколько удивлена Вашими выводами, которые Вы сделали. изучив мой методический опыт по данной проблеме. По моей методике работы проведению эксперимента всегда предшествует теоретический блок. Для выполнения практической части лабораторного эксперимента обучающие получают допуск в виде сдачи теоретического материала. Для сильных обучающихся допуск содержит вопросы повышенного уровня, а при выполнении практической части работы – дополнительные задания. Эксперимент – это не игра, а кропотливый труд, который соединяет теорию и практику воедино.

      1. Спасибо, Любовь Алексеевна! С Вами приятно общаться.

      2. Спасибо Елена Алексеевна за ответ. Но хотела поинтересоваться. как оснащен Ваш кабинет физики, всё ли оборудование у Вас имеется? Когда я сама училась в школе у нас в 8-10 классах в конце года проводили физический практикум. А Вы проводите такие практикумы? Спасибо.

        1. Кабинет физики, в котором я работаю, оснащен оборудованием (демонстрационным и лабораторным) в соответствии с программными требованиями. По новой программе физический практикум в 11 классе не предусмотрен.

  6. Любовь Алексеевна, Ваша тема интересна мне. Я преподаю русский язык и литературу. И мне всегда было интересно, как удается учителям физики и математики сделать свой предмет увлекательным. Арабская пословица гласит: “Один опыт стоит тысячи слов”. На уроках физики всегда очень много опытов и лабораторных работ. И об этом вы рассказываете в своей статье. Какими приемами Вам удается заинтересовать детей, особенно девочек в такой точной науке?

    1. Уважаемая Мария Юрьевна! Девочки – это будущие хозяйки, а на кухне без физики – никуда! Сода, соль, сахар, кухонные приборы – главные участники процессов приготовления пищи. Как пользоваться электричеством, что помогает или мешает процессу приготовления пиши – вот мини-опыты, которые я задаю детям провести в домашних условиях. Девочки активно участвуют в этих экспериментах, тем самым проявляют интерес к моему предмету. В свою очередь, Мария Юрьевна, меня заинтересовал Ваш опыт работы по организации самостоятельной работы обучающихся на уроках. Полностью согласна с Вашим убеждением, что организация самостоятельной работы на уроках – это, прежде всего, средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, реализация системно-деятельностного подхода, который положен в основу нового Стандарта. Проблема организации самостоятельной работы не нова, но подходы уже другие и мы находимся в постоянном поиске. Успехов Вам в работе!

  7. Здравствуйте, Любовь Алексеевна. Как реализовать экспериментальную деятельность в физике с экспериментами по изучению самого человека и его особенностей?

    1. Здравствуйте, Нина Геннадиевна! Веду элективный курс “Физика человека” (темы “Статика в теле человека”, “Электрические свойства человека” и др), где рассматриваю влияние различных физических явлений на тело человека. На уроках стараюсь тоже затронуть влияние физических процессов на человека.

  8. Добрый день, Любовь Алексеевна! Не совсем понятно, что Вы заложили в предложение:
    “Несмотря на условие почти индивидуального обучения в нашей школе, мотивация изучения физики низкая, обучающиеся быстро устают и т. д.” Какая связь между индивидуальным обучением и повышением мотивации?

    1. Светлана Михайловна, я работаю в сельской школе, где наполняемость классов 7-12 человек, и индивидуальное обучение – это работа с каждым ребенком, учитывая их умственные, физические и психические особенности. Между индивидуальным обучением и повышением мотивации прямой связи не вижу.

  9. Здравствуйте, .Любовь Алексеевна! Вы написали, что одним из методов активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся является домашний эксперимент. В какой форме обучающиеся представляют результаты своей домашней деятельности?

    1. Зравствуйте, Татьяна! Результаты своей домашней деятельности дети представляют в виде отчета с описанием своих действий, а также указывают, какое оборудование (самодельное или подручное) они использовали в своем опыте

  10. Уважаемая Любовь Алексеевна!
    Считаю, что тема «Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся» актуальна.
    Мыслительная деятельность у детей развивается если помимо теоретических знаний выполняют и практические задания. Это хорошо прослеживается по результатам ваших мониторингов. Считаю, что различные виды экспериментов действительно необходимы на различных этапах урока.
    Как вы считаете, на каком этапе урока ученический эксперимент наиболее эффективен?

    1. Уважаемая Ирина Викторовна, спасибо Вам за вопрос. Фронтальный эксперимент наиболее эффективен на этапе первичного закрепления изучения нового материала

  11. Уважаемая Любовь Алексеевна! С вами очень приятно общаться. Я согласна, что уроки без демонстрации практических работ скучны, поэтому учитель должен создать все условия для активного и творческого познания ребенка

    1. Спасибо большое, Татьяна! Я согласна с Вашей точкой зрения. На своих уроках я использую все виды физического эксперимента для активизации познавательной деятельности

  12. Любовь Алексеевна, скажите, а что подразумевается под виртуальными экспериментами? И как выполняются эти эксперименты: фронтально или индивидуально?

    1. Елена Валерьевна, энциклопедия “Кирилла и Мефодия” позволяет проводить виртуальные эксперименты практически по всем темам курса физики. Эксперименты выполняются фронтально

Обсуждение завершено